О запретах, омуле, чиновниках и о многом другом разговаривал с журналистами президент России

Дата публикации: 19.04.2017 - 13:30
Просмотров - 740

Медиафорум, который состоялся по инициативе Общероссийского народного фронта в Санкт-Петербурге и собрал на дискуссионных площадках представителей независимых СМИ со всей страны, был интересен в том числе возможностью напрямую задать вопросы и президенту. «Избранное» обстоятельного разговора региональных журналистов с Владимиром Путиным – сегодня для наших читателей.

    Скоро всё к чертям собачьим запретят!

Илья Ремесло, Санкт-Петербург: - В последнее время в интернете наблюдаем большое количество противоправной и запрещённой информации. Это, в частности, экстремизм и призывы к суициду. А другие страны, как мы знаем, решают эту проблему зачастую очень жёстко. В частности, Китай, где налажена целая система блокировки интернета. Но в то же время интернет – это и полезный инструмент. Как считаете, должна ли Россия слепо копировать китайскую модель ограничения интернета либо же мы должны идти каким-то своим путём, более мягким, чтобы не ограничить право на распространение  информации?

В.Путин: - Мы же с вами знаем: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать…» У нас всегда, во всём свой путь. Но это не наша особенность. На самом деле практически везде, все страны мира идут своим собственным путём. Есть общие тенденции, какие-то общие правила, и мы тоже в этом тренде находимся. Но мы должны ориентироваться на состояние нашего общества.

Во-первых, такой уже абсолютно расхристанной квазисвободы в интернете уже нигде нет. Во всех странах мира введены определённые ограничения на контент, на использование и так далее. Во всей Европе, в Соединённых Штатах очень жёсткое регулирование, особенно это всё начали вводить после трагических событий 11 сентября в Соединённых Штатах, а потом в связи с серией терактов в европейских странах.

Я не считаю, что мы вправе кого бы то ни было критиковать, потому что все эти ограничения и вообще всё это регулирование должно соответствовать уровню развития общества. Мы с вами помним начало 90-х, когда под демократией начали понимать вседозволенность, а под рынком – расхищение государственного имущества. Мы были просто не готовы даже к этим процессам, но постепенно общество взрослеет, приходит к людям понимание, что такое хорошо, что такое плохо, на что мы можем пойти сегодня, а что избыточно. Поэтому нам не следует, мне кажется, критиковать то, что делается в Китае. Полтора миллиарда человек – вот пойдите поуправляйте этими полутора миллиардами.

Когда-то Наполеон сказал: «Китай спит, и дай бог, чтобы он спал как можно дольше». Китай уже давно проснулся, и этими процессами надо управлять. А вот это пространство свободы в интернете, с автоматическими вбросами… Конечно, государство должно иметь это в виду и купировать возможные угрозы.

У нас есть ограничения: это пропаганда суицидов, детская порнография, пропаганда терроризма, распространение наркотиков и т. д. Это всё функционирует, хотя на первом этапе сколько было озабоченности,  опасений, что государство всё перекроет, всё запретит и так далее. Как у Высоцкого: «Запретили даже воинский парад, скоро всё к чертям собачьим запретят». Нет, не запретили, всё функционирует нормально. На мой взгляд, пока этих ограничений достаточно. Ну а общий подход должен быть такой – нельзя всё, что запрещено в законе. А что не запрещено, – всё можно.

Сделаем им больно

С. Стуков, Свердловская область: - У меня есть для вас предложение: давайте бороться с нарушителями, с теми, из-за кого появляются несанкционированные свалки, особенно. Давайте-таки немножечко их наказывать, делать им больно, потому что сегодня штрафы – две тысячи – очень маленькие, никого не останавливают. Надо на 200 тысяч штрафовать, на 2 миллиона штрафовать или приговаривать к обязательным работам. Например, водителей мусоровозов, которых мы всё время ловим, пусть они убирают в десять раз больше того, что они намусорили. Или жители дачных товариществ – пусть они тоже убирают. Как думаете, сможем?

В.Путин: - Давайте-таки попробуем. Для этого мы с вами должны выработать общие правила. Они есть, но, судя по всему, работают не так эффективно, как нам бы с вами хотелось.

Что касается ужесточения ответственности, я с вами согласен. Должна возникать мотивация: лучше проинвестировать в нормальную утилизацию, чем заплатить штраф. Штраф должен быть жёстче. Предложение хорошее, мы его обязательно проработаем с правительством.

И.Александрова, Ульяновская область: - У нас один из тех регионов российских, где новый асфальт «плохо прилипает». Проект Народного фронта «Дорожная инспекция» существует с 2008 года. В этом году общественники пошли дальше, разработав интерактивную карту «убитых» дорог России, тем самым пригласив к сотрудничеству всё активное население страны. Как считаете, должна ли интерактивная карта стать некой рекомендацией и пособием для действий чиновников?

В.Путин: - Ну, конечно, это очевидная вещь. Вы знаете, когда Общероссийский народный фронт занялся этой проблемой, то это уже подвигло и федеральное Правительство, и особенно  региональные власти к решению вопросов. Например, сейчас одна из приоритетных программ у нас – это приведение в нормативное состояние дорог крупных агломераций в 2018 году до 50 процентов, по-моему, а к 2025 году – до 85 процентов. Так что такая информация точно востребована.

Волонтёрам - праздник

Анна Вотинова, Воронежская область: - Сейчас тема волонтёрства очень актуальна. Многие хотят помочь как-то людям или сами получить помощь, но не знают, как это сделать. И единого ресурса, где бы все эти сведения аккумулировались, нет. В связи с этим есть предложение – создать единый федеральный интернет-ресурс, посвящённый деятельности волонтёров.

И ещё. Во всём мире 5 декабря празднуется День волонтёра, но в России как-то он не очень масштабно проходит. Может быть, можно было закрепить на национальном уровне этот праздник?

В.Путин: - У нас праздников маловато, да, вы считаете? То ругаются, что у нас слишком много праздников, а вы хотите ещё один добавить.

Сама по себе тема очень правильная. У нас всё больше и больше людей занимаются волонтёрством. По зову сердца люди это делают, примерно 7 процентов населения у нас участвуют в волонтёрском движении, а где-то 15 процентов так или иначе в каких-то общественных мероприятиях принимают участие. Это много, поэтому, конечно, вы правы: обратить внимание на этих людей, поддержать их, в том числе и морально, отмечая День волонтёра, лишним не будет. И конечно, у людей, у которых есть внутреннее стремление быть полезным, было бы важным, если бы они могли пользоваться каким-то информационным ресурсом. Давайте подумаем и реализуем ваше предложение.

Чтоб дольщиков

не обманывали

Андрей Омельченко, Калининград: - Вам, конечно же, известна поистине всероссийская проблема – проблема обманутых дольщиков компании «СУ-155». Проблема решается, у нас в Калининграде был первый проблемный дом достроен. Но вы знаете, дольщики всё-таки беспокоятся. Чтобы люди немножечко успокоились, чтобы у них появилась уверенность в будущем, не могли бы взять эту проблему на контроль?

В.Путин: - Вы правы, это общая проблема для всей страны. Она возникла из-за недостаточной отрегулированности этой сферы деятельности: привлекают деньги граждан, а потом оказываются несостоятельными. Я уже сейчас не говорю про жуликов, но, бывает, часто целый ряд объективных обстоятельств не учитывается застройщиками, они попадают в трудную финансовую ситуацию.

Ещё в прошлом году соответствующее поручение было сформулировано на Госсовете, внесены уже изменения в действующий закон. Сутью является то, что к самим застройщикам применяются более строгие требования, в том числе по их капиталу, увеличивается контроль за движением средств, и, что очень важно, с 1 января этого года создаётся механизм гарантий для граждан, для вкладчиков. Какой механизм? Это фонд. Он является государственным, но создаётся за счёт как раз строительных компаний. Изначально можно было бы это сделать, но (я не хочу сейчас никого критиковать) люди с либеральными экономическими взглядами говорили: «Нет, этого делать нельзя, потому что это будет утяжелять весь процесс, наши строительные компании не в состоянии будут вкладывать туда дополнительные средства, это будет отвлекать их финансовые ресурсы». Но на самом деле, на мой взгляд, лучше уж меньше, да лучше. И гарантировать нужно права граждан, и нельзя злоупотреблять их доверием. Поэтому эти механизмы во всём мире известны, их давно надо было уже применить и у нас. Тем более что строительные компании в общем и целом у нас достаточно эффективно работают. Вы знаете, у нас вообще за всю историю не было такого объёма жилищного строительства, как в позапрошлом году. Вопрос сейчас в реализации этого жилья. Но в целом строительный сектор развивается, и в сегодняшних условиях достаточно быстро.

Деньги за жульничество – на переселение из ветхого жилья

А.Серебренников, Республика Удмуртия: - Скажите, будет ли продолжена программа переселения из аварийного и ветхого жилья?

В.Путин: - Эта программа возникла после того, как были урегулированы финансовые споры с известной нефтяной компанией. Часть средств, которые компания выплатила за жульничество с государственными налогами (не выплатила, а были выручены средства от продажи этой компании), они пошли в том числе на создание этого фонда, а затем и программы по расселению из ветхого и аварийного жилья. И она оказалась очень эффективной, это правда. Мы сделаем всё для того, чтобы её продолжить.

    Как во власть попасть?

А.Герасимов, Свердловская область: - Владимир Владимирович, вы много в последнее время говорите о том, что надо прислушиваться к людям, к народу. Понимаете, может быть, и прислушиваются, но у народа нет обратной связи, чёткой обратной связи нет. У нас в Свердловской области убрали прямые выборы мэров городов, муниципалитетов. У нас избирают депутатов «пятёрками», не по одномандатным округам, а «пятёрками». И в этом случае обычному человеку не попасть в депутаты. Поэтому просьба такая, даже предложение: может быть, нам вернуться к выборам, к прямым выборам мэров и к выборам депутатов только по одномандатным округам?

В.Путин: - Этих прямых выборов никто не запрещал. Действующее законодательство позволяет осуществлять это прямым тайным голосованием.

Когда мы предоставили возможность на местах выбрать наиболее приемлемый для них вариант формирования органов местной власти, исходили из того, что сохраняется прямое тайное голосование и выборы прямые или какие-то другие формы: можно мэра не избирать, а на заксобрании заключить контракт и так далее. Можно, конечно, это всё ликвидировать федеральным законодательством, решить вопрос и вернуть всех в одно русло, или в одно стойло, но не хотелось бы. Хотелось дать возможность людям на местах выработать наиболее приемлемые именно для этого региона способы формирования органов власти.

У нас ведь многонациональная страна, у нас есть ещё и национальные республики, различные национальные образования, там своя специфика существует. Например, в некоторых субъектах Федерации на Кавказе традиционно один этнос, второй, третий, четвёртый считаются основными, они должны быть представлены в органах власти. Так, по большому счёту, ведь люди должны избираться в органы власти и управления по своим личным и деловым качествам, а не по национальному принципу. Правда? Но вот там так сложилось, что если кто-то не представлен из какой-то этнической группы, это уже проблема. И мы к этому относимся с уважением, так сложилось десятилетиями, а может быть, веками. И надо дать им возможность соответствующим образом отрегулировать эти вопросы самостоятельно.

Вводить разные формы регулирования для национальных республик и других тоже нецелесообразно. Скажем, на примере второй крупной этнической группы в России после русских – татар. Но из них половина проживает в Татарстане, а другая половина татар – на всей остальной территории Российской Федерации. Поэтому как регулировать только для Татарстана что-то? А другие татары, проживающие в других регионах, должны пользоваться другими правами, что ли? Это невозможно. Но тем не менее думать над этим, конечно, нужно. Мы с вами на одной волне рассуждаем, поверьте. Подумаем, ладно?

Про омуль

Ю. Мамонтова: - Я из Иркутской области, с берегов Байкала.  У нас огромное количество нерешённых проблем на Байкале: и природоохранных, и социально -экономических, связанных с землёй. Например, со следующего года у нас запретят омулёвую рыбалку. И сотни, если не тысячи семей останутся без дохода. А у нас и так многие виды хозяйственной деятельности запрещены.

В прошлом году вы давали прямое поручение, в том числе губернатору Иркутской области и президенту Бурятии, чтобы приняли меры по трудоустройству людей. Однако ни одного крупного совещания они не провели.

Начало на 4-й стр.)

В связи с этим мы считаем, что нужно учредить институт уполномоченного по проблемам Байкала при Президенте РФ, чтобы этот человек осуществлял координацию в разных органах власти, которые всё время препираются друг с другом, и непосредственно перед Вами держал ответ, и перед нами всеми.

В.Путин: - Очень важные вопросы подняли. Что касается омулёвой рыбалки, как вы её назвали, видимо, это экологические решения лежат в основе подобных инструкций. Можно ведь всё выловить, а потом нечего будет ловить, и всё равно это будет прекращено, но только по таким обстоятельствам, которые иначе как трагическими назвать невозможно. Хотя, конечно, и в данном случае нужно, наверное, тоже посмотреть внимательно, правильное это решение, своевременно оно или нет. Но точно совершенно, нужно думать о трудоустройстве людей. И если этого не происходит, я вам точно обещаю – не знаю, нужно ли нам специального представителя при Президенте назначать, у меня таких очень много представителей, я уже скоро запутаюсь, как их зовут, не буду помнить, – но проблема чрезвычайно важная – трудоустройство. И если что-то запрещают, значит, что-то должны предоставить взамен – это очевидно. И я вам обещаю, сигнал и в региональные органы власти, и в Правительство России будет подан, даже не сомневайтесь.

С.Говорухин: - На медиафоруме стоял стеклянный ящик, на котором было написано: «Самый лаконичный вопрос Президенту». Я выписал на свой вкус несколько из них. Вот, к примеру,  планируете ли проехать за рулём по крымскому мосту?

В.Путин: - Да.

С.Говорухин: - Какое ваше любимое блюдо?

В.Путин: - Каша. Рисовая, гречка, пшённая. Наши традиционные русские каши. Овсянку не ем. Пшено.

С.Говорухин: - Кто первый полетит на Марс?

В.Путин: - Машина. Почему? Потому что все планируют полёты на Марс, но мало кто знает, что в сегодняшних условиях и в сегодняшних космических кораблях живая клетка вряд ли долетит - в таком жёстком космосе космический корабль - не защита. Поэтому пока исследования будут проводиться с помощью техники.

С.Говорухин: - С чего начинается Родина?

В.Путин: - Родина у нас в сердце. С мамы.

   О чиновниках

и прессе: стенка

на стенку?

    В завершение встречи Владимир Владимирович заметил: «Очень приятно с вами всегда встречаться, не просто приятно, но и полезно, потому что это как раз и есть та самая обратная связь, о которой мы так часто говорим».

    Кроме того, он высказался о проблемах чиновничества: «Во всех странах мира одно и то же, и всегда и везде пресса – свободная, открытая пресса – в демократическом обществе так или иначе оппонирует власти. И это абсолютно правильно. Мне бы очень не хотелось только, чтобы пресса и чиновничество шли друг на друга, как стенка на стенку, всё время. Я вас уверяю, что и среди людей, которые работают в административных структурах, очень много патриотично настроенных, порядочных, деятельных людей. И мне бы очень хотелось, чтобы вы видели в них поддержку, а они видели поддержку в вас. Если работать на общую цель, тогда можно достичь максимального результата. У порядочного чиновника и у добросовестного журналиста одна общая цель – благо людей.

Марина КРЕМЛЯКОВА,

фото автора, «ЧР» № 29 от 18 апреля 2017г. 

Новости по теме: