Тайга… да космонавты

Дата публикации: 11.04.2017 - 11:25
Просмотров - 752

В прокат вышел фильм «Время первых».

Наш корреспондент повстречалась с продюсером картины

 

На медиафоруме в Санкт-Петербурге довелось присутствовать на премьере фильма «Время первых» и общаться с кинорежиссёром, продюсером картины Тимуром Бекмамбетовым.

 

Зал был заполнен «акулами пера», отнюдь не склонными к сантиментам. По мере развития сюжета коллеги то замирали, дружно забывая выдохнуть, то вжимались в кресла, то аплодировали. Девушки периодически смахивали слёзы.

Так о чём фильм? Пересказывать – дело неблагодарное, стоит лишь сказать, что в основе – реальные события, связанные с полётом и судьбой дважды Героя Советского Союза Алексея Леонова, который первым вышел в открытый космос. Но это не гладкое полотно из космических зарисовок. Скорее, картина о людях, об отношениях, об умении добиваться нереального, о том, чего, вообще, стоит человек на фоне могучих кораблей и громких исторических событий. И стоит ли чего-то?

Переигранности, пафоса – ноль. Постарались Константин Хабенский (космонавт Павел Беляев), Евгений Миронов (космонавт Леонов), Владимир Ильин (конструктор Королёв).

… После просмотра в зале зажёгся свет, и завязался диалог с Тимуром Бекмамбетовым, получилось коллективное интервью.

- Почему вам стала интересна тема космоса?

- Мы придумали сделать так, чтобы день 12 апреля стал национальным праздником, наполненным глубоким смыслом. В шестидесятые удавалось делать фантастические вещи, люди с гордостью говорили «Мы первые!» Сейчас, когда ездим по стране, наблюдаем за реакцией современников: интересна тема или нет? Понятен дух той эпохи, настрой людей?

- До сих пор потрясающая по драматизму космическая история не была широко обнародована, странно!

- На протяжении многих лет информация об этом случае не разглашалась, почему-то считалось, что ценностью обладают лишь яркие победы, громкие достижения. А трагичные, драматичные истории знать не надо было. И только сейчас так случилось, что Алексей Архипович рассказал эту историю, и мы поняли, что не можем не снять фильм.

- Есть ли в этой истории вымысел?

- Знаете, мы просто включили диктофон, когда Леонов рассказывал. После этого сценаристы занимались деталями. Вымысла немного, для художественной пунктуации. А события абсолютно реальные. Нам даже пришлось пожертвовать некоторыми эпизодами. К примеру, у космонавтов при себе были пистолеты. Для чего – они не понимали, думали, что это некая формальность. Но когда приземлились в тайге, снега было не как в фильме по колено, а по грудь, и космонавты оказались зажаты в снегах, пришлось отстреливаться от волков. Так что история была намного драматичнее, чем в фильме, – настолько, что она грозила стать пародией, поэтому сценарий чуть поджали.

- Консультантом фильма стал главный герой. Наверняка важно было не разочаровать его. Остался ли он доволен результатом?

- В жизни такого не было, чтоб делать фильм для конкретного человека. Поэтому здесь столько души. Режиссёр снимал, зная, что первым зрителем будет его герой, причём умный, свободно мыслящий. Его нельзя было обмануть лестью. После просмотра, когда пошли титры, Алексей Архипович долго молчал, а после произнёс: «Вот теперь я понял, как тогда было страшно».

Мы его спросили, всё ли нормально?

- Да, всё хорошо, очень точно, - был ответ, - по этому фильму можно изучать теорию космонавтики. Но одну сцену надо вырезать, один кадр!

- Какой?

- Где Сергею Королёву становится плохо и он падает на мраморный пол Дворца съездов.

Мы говорим в ответ – да это же лучшая сцена, она показывает, как тяжело было защищать пилотов, «орёликов». Как он болел за дело, как не выдержало сердце.

Леонов был непреклонен:

- Знаете, почему надо вырезать? Потому что Королёв упасть не может!

Он нам преподал урок. Смысл простой – мы не должны видеть героев слабыми. Как бы смотрелась, к примеру, в фильме «Миссия невыполнима» с Томом Крузом сцена, когда он бежит спасать человечество… и вдруг падает, потому что стало плохо с сердцем? Поэтому мы вырезали кадр, по просьбе космонавта. У нас падает портфель, как образ.

- В фильме остроумные шутки, как они рождались?

- Много – от Леонова, с того самого диктофона, что-то – от сценаристов и актёров.

Диалог длился долго, журналисты наперебой приглашали собеседника в регионы. Он обещал, хотя… смотрите фильм – повстречаетесь!

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора, «ЧР» № 27 от 11 апреля 2017г.

Новости по теме: