Рабочее утро началось со звонка инспектора по пропаганде ГАИ Черногорска Ирины Яковенко:
- У нас опять ДТП с пешеходом. Днем 15 марта в районе дома 23 по Бограда водитель на «Хонде Стрим» сбил 86-летнюю женщину, которая переходила дорогу в неположенном месте. В результате ДТП пенсионерка получила открытый перелом нижней трети голени. Пострадавшая госпитализирована. И это уже пятый случай дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов с начала марта, - невесело подытожила Ирина.
В РЕЖИМЕ «БОГА»
Да, большое количество пострадавших пешеходов в начале нынешнего марта - явление все же не характерное для нашего города. В среднем людей сбивают гораздо реже. Но, тем не менее, практически ежедневно происходят аварии с большей или меньшей степенью тяжести. В чём причина аварийности на дорогах, что можно и нужно изменить для обеспечения безопасности – об этом мы поговорили с горожанами.
Елена Александрова, пешеход, возраст 60 лет:
- Что надо сделать? Да женщин молодых за руль не пускать! Ну правда, сколько раз замечала, стоишь возле «зебры», мужчины пропускают, женщины в возрасте – пропускают, а как молодая едет, так глаза вдаль, и катит, не глядя на людей! Ещё меня удивляет, как водители поворачивают на перекрёстке Бограда и Советской, ведь половина на встречную полосу выезжает, в результате только удивляешься, как не сталкиваются. Впрочем, и сталкиваются тоже нередко. Не раз видела.
И ещё об одном – нужно или штрафы больше делать, или ещё как-то ужесточить ответственность родителей за то, что они дают мокики детям. Ведь посмотрите, сколько аварий происходит! И главное, потом получается, что вроде бы никто и не виноват. У меня полтора года назад в такое ДТП попали муж и дочь. 12-летний мальчик на мокике вылетел им прямо в лоб на дороге, муж отвернул, врезался в столб, машина разбита полностью, он и дочка получили тяжелые травмы, до сих пор лечатся, а никакого возмещения ущерба нет! Суды до сих пор тянутся, но толку никакого. Родители заявляют, что они ни при чём, а с ребёнка какой спрос? В итоге все шишки на нас.
Андрей, профессиональный водитель, стаж 30 лет:
- Дороги нужно в порядок привести, и всё. В остальном я проблем не вижу. А вот ямы реально создают угрозу, аварийные ситуации.
Ольга Даниленко, пешеход, 25 лет:
- Сама я машину не вожу, но с мужем часто ездим, и вижу, что состояние дорог у нас местами просто ужасное. Недавно чуть не влетели в огромную яму в районе РМЗ, её издалека не видно, буквально в последний момент она перед капотом машины показалась, чудом колёса там не оставили! И это ещё хорошо, что днём ехали, а если бы ночью? Ведь освещения на том участке нет, а движение большое. Потом яму засыпали, но по меньшей мере неделю она была. Как такое допускают, нужно сразу же ликвидировать провалы.
Ещё возмущает светофор на перекрёстке Тихонова и Юбилейной. Он там, наверное, со времен царя Гороха стоит, вплотную подъезжаешь и всё равно не видишь, какой сигнал горит – зелёный или красный.
(От себя добавлю: уже не один месяц действует неисправный светофор на перекрёстке улиц Калинина и Юбилейная. Это современная светодиодная система, да ещё с отсчётом времени, что, по идее, крайне удобно и для пешеходов, и для водителей. Но при одном условии – корректной работе. Этот же светофор, показывая 47-48 секунд для совершения манёвров, переключает сигнал не на нулевой отметке, как должно быть, а секунд на 30 раньше, тем самым вводя в заблуждение всех участников движения).
Марина, автолюбитель, стаж 20 лет:
- На мой взгляд, в городе не хватает дорожных знаков, разметки, светофоров. Нужно, чтобы дороги содержались в порядке, а не устраивать на них слалом. С другой стороны, есть излишние требования к водителям. Например, по правилам младенцев нужно перевозить в «У»-образных креслах, мол, по безопасности так положено. Но ни один нормальный родитель не посадит малыша в такое приспособление, ведь это огромный вред позвоночнику. Почему нельзя просто разрешить перевозку в люльках?
Константин, автолюбитель, стаж 16 лет:
- Главная проблема – ямы на дорогах, дикие пешеходы и нервные водители. Одни летят, сломя голову, другие из-за кустов выпрыгивают на дороги, а когда всё «сдобрено» ямами, то не знаешь, куда выруливать.
Антон, 9 лет:
- Я думаю, что надо всех заставить дневники завести и туда оценки ставить за поведение, как у нас в школе делают. Если нарушил, то два, все правильно сделал, то пять. И за двойки родителей в школу вызывать! Ну и что, что взрослые, родители-то всё равно есть. А у нас в школе никто не нарушает, ну почти никто, есть один мальчик, который неправильно переходит по «зебре», а остальные знают правила. Наша учительница часто рассказывает про то, как нужно идти по «зебре».
Ольга Захарова, пешеход, 48 лет:
- В первую очередь, надо поменять мозги людям! Так как аварии совершают не машины и ямы, а сами водители и пешеходы. Часто смотришь, бежит бабулька через дорогу, как будто в танке себя чувствует, по сторонам не смотрит, на машины внимания не обращает. А ведь автомобиль – не конь, всеми копытами в землю не зароется.
На «зебре» у магазина «Стрела» постоянно такое наблюдаю: с горы едут машины, по гололёду вообще тормозят долго, а студенты капюшоны натянут, наушники воткнут в уши, и не глядя под колёса летят! Словно в компьютерной игрушке в режим «бога» перешли и смерть не страшна.
В Девятом посёлке есть тоже совершенно ненормальный пешеходный переход возле почты. Если смотреть в сторону угольного разреза, то по правой полосе у дороги растут большие кусты, и от них начинается «зебра». Так вот, летом там часто не видно людей, только в последний момент заметно. Более того, некоторые водители пропускают пешеходов нормально, другие же нагло смотрят тебе в глаза и продолжают ехать.
Так что выход один – мозги менять надо.
ЭХ, ДОРОГИ
Что характерно, ни один из респондентов не предъявил претензии к сотрудникам ГАИ, даже те, кого инспекторы штрафовали. Зато практически каждый упрекнул в создании аварийной обстановки плохие дороги и поведение участников движения.
Попробуем же вместе со стражами дорожного порядка разобраться, как можно, да и реально ли вообще исправить отмеченные недостатки.
Итак, дороги. Это вопрос не просто сложный, а очень больной и, увы, крайне затратный. Не думаю, что при изобилии средств в бюджете городские власти сознательно бы стали отказываться от укладки нового асфальта. Но беда в том, что казна городская весьма бедная, и по возможности, всё же каждый год делаются попытки привести в порядок тот или иной участок дороги. Другое дело, что на всё средств не хватает. Как итог, кочуют из района в район участки слалома.
Госинспектор по дорожному надзору ГАИ Черногорска Дмитрий Новиков рассказывает, что за прошлый год он выдал 319 предписаний об устранения нарушений владельцам дорог – это и городской администрации, и МП «Благоустройство», и иным юридическим лицам, ответственным за состояние и содержание улично-дорожной сети.
Из года в год идёт активная работа с прокуратурой по устранению недостатков, в судах разбираются сотни материалов, совместно с Общероссийским народным фронтом проводили проверки на дорогах. Но проблемы остаются. Хотя из достижений можно отметить то, что сегодня в Черногорске осталось лишь два очага аварийности – это перекрёстки улиц Юбилейная – Тихонова и Советская – Космонавтов.
ИНСПЕКТОР, АУ!
Увы, канули в Лету времена, когда наряды ДПС можно было видеть чуть ли не на каждом перекрёстке в городе. После реформы МВД штаты настолько оптимизировали, что инспекторов ГАИ впору заносить в «Красную книгу». При этом, когда говорили о необходимости сокращения в правоохранительных органах, упор делали на замену сотрудников средствами автоматической видеофиксации, но на деле вышло иначе: инспекторов мало, а стационарной камеры в городе так и нет ни одной.
- Обстановка сложная, но мы проводим профилактику, рейдовые мероприятия, ежедневно заступают на дежурство наряды ДПС, - говорит исполняющий обязанности начальника ГАИ Черногорска Александр Бабушкин. – Работаем по пресечению правонарушений водителями, пешеходами, уделяя отдельное внимание перевозкам детей. На мой взгляд, в последние годы отношение к инспекторам поменялось в лучшую сторону. Если лет пять назад нередко водители пытались провоцировать сотрудников, грубили, отказывались выполнять требования, то сейчас такие эксцессы стали редкостью. Предложение взяток инспекторам и вовсе уникальны, например, за весь прошлый год был только один аналогичный случай.
Количество автотранспорта в городе растёт с каждым годом. Одновременно с этим растёт и количество нарушений правил дорожного движения, в 2016 году в Черногорске зарегистрировано 12921 нарушение ПДД. Снижение, к сожалению, не наблюдается. И это при том, что серьёзно ужесточилась система наказаний, была введена уголовная ответственность за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения или отказ от прохождения медосвидетельствования.
Немногим более полутора лет действует новая статья Уголовного кодекса РФ, а в Хакасии по ней привлечено к ответственности уже более 900 водителей. Только в Черногорске выявили 106 «повторников», и уже с начала этого года в отношении 18 рулевых возбуждены уголовные дела. Причём садятся пьяными за руль и мужчины, и женщины.
Есть в Черногорске дама, чьё имя отлично известно всем инспекторам ГАИ, ведь её задерживали за пьяную езду только наши сотрудники шесть раз, помимо этого попадалась она за аналогичные преступления в Ширинском районе, в Минусинске.
- Сейчас женщина куда-то пропала, давно уже не слышно про неё, может, осудили, хотя вряд ли, всё же трое детей, может, одумалась, - рассказывает Александр Бабушкин. – Я сам дважды останавливал её на дороге, очень эмоциональная гражданка. При каждом оформлении устраивала истерику, двери не открывала, из машины не выходила, ругалась. Провоцировала сотрудников на агрессию. Но у нас инспекторы опытные, выдержанные, научились не реагировать на оскорбления и угрозы.
Каждую неделю вечером и ночью пятницы и субботы все сотрудники ГАИ отправляются в рейды по выявлению пьяных водителей. И хотя сложно найти в городе человека, который бы не знал о предстоящих массовых проверках, всё равно в каждое такое патрулирование находят нетрезвых рулевых. И это при том, что штрафы за такое нарушение огромные, если в первый раз 30 тысяч рублей, то во второй – уже 200 тысяч.
Сейчас началась очередная весенняя эпопея с мотоциклистами. Одни просто, сломя голову, устраивают гонки по городским дорогам, другие при этом садятся за руль, не имея водительских прав, а третьи – это и вовсе многолетняя головная боль и инспекторов ГАИ, и всех горожан, подростки на мокиках. И хотя по закону должны отвечать родители, рублём расплачиваться за то, что дают своему чаду мокик покататься, с каждым годом всё больше школьников выезжает на улицы.
И ведь не просто катаются, а совершают аварии, попадают в больницу, а то и гибнут на дороге.
НА «АВОСЬ»
Отдельная тема, которая также оказывает немаловажное влияние на аварийность, – это неудовлетворительное состояние многих машин и мотоциклов. Конечно, были проблемы и когда техосмотр находился в введении ГАИ, но с тех пор, как его отдали на откуп частникам, масштаб стал несоизмеримым. И об этом говорят не только инспекторы, но и сами автовладельцы. Зачастую, продляя полис ОСАГО, водители вовсе не проходят техосмотр, в других случаях, по отзыву самих рулевых, осмотр проводится настолько поверхностно, что становится просто бессмысленным.
Как итог, на дорогах с каждым годом растёт число автохлама, у которого то тормоза могут не сработать в нужный момент, то колёса отваливаются в пути.
К слову сказать, характерным штрихом является и то, что сотрудники МЧС констатируют серьёзный рост пожаров на автотранспорте, и зачастую причина пожаров заключается в неисправностях механизмов и электросистем.
ДВУХМЕСЯЧНЫЙ ВОДИТЕЛЬ
Также нельзя не сказать об уровне подготовки в автошколах. Сегодня курс обучения составляет два месяца, но многие ли автолюбители способны на самом деле научиться владеть собой и машиной за это время? При этом уровень самих инструкторов в наших автошколах считается вполне приличным, они на самом деле стараются дать по максимуму знаний курсантам. Другое дело, что нередко ученики спустя рукава подходят к изучению предмета.
- На мой взгляд, кандидатам в водители необходимо как-то так объяснить, что транспортное средство – не роскошь, а средство повышенной опасности, чтобы они поняли это всей душой, - делится мыслями Александр Бабушкин. – А этого, увы, нет. Во-вторых, нужно проводить агитацию, пропаганду в школьных и дошкольных учреждениях, чтобы на подсознательном уровне закладывалось правосознание. Взрослого сложно переубедить и перенастроить, ребенка можно. Нужно, чтобы люди понимали ответственность! Ведь посмотрите, мы нередко ловим с признаками опьянения водителей, у которых стаж всего два-три месяца.
ОЦЕНКИ СТАВИТ ЖИЗНЬ
Словом, пробежав по разным аспектам аварийности на дороге, мы вновь возвращаемся к изначальному – надо научить людей думать и понимать ответственность. Ей-богу, даже несколько нелепо звучит – научить взрослых людей серьёзному отношению к собственной безопасности! Ведь не дети же…
А может быть причина в том и кроется, что в нежном возрасте не смогли внушить уважения к законам, к соблюдению элементарных правил поведения на дороге. И дело тут не в страхе наказания, а в осознанном понимании, что от тебя зависит – произойдёт беда на дороге или нет.
Жаль, что не проводилось исследование на тему, как повлияло членство в отрядах юных инспекторов движения на последующую жизнь юидовцев. Думаю, интересные результаты бы получились. Но знаю одно, что когда мы разговаривали на эту тему в Ириной Яковенко, она сказала, что не помнит ни одного случая за свою многолетнюю практику, чтобы член ЮИД стал виновником ДТП. Согласитесь, характерный штрих.
- Я окончила школу больше десяти лет назад, и с седьмого по десятый класс занималась в сорском отряде ЮИД, - рассказывает педагог-организатор Центра творчества и досуга Анастасия Тахтаракова. – О тех временах у меня сохранились самые лучшие воспоминания. С одной стороны, мне было интересно узнавать новое, а с другой, в отряд привлекало общение со сверстниками, мероприятия на дорогах. Ведь недаром потом сама стала работать в области пропаганды безопасности дорожного движения. И по себе могу судить, что та закалка не проходит. Не буду врать, что никогда не нарушала правила, но по крайней мере я всегда знала, что делаю, и грубых нарушений точно не допускала.
- На мой взгляд, повысить культуру поведения на дороге могло бы введение в образовательный процесс отдельных уроков по ПДД, - говорит Ирина Яковенко. – Только не в виде каких-то лекций, а именно настоящих уроков, с оценками, заданиями и так далее. Я понимаю, что школьная программа и без того перегружена, но как мать ребёнка, который учится в школе, я была бы только «за», если бы ввели такие уроки.
В последние годы профилактика, пропаганда ПДД среди подростков становится всё более масштабной. Уже все школы в Черногорске имеют свои отряды ЮИД, а ведь было время, когда половина оставалась без этой интересной организации. Регулярно проводятся всевозможные конкурсы, слёты, викторины и прочие творческие состязания. На многие из них меня приглашали, и вот что заметила – даже буйные ребята, отрицающие дисциплину, во время уличных рейдов меняются буквально на глазах. Им на самом деле становится интересно соблюдать правила. Появляется какой-то спортивный интерес не нарушить ПДД!
По сути, подростки начинают играть в новую забаву: «Следуй правилам, поймай друга за нарушением». И, на мой взгляд, это замечательно, когда в такой лёгкой форме дети начинают воспринимать дорожные законы. Не через запоминание и назидательность, а через вовлечённость в игру, интерес. Ведь наверняка потом эти знания с ними останутся навсегда, возможно, перейдут на некий подсознательный уровень. И тем самым будет достигнута главная задача – воспитать поколение людей, которые умеют себя вести на дороге так, чтобы не подвергать опасности ни свою жизнь, ни жизнь и здоровье окружающих.
Валентина СОСНОВСКАЯ, фото автора