Семейный форум: отпустите – пусть плывет

Дата публикации: 26.04.2017 - 14:31
Автор:
Просмотров - 1345

  «Ох нелегкая это работа…» - скажет о воспитании детей любой родитель. И все в голос твердят, что больше всего мечтаем о том, чтобы  чадо было счастливым во все времена – и в детстве, и в юности, и во взрослой самостоятельной жизни, когда мамы и папы рядом не будет.  Вот задачка! Потруднее чем из высшей математики. Как ее решить?    

      Ошибки колобка

Конечно, самый простой способ – обратиться к старшему поколению. Наши мамы и бабушки удивительным образом совмещали тяжелый труд на производстве и в колхозах с воспитанием ребятишек. Спросите свою бабулю, сколько лет она сидела в декретном отпуске. «Что ты, милая, какой декрет! Едва успела очухаться после родов, и вперед – за Родину, за Сталина!» - сказала мне моя. Через два-три месяца после появления на свет ребенка женщины шли на работу, а дите попадало в ясельки. Вот и вся премудрость. Так что особых секретов предки  не раскроют: скажут, что жили по совести, а детей воспитывали по наитию.

  «Современные родители же хотят использовать все достижения и опыт науки, чтобы вырастить разностороннюю и самодостаточную личность. И это правильно: в конце концов все открытия мира делаются для того, чтобы облегчить жизнь человеку. О современном взгляде на воспитание молодые родители Черногорска могли узнать на форуме «Укрепляя семью – измени мир!», который состоялся на прошлой неделе.

 Частнопрактикующий психолог из Абакана Андрей Кедрин провел лекцию-практикум «Терапевтические сказки в помощь родителям: как научиться говорить на детском языке?»   Он объяснил, как обращаясь к мудрости предков, использовать сказания и предания в своих целях для каждого конкретного ребенка.

 - В любой сказке содержится мощный информационный и  психологический посыл, - начал лекцию психолог. - К примеру, «Колобок» - самая спорная и интересная сказка. О чем она? Испекли хлеб, который катится по дороге и поет дурацкие песенки. Спорят даже о том, хорошо или плохо сказка заканчивается. С одной стороны, раз главный герой - хлеб, то это нормально, что его съели. С другой стороны, если под колобком подразумевается ребенок, то сказка готовит родителей к тому, что дети вырастают и покидают отчий дом.  Есть у нее и исторический подтекст: сказка создавалась во время вражды восточнославянских племен и учила детей тому, что  в лесах подстерегает серьезная опасность.  А еще под колобком могла пониматься луна, а когда от нее откусывает по кусочку каждый герой, то это символ убывающей луны.

Современные психологи видят и еще один смысл в этой сказке: одинаковая стратегия поведения в разных ситуациях может не сработать.  Ошибки колобка, по словам А. Кедрина, характерны для многих взрослых людей.

 Волшебное лекарство

     Психологи зачастую говорят сказочным языком не только с детьми, но и с их мамами, папами и бабушками, которые обращаются за помощью. Кому-то будет полезно услышать сравнение - «лошадка, везущая хворосту воз», другому – стрекоза, которая «лето красное пропела», а третьему – волка, который сначала отморозил себе хвост, а потом еще и вез на себе хитрую лису. Богатой детской фантазии и уму, который впитывает все как губка, сказки тем более полезны.

А. Кедрин советует приступать к обсуждению сказок с трех лет: пока читаете, задавайте малышу несложные вопросы, но не заставляйте пересказывать, он помнит не содержание, а свои эмоции. Вступайте с ребенком в диалог. И что бы он ни сказал – все хорошо, ведь это его мысли. С  6 – 7 лет, чтобы развить творческие способности, научиться формулировать свое мнение и выражать чувства, можно пробовать дополнять сказки или придумать продолжение.

 - Это очень важно, - подчеркнул лектор. – У 50 – 70 процентов населения нашей страны наблюдается эмоциональное выгорание.  Одна из причин – неспособность выражать свои чувства, потому что в детстве многих учат «потерпи, помолчи». 

 Последний этап в освоении волшебного мира – совместное сочинение сказок. Это занятие поможет объединить семью, подготовить ребенка к школе и к жизни вообще: вместе можно вообразить сложные ситуации и придумать, как из них выбраться.

 Андрей Кедрин сравнил сказки с траволечением – действуют они так же мягко, ненавязчиво, быстрого эффекта не ждите – это вам не «хирургическое вмешательство», которое надо использовать при детской истерике. Подходящее время для чтения сказок – вечер, когда  малыш спокоен, устал, и у него не возникает желания сорваться с места и помчаться по  срочным делам.

 Для своего ребенка каждая мама может сочинять особые сказки. И тогда они будут иметь лечебный эффект. По словам психолога, терапевтические сказки – очень длительная серьезная работа, но это лучший способ побороть детские страхи, разрешить сложные споры. 

- Эффекта от чтения моралей нет. Чтобы пройти через фильтр сознания ребенка, надо действовать не напрямую, а языком метафор.  

Примеры воздействия на ребенка сказочным языком А. Кедрин продемонстрировал аудитории: сочинил сказки для ребят, которые не хотят учиться или у них не ладятся отношения со сверстниками, кто не хочет ездить в автомобильном кресле или боится проиграть. Одна из мам попросила совета, как быть с 8-летним мальчиком, который задал вопрос: «А от поцелуев дети бывают?» Психолог придумал сказку о дружбе яблони и вишни, которая поможет объяснить ребенку, что дерево даст плоды, только когда вырастет, что всему свое время.

Другая мама переживает за сына: девочка, с которой он дружил, перестала обращать внимание, и это его очень огорчает. Здесь родилась сказка про солнышко и цветок. «Жил-был цветок, которого грело и ласкало теплое солнышко. Все лето дружили они, но наступила осень, и цветок завял. Солнышко очень сильно переживало и скучало по другу:  «Как я буду жить без своего цветочка? Не грусти, солнце, придет весна, и появятся новые цветы!»     

      Жить

 с удовольствием

  Жизнь - непредсказуемая штука: сегодня рядом с вами благоухают цветы, завтра, откуда ни возьмись, вылезут колючки. Любой родитель мечтает, чтобы несмотря на обстоятельства жизнь ребенка складывалась благополучно. Все хотят видеть своих отпрысков успешными, во всяком случае более успешными, чем они сами. Как прийти к этой цели, разбирались в аудитории Сергея Акимова, психолога, широко известного в Хакасии.

 - Мы будем говорить об успешности, которая дает ощущение счастья, а не о той социальной успешности, которая насаждается в обществе, - обратился к многочисленным участникам форума знаток человеческой души.

 По словам Сергея Николаевича, настоящая успешность неразрывно связана с таким понятием как «счастливость», т.е. умением быть счастливым.  Он рассказал об исследованиях успешных людей американским психологом Маслоу, который пришел к выводу, что таким людям присущи жизнелюбие, оптимизм, доброжелательность, общительность, адекватная самооценка. Они правильно ставят цели и умеют держать удар. А еще настолько любят свою профессию, что работают так, как будто играют, как будто им не нужны деньги. В общем, первое правило успешных людей от Сергея Акимова – жить ради удовольствия. 

 - Часто в жизни успешные люди руководствуются принципом «Дай-ка я попробую, вдруг у меня получится». Когда не получается, пробуют снова. Все потому что они уверены в себе, - рассуждает С.Акимов. – В детстве им дали правильную психологическую установку «Пробуй, у тебя получится! Ты сможешь!», научили ставить цели и достигать их. К слову, психологическая установка – это неосознаваемая человеком готовность действовать определенным образом в определенных ситуациях, она формируется у детей до 5 лет.

 Используйте принцип «могущества»: «если кто-то может что-то, то я тоже могу этому научиться!» Заставьте ребенка поверить в свои силы. Для этого хвалите, когда он старается, чтобы испытывал положительные эмоции от процесса, даже если у него не получается.

С. Акимов убежден, что уверенность – это врожденное свойство человека, а неуверенность – приобретенное.  Маленький ребенок ничего не боится, но как только он начинает проявлять познавательную активность, вокруг него, как стая ворон, начинают кружить взрослые: «Не трогай, а то сломаешь! Не бегай, а то упадешь!» Постоянная критика и сравнения с другими, запреты и ограничения убивают в ребенке уверенность в себе.

  Пусть идет

за шишками

 Такая же участь грозит залюбленным детям, которых окружают чрезмерной заботой. Гиперопека еще никому не шла на пользу. Сергей Николаевич многим открыл глаза на то, что родительская любовь может быть удушающей. За ребенка все решают родители: что надеть, во что играть, с кем дружить… Зачастую потребности малыша  удовлетворяют еще до того, как они возникли. Нарушается первый принцип воспитания счастливого человека – свобода, иначе – право на самостоятельный выбор, на собственное мнение.

 - Начинается все с кормления. Вы когда-нибудь видели, чтобы кошка заставляла котенка есть? Нет. А почему мы пичкаем детей? Чтобы были послушными. Между тем послушание – антипод самостоятельности. Воспитывая ребенка послушным, мы больше защищаем себя от тревоги. Вообще мамы сейчас очень тревожны, до невроза, и заражают этим детей.

Какая перспектива у гиперопекаемых и послушных детей? В 13 -14 лет родители перестают  быть для них авторитетами, они начинают бунтовать и идут на улицу, где встречают сверстников. А так как эти дети ведомые, их легко подсадить на наркотики и алкоголь. И корни этой ведомости – в детстве, когда у них отобрали свободу выбора и не научили говорить «нет». Трудные подростки, наоборот, по наблюдению психолога, психологически сильнее послушных ребят. Они привыкли противостоять миру, закалились в многочисленных схватках со взрослыми. Так что если ваш послушный мальчик  и не столкнется с улицей, то все равно велика вероятность, что у него возникнут проблемы с самодостаточностью, не сможет идентифицировать свои потребности,  определиться с профессией, со спутником жизни…

 Чтобы воспитать ребенка самостоятельным, нужно позволить ему набивать шишки. Чтобы ребенок умел преодолевать трудности, надо создать их ему: пусть он сам застегнет молнию на куртке, вырежет кружок из бумаги, соберет портфель, погладит рубашку, встанет по будильнику... Только быть рядом, поддерживать и помогать, если попросит. Только так он научится анализировать свои ошибки, делать выводы, не перекладывать свою вину на других и на обстоятельства.

- Наша задача – сделать ребенка жизнеспособным. Вы можете сколько угодно стоять на берегу и держать его за руку, но от этого он не научится плавать. Отпустите – пусть плывет.

      Анастасия ХОМА, «ЧР» № 31 от 25 апреля 2017г.

Новости по теме: