Дотянуться до сердца

Дата публикации: 23.05.2017 - 15:55
Просмотров - 920

- Здравствуйте! Это вас из детского сада «Гнёздышко» беспокоят. У нас завтра состоится мероприятие «Читаем детям о войне», из библиотеки сотрудник придёт, а вы бы не хотели осветить это событие?

А почему бы и нет? - подумала я. Тема отличная и весьма актуальная: с одной стороны, разговор об истории страны с малышами, с другой, рассказы о книгах и чтении – это же замечательно! Словом, в преддверии 9 Мая отправилась на встречу в детский сад.

 

ХЛЕБА БЫЛО В ПОЛ-ЛАДОШКИ

В большом и уютном музыкальном зале «Гнёздышка», словно воробьи на ветках, устроились на своих малышовых стульчиках ребята из старшей и подготовительной групп. Лёгкая суета перед началом, смешки и переговоры, сотрудник детской библиотеки Татьяна Сергиенко в последний раз перед началом встречи просматривает принесённые книги, и по тому, как ласково она листает старые страницы, видно – эти тоненькие книжечки для неё значат гораздо больше, чем просто подотчётные единицы.

- Ребята, сегодня у нас с вами важная встреча, - обращается к любопытным малышам старший воспитатель «Гнёздышка» Лариса Бахтина. - Как вы думаете, кто эта красивая тётя? – указывает она на Татьяну Сергиенко.

- Она из телевидения! – дружным хором, высказывая немалую осведомлённость в подборе ведущих на ТВ, отзываются ребята.

- Нет, дорогие. Татьяна Викторовна пришла к вам из библиотеки и прочитает вам рассказы о войне. Во всём мире в эти дни проводят встречи «Читаем детям о войне», но сначала ребятишки из подготовительной группы станцуют вам военный вальс.

Трогательно серьёзные девочки и мальчики прокружились в лёгком танце, и Татьяна Сергиенко открыла первую книгу - Валерий Воскобойников «900 дней мужества». Затем она читала «Дорогу жизни» Нисона Ходзы, и – признаться, несколько неожиданно для меня, «Дневник Тани Савичевой». Неожиданно потому, что сейчас нередко считается – детям нельзя рассказывать жёсткие вещи, их надо беречь, охранять их психику от всего тревожного и страшного. А тут – «Дневник»… Не каждый взрослый может спокойно слушать эти страшные строки: «Умерли все. Осталась одна Таня».

Правда, для большинства малышей прочитанное прошло мимо восприятия, даже стихотворение Ильи Малышева, школьника, написавшего посвящение Тане Савичевой со строками:

Дети мечтали

                о корочке хлеба,

Дети боялись

                 военного неба.

Но один мальчик в конце встречи удивил и Татьяну Викторовну, да и всех других, процитировав часть стихотворения, запомнив с первого раза несколько строк. Однако, когда воспитатель предложила ребятам представить, что пережили их сверстники в блокадном Ленинграде, имея в сутки всего-то хлеба с пол-ладошки размером и больше ничего, до детей, что называется, дошло.

- А как это ничего не было? Что, и супа не давали?

- А почему не кормили больше ничем!?

- И шоколадки не было? – недоверчиво тянула маленькая девчушка с огромным бантом на голове.

- Да, ребята, больше ничего не было из еды. Война. Голод и холод. Это было страшное время. Вот что вы знаете про войну?

Как могли, малыши рассказывали, что слышали дома, что видели по телевизору, о чём рассказывали воспитатели. И это беспокойство в глазах, осознание вдруг, что не всегда детей окружали тепло и сытный обед, куча игрушек и красивая одежда – многого стоят. И главное, показывает, что встреча «Читаем детям о войне» прошла не напрасно.

- Это уже восьмое мероприятие в этом году, - говорит Татьяна Сергиенко. – Акция «Читаем детям о войне» зародилась несколько лет назад в самарской библиотеке, и стала распространяться по России. Мы принимаем участие только второй год. Каждый библиотекарь выбирал книги сам. Я обслуживаю детей из детских садов и младшей школы в библиотеке, поэтому на встречах, в обычной работе стараюсь популяризировать серию книг, которые выпускались еще в советские годы, «Дедушкины медали». К сожалению, с 1981 года книги растрепались, выходят из строя, а с того времени не переиздаются. Для меня такие встречи важны, ведь мой дед тоже воевал на фронте, все 900 дней блокады Ленинграда прошёл, и я уверена, что рассказывать и читать детям о войне надо обязательно. Ведь это история нашей страны. 

СЛОВО ВОСПИТАТЕЛЯ

После того, как малыши разошлись по своим группам, я не могла не спросить у старшего воспитателя Ларисы Бахтиной – как это решились в детском саду не просто рассказывать о войне, а и прочитать дневник Тани.

-  Я думаю, что дневник Тани Савичевой менее страшен для детской психики и здоровья, чем наркотики и убийства в наши дни. Дневник несет память, информацию о войне, которую должны знать дети. Счастливую жизнь обеспечивают им сейчас родители, бабушки и дедушки. А о том, что было 70 с лишним лет назад, кто защитил страну, как трудно было в то время и как жили дети военной поры, они должны знать.

А через что мы будем говорить о трудностях войны, если не будем упоминать про то, как тысячи солдат гибли на фронтах, тысячи людей умирали от голода и холода в тылу. И Таня Савичева – это, пожалуй, самый близкий и понятный для детей образ, она почти их ровесница, у многих сестры и братья такого возраста, на этом примере они наглядно могут понять, как страшна война. Кусочек хлеба на целый день – это то, что малыши могут понять. Нужно давать образы, которые дети могут осознать.

Нельзя уж совершенно щадить детей от всего, оберегать со всех сторон. На исключительно положительных примерах, рассказах про солнышко и цветочки патриотов не воспитаешь. Нужно знать историю страны.

Подумайте, кого мы будем поминать минутой молчания, если не будем говорить о погибших в войне?!

Мы постоянно занимаемся патриотическим воспитанием. У нас в детском садике много внимания уделяется этому. Рассказываем о традициях нашей страны, о традициях разных народов. Посмотрите на состав групп – тут казахи, узбеки, русские, чеченцы, хакасы, и никто не спорит, не дерётся. Проводим занятия по разным языкам и обычаям. Так воспитывается интернационализм, уважение к другим культурам. Но страна одна, и мы её любим. И как раз потому, что мы любим нашу Россию, мы должны знать её историю, её не только радостные страницы, но и годы горя, скорби, её страшные дни.

НЕЛЬЗЯ МОЛЧАТЬ

Что характерно, это пусть и замечательное, но всё же рядовое событие, получило неожиданно продолжение. Придя на работу, рассказала коллегам о мероприятии, и спонтанно вспыхнуло бурное обсуждение – надо ли рассказывать детям об ужасах войны? А если надо, то как это сделать, чтобы факты истории не превратились в какой-то триллер, но дошли до самого сердца?

- Я вообще не понимаю, что это за современный подход в воспитании, когда ребёнка берегут от любых сложных вопросов, - возмущённо говорила Галина Николаева. – У меня внучки не знают самых простых вещей о войне, хотя родители с высшим образованием, да и в школе должны бы рассказывать, но нет. Про День Победы, конечно, слышали, про 22 июня тоже, а вот что стояло между этими датами – им практически неизвестно. Недавно читала внучке-четверокласснице про Карбышева, как его водой на морозе обливали, но он выбрал смерть, а не предательство, не стал выдавать военные тайны, у неё в глазах ужас и непонимание – а зачем молчал? Рассказал бы, зато жив остался.  Их же сейчас учат, что главное – это жизнь. Но ведь не любой ценой! Не за счёт смертей других и предательства. Но об этом в школе не говорят, не хотят травмировать психику…

В самом деле, проблема излишнего оберегания детей в нашем обществе есть, и наша газета уже не раз писала об этом. Конечно, рассказывая о вещах тяжёлых, даже страшных, есть риск причинить впечатлительному ребёнку и бессонные ночи, и сны с кошмарами. Но ведь иной путь – тупиковый.

После встречи в детском саду, обсуждения проблемы с коллегами решила посмотреть, а что же советуют психологи. Как специалисты рекомендуют рассказывать о войне детям? Прочитанное, признаться, ошеломило. Не скажу, что все, но многие из душеведов категорически стали на позицию «детосбережения», мол, ничего травмирующего психику не рассказывать. А объясняя, что такое война, опираться на великого бога современного западного общества – права человека и общий гуманизм.

Вот несколько цитат из статьи Инны Прибора:

«- Сначала неплохо разобраться с общими ценностями.

Хотя бы поговорить, что превыше всего жизнь. Не честь, не слава, не память, не богатство, не религия, не страна, не идея, а жизнь. 

- Родитель, который недавно перечитал Ремарка, имеет большое преимущество перед тем родителем, который сам себе пел песни Лещенко.

- Замечательное упражнение — подумать над идеей врага.

Все ли немцы априори плохи во время войны? Все ли «наши» — хороши?

- Игра в войну — это не плохо, особенно если сегодня ты немец, а завтра — русский. Но еще лучше, если сегодня империя, а завтра — республика».

И всё это написано на полном серьёзе, причём на портале «Мел», ориентированном на вопросы воспитания и образования! Что важны не честь и совесть, не долг и справедливость, а простите, собственная шкура. И ради её спасения можно предавать, врать, словом, делать всё, лишь бы спасти себя любимого. Иначе говоря, не медаль «За отвагу на пожаре» героям давать, а ставить на учёт в инспекции по делам несовершеннолетних за асоциальное поведение, а профессиональных полицейских, военных, спасателей вовсе зачислить в категорию психически больных граждан – ведь они сознательно рискуют своей жизнью!

Как вы думаете, если бы наши деды и прадеды руководствовались этим шкурным инстинктом, на каком языке разговаривали бы их потомки? Да и вообще – разговаривали бы или попросту не родились?..

Впрочем, подобное время наша страна уже переживала. В 20-е годы прошлого века временную победу над здравым смыслом и системой воспитания взяли педологи. Они также во главу угла пытались ставить счастливое, иначе говоря, оберегающее ото всех волнений и труда, детство. Именно с ними, не щадя сил бился много лет великий педагог Антон Макаренко. В конечном счёте, здравый смысл и умная педагогика победили педологов. Советую всем интересующимся открыть «Педагогическую поэму» и «Флаги на башнях» Макаренко, там можно найти много интересного, перекликающегося с проблемами современного воспитания.

А что касается советов мадам Ирины, называющей себя психологом, и советующей помнить, что «превыше всего жизнь», то в памяти всплывает сцена из романа Фриды Вигдоровой «Это мой дом». К слову сказать, роман написан по мотивам рассказов Семена Калабалина, воспитанника Макаренко, ставшего директором детского дома.

В двух словах: воспитанники Семёна в вагоне поезда вступились за девушку, которую пытались ограбить и избить хулиганы. В результате один из защитников ранен. В детский дом приходит инспектор, и между ним и Семёном происходит диалог:

«– Почему у вас дети не знают элементарнейших правил поведения? Почему они лезут в драку? – услышал я вдруг.

– Простите, в какую драку? Они не в драку лезли, а пришли человеку на помощь.

– Разве они не знают, что не их дело вмешиваться в уличные и всякие вагонные происшествия? Когда мой сын уходит из дому, он знает, что ни во что не должен вмешиваться.

– А когда наши дети выходят из дому, – отвечаю я, – они знают: все, что они увидят, касается их. И если надо помочь, вступиться – они должны, обязаны это сделать. Я это им говорю всегда».

Согласитесь, словно калька с советов современного психолога, или, скорее, психолог списал рекомендации с книги 60-летней давности.

Умные люди утверждали, что ошибки должны учить, по меньшей мере, тому, чтобы в будущем их не повторять. Правда, при этом добавляли, что, к сожалению, нередко история учит тому, что она ничему не учит. Но ведь нужно вырываться из порочного круга ошибок, иначе грабли так и будут долбить по лбу.

Достаточно посмотреть на события, происходящие в современной Украине, где, решив заново переписать историю, махом выбросили на свалку и подвиги дедов в Великой Отечественной войне, и подлинный интернационализм, который сплотил народы СССР в тяжёлые годы. В итоге, махом порвались родственные связи, вчерашние друзья стали врагами, а яростный национализм настолько поднял голову, что уже началась сегрегация внутринациональная, мол, все украинцы равны, но некоторые равнее. И для того, чтобы не допустить подобного, – нужно рассказывать ребятам о войне, но делать это грамотно.

Кстати, интересный факт прочитала об обучении подростков в Бельгии – да-да, той самой стране, что сопротивлялась Гитлеру лишь одни сутки, а затем сдалась.

Группу старшеклассников высаживают километрах в десяти от деревни, дают рацию и всё, теперь это военный отряд. Командир определяет направление, и ребята идут по маршруту. Через пару километров смешки уже стихают – вроде бы нетяжелые рюкзаки начинают весить словно набитые кирпичами, руки оттягивает даже игрушечное оружие. А когда вступают в деревню, инструктор начинает второй этап реконструкции:

- Кто Ван Мол?

- Я Ван Мол.

- Всё. Дальше ты молчишь. Ван Мол подорвался на мине возле этого дома и погиб.

И так группа идёт, пока не доходит до кладбища, где рядами стоят могильные плиты с именами погибших бойцов. А ребята, дойдя, понимают, что из их группы в полтора десятка человек 13 молчат.

Валентина СОСНОВСКАЯ, фото автора. «ЧР» №39 от 23 мая 2017 г.

Новости по теме: