Реки чистые, воздух свежий

Дата публикации: 30.03.2017 - 16:08
Просмотров - 896

Хочется, чтобы было так. Как на самом деле обстоят дела – рассказал

министр природных ресурсов и экологии Хакасии

Встреча Алексея Сиорпаса с молодежью состоялась в хакасском госуниверситете. Говорили о многом - о переработке бытового и промышленного мусора, вырубке лесов, загрязнении атмосферы, почвы, состоянии рек и озер республики, а также о методах борьбы с экологическими проблемами.

Министерство природных ресурсов и экологии Хакасии еще молодое, оно было создано лишь в прошлом году. На него возложены функции контроля за промышленными и бытовыми отходами, также в его ведении – лесная отрасль, водные объекты и, в целом, мониторинг экологической обстановки в нашей республике.

Куда мусор девать будем?

Первый вопрос, прозвучавший в адрес министра, коснулся загрязненности городов и районов Хакасии. Самыми проблемными Алексей Сиорпас назвал Бейский, Алтайский и Усть-Абаканский районы. Там на протяжении последних 15 - 20 лет развивается угольная промышленность, класс опасности отходов, которые образуются после добычи угля и вскрышных работ, четвертый-пятый. Он не представляет угрозы для населения, однако все равно беспокоит власти.

- Но больше мы озабочены твердыми коммунальными отходами. В этом отношении лидирует Абакан, поскольку именно здесь проживает максимальное число человек в республике – больше 155 тысяч, - подчеркнул министр.

Конечно, нельзя говорить о проблеме и не делать упор на ее решении.

А.Сиорпас пояснил, что федеральный закон об отходах производства и потребления не менялся 16 лет. Многие нормативные акты не прописывали, что делать с накопившимся мусором. Оттого в большинстве регионов страны мусор просто вывозили и складировали на полигонах. Но, наконец, на этом заострили внимание. Встал вопрос о том, что мусор нужно перерабатывать. Это в нашей республике и начали делать.

- Не так давно «СУЭК-Хакасия» создало производство по переработке изношенных и непригодных для эксплуатации крупногабаритных шин от БелАЗов. Полученная резиновая крошка может использоваться, например, в строительстве спортивных площадок, - подчеркнул Сиорпас.

Также в республике уже работает предприятие по утилизации ртутьсодержащих ламп. Не каждый знает, какую опасность таит в себе ртуть. А ведь ее испарения поражают центральную нервную систему, приводят к тяжелым нарушениям в работе всех внутренних органов. В Хакасии также утилизируют отработанные аккумуляторы, стартовала акция сбора батареек – их тоже нельзя просто так выкидывать в мусорный бак, это наносит вред окружающей среде.

 - Комплексную систему обращения с отходами мы планируем запустить только в 2019 году. Это не может быть осуществлено в одночасье. Требуется нормативное правовое обеспечение, как федеральное, так и региональное. Сейчас нами разрабатывается ряд нормативных правовых актов: правила сбора твердых коммунальных отходов, правила осуществления деятельности регионального оператора, требования к содержанию соглашения с региональным оператором, конкурсная документация по отбору регионального оператора и другие, - сообщил министр природных ресурсов и экологии Хакасии Алексей Сиорпас.

Чтобы щепки не летели

Интересовались студенты и защитой лесов от вырубки. Проблема действительно актуальна, ведь в  2016 году (по сравнению с 2015 годом) раскрыто большее количество незаконных рубок - 69 случаев против 46. Больше всего самовольные лесорубы орудовали на территории Абазинского, Бирикчульского, Боградского, Усть-Бюрского и Таштыпского лесничеств. Лесные браконьеры срубили в общей сложности более полутора тысяч кубометров на сумму ущерба около 10 миллионов рублей. В 55 случаях ущерб был возмещен.

Помимо мер, призванных минимизировать количество подобных случаев (например, в Минприроды Хакасии организованы регистрация и учет пунктов приема и отгрузки древесины), А.Сиорпас рассказал, что в прошлом году удалось восстановить 3800 гектаров нашего леса, это огромная площадь. Цель на этот год - приблизиться к четырем тысячам.

Когда не видно облаков

Зашел разговор и об уровне атмосферного загрязнения на территории Хакасии. Оказалось, что в целом по республике наблюдаются даже некоторые улучшения, процент загрязненности чуть снизился.

- Самая проблемная ситуация, - вот как есть, так и скажу, - в Черногорске, - подчеркнул А.Сиорпас. - Там превышен уровень загрязненности атмосферного воздуха. Большую территорию занимает частный сектор, а это печное отопление. Как только начинается зима – в безветренную погоду над городом нависает облако смога. Мы много говорим о частных предприятиях, заставляем их ставить всевозможные фильтры, чтобы минимизировать отходы. Но угроза экологической обстановке исходит не только от них. Этот вопрос нас беспокоит и стоит на повестке.

А нам дышать охота

- Собираются ли что-то делать с бывшей птицефабрикой, которая расположена в селе Подсинее Алтайского района? Проезжая мимо, можно почувствовать ужасный запах, и никуда он не пропадает, - констатировал один из студентов-экологов.

- Зря смеетесь, - укорил министр молодежь, подавляющую смешки. - Проблема существует. Люди, которые руководили птицефабрикой, признаны банкротами. На них теперь нет никаких обязательств по устранению проблемы. Мы вместе с Росприроднадзором это не раз обсуждали:  что делать с отходами? Закопать? Не выход. Нашли инвестора, он готов переработать отходы в удобрение. С ним сейчас ведутся переговоры. Мы  готовы всячески поддержать этого человека. Участок действительно требует внимания, сама по себе проблема не исчезнет.

Такие болевые точки в нашей республике есть, и власти разбираются с ними постепенно. Так, разорившееся предприятие оставило после себя в Усть-Абаканском районе мазутное пятно. В прошлом году нашлись силы и средства его устранить.

Жечь, чтобы не горело

Беспокоят народ и палы сухой травы – они влияют на плодородность почвы, к тому же есть риск возникновения пожара. Как оказалось, данная мера наоборот является одной из самых эффективных по предупреждению лесных пожаров. Контролируемое выжигание травы в текущем году запланировано провести на территории 12 тысяч гектаров. В основном мероприятия проводятся в лесостепной зоне.

Однако  самовольные отжиги прошлогодней травы не допустимы - палы травы строго запрещены постановлением Правительства Российской Федерации. Лесники пользуются специальным оборудованием: зажигательными аппаратами, ранцевыми опрыскивателями и воздуходувками. Обязательно на месте находится пожарная машина с водой. Принимаются все меры безопасности, выбирается безветренная погода.

- Когда был в лесном департаменте Белоруссии – а мы приезжали весной, - я спросил: как вы боретесь с лесными пожарами? Мне ответили: мы просто никогда не разжигаем костры в лесу, - рассказал А.Сиорпас.

Рады бы помочь, скажите, чем!

В чем заключалась суть следующего вопроса, вы уже поняли, - студенты интересовались, чем они могут быть полезны, где могут поучаствовать в качестве волонтеров.

- В Год экологии запланировано проведение множества публичных акций. Самые крупные – «Всероссийские дни защиты от экологической опасности», «День Енисея», «Всероссийский день посадки леса», «Живи, природа», субботники, а также ряд других мероприятий. Все это направлено на то, чтобы люди проявили свою гражданскую инициативу, включились в большую работу.

Узнать о том, где и что происходит, можно на сайте министерства. В ближайшее время планируется модернизировать его, сделать эдакой площадкой для общений и высказывания идей.

- Мы всегда открыты для диалога, - отметил министр природных ресурсов и экологии республики.

Вера ДАНИЛЕНКО, фото Марины Кремляковой, Марины Задорожной. Алина Огнева, "ЧР" №23 от 28 марта 2017 г.

Новости по теме: