Госуслуги: испытано на себе. Новый паспорт - без хлопот

Дата публикации: 14.03.2017 - 12:59
Просмотров - 2435

Мысль о том, что нужно поменять паспорт, несколько месяцев изрядно портила настроение. В памяти всплывал прошлый обмен, когда первое посещение красноярского паспортного стола вылилось в пятичасовое ожидание в очереди, причём большую часть времени пришлось провести на улице под стылым ветром, так как в офисе места для всех желающих попасть к инспектору не нашлось. Затем вгоняющее в тоску заявление: «Приём закончен, приходите завтра». А ведь для этого нужно ещё с работы как-то уйти! Словом, двухнедельная свистопляска с очередями, заполнением заявлений, пока наконец-то долгожданная книжица не была получена на руки.

Так что отсутствие энтузиазма было не удивительно при понимании того, что хочешь-не хочешь, а идти придется.

А ЕСЛИ ЧЕРЕЗ ГОСУСЛУГИ?

Однако, когда, уже совершенно смирившись с необходимостью, собралась идти в отделение по вопросам миграции ОМВД по Черногорску (так сейчас называется структура, более известная под бывшим именем «паспортный стол»), вдруг пришла мысль, а если попробовать подать заявление через портал госуслуги. Помнится, как-то читала, что процедура эта простая, и главное, не требует личного присутствия в кабинете инспектора, а значит – никаких очередей!

Подумано – сделано. Регистрация на портале у меня есть, доступ возможен с любого устройства, будь то компьютер, планшет или телефон. Единственное, что нужно подготовить заранее, – это свою фотографию, старый паспорт и, если есть, зарубежный паспорт, чтобы без проблем ввести  нужные данные в форму услуги. Также необходимы документы, содержащие сведения о детях в возрасте до 14 лет (свидетельства о рождении), военный билет, возможно, справка о гражданстве и иные свидетельства.

Да, при этом следует учесть, что абы какая фотография всё же не подойдёт, есть определённый ряд условий: минимальный размер 10 кб, максимальный – 5 мб, разрешение – не меньше 300 DPI, соотношение сторон 35х45, цветная фотография должна быть выполнена в 24-битном пространстве, черно-белая, иначе говоря, монохромная, в 8-битном.

Заполнение формы заявления на обмен паспорта гражданина Российской Федерации занимает буквально пару-тройку минут, при условии, что все данные есть под рукой. Подсказки, какие именно данные и в какие строки вводить, на портале содержатся на каждом шагу, так что даже неопытный пользователь интернета легко справится с задачей.

Несколько минут проверки данных на портале и – ловите на электронную почту письмо о том, что заявление зарегистрировано. Немаловажная деталь – эта возможность особо хороша тем, что во многих случаях заявление об обмене паспорта нужно подать в строго ограниченный период, и если просрочить, то придётся уплатить штраф.

Подача же электронного заявления не зависит от рабочего времени отделения по миграционным вопросам. И если прежде оказавшийся в командировке или отпуске человек не мог вовремя принести заявление, или никак не получалось попасть на приём оттого, что не отпускали с работы, то возможность портала госуслуг совершенно снимает эти проблемы. Теперь подать заявку можно в любое время, в любом месте.

А уже на следующий рабочий день на электронную почту пришло письмо, извещающее, что на портале меня ожидает сообщение об изменении статуса услуги. И там-та-дам!: «Просим Вас прийти в отделение по вопросам миграции ОМВД России по гор. Черногорску, пр.Космонавтов, 33, 28 февраля 2017 года в 10:30 в кабинет № 6. При себе необходимо иметь паспорт, подлежащий замене, 2 фото на паспорт размером 3,5 на 4,5 см, свидетельство о рождении, квитанцию об уплате госпошлины в сумме 300 рублей, уплаченную в любом отделении банка. Тел. для справок (39031) 6-13-16, ст.инспектор Переверткина Олеся Викторовна».

Честно скажу, не могло и в голову прийти, что обмен будет проходить так оперативно. Лишь отмечу, что, отдав на следующий день требуемые документы, мы договорились о времени моего окончательного визита для получения паспорта. Что и произошло через пару дней.

К слову сказать, день это был приёмный, очередь в отделении очень большая, но, так как моё заявление оформлялось через портал, то на время,  назначенное лично мне, никто больше не мог претендовать, так что без какого-либо ожидания я просто зашла в кабинет и вышла через минуту с новым паспортом.

В общей сложности на всю процедуру ушло: несколько минут при оформлении запроса на портале, затем два кратковременных визита в паспортный стол без очередей и ожиданий. И это видимое, ощутимое преимущество при пользовании возможностями портала госуслуг. Иначе, как бы хорошо ни работали инспекторы отделения, но избежать очередей не удалось бы.

НЕСКОЛЬКО МОМЕНТОВ, КОТОРЫЕ НАДО УЧЕСТЬ

      В целом, как я уже отметила, пользование порталом госуслуги лёгкое и понятное. Общение с инспекторами отделения по миграционным вопросам также было совершенно беспроблемным. Но следует учесть, что в промежутке небольшие сложности всё же возникли. И об этом надо знать читателям, которые решат также воспользоваться возможностями госуслуг.

Во-первых, бумажные фотографии всё же придётся делать. Так что рекомендуется заранее озаботиться этим. Электронная фотография прикрепляется к электронным же документам, а вот на паспорт нужен обычный бумажный снимок из салона.

Во-вторых, как выяснилось, в банках отчего-то нет реквизитов для уплаты госпошлины. Поэтому нужно заранее взять бланк либо в отделении по миграционным вопросам, либо в любом отделении МФЦ, они лежат в свободном доступе. После чего уже идти в банк.

В-третьих, можно уплатить госпошлину через терминал в МФЦ. Но в этом случае, с одной стороны, стоимость повысится почти на 50 рублей, с другой, в паспортном столе выяснилось, что почему-то терминал присваивает неверные реквизиты, так что в отделении пришлось писать заявление на перевод суммы с одного счёта на другой. Ничего фатального, конечно, в этом нет, но, как говорится, осадок остаётся.

И в-четвёртых, на момент, когда я пользовалась услугами портала, уплатить госпошлину через электронные системы не представлялось возможным. Но это не значит, что в данный момент услуга по-прежнему недоступна.

РАСТУЩАЯ ПОПУЛЯРНОСТЬ

Глядя на большую очередь в отделении по вопросам миграции, когда пришла получать паспорт, не могла не задаться вопросом – если через портал так удобно, быстро и без хлопот можно получить требуемое, так отчего еще столь мало людей пользуются этой возможностью? Среди ответов самые распространённые формулировались так:

- Ох, ну не знаю, не доверяю я компьютеру, вдруг что-то не то нажму, и ничего не получится!

- Я компьютером не пользуюсь, только в игры разве, да фильм посмотреть.

- Впервые слышу о такой возможности как портал госуслуг.

Конечно, пользование чем-то новым всегда сначала вызывает некоторые опасения, предубеждения. Но в нашей жизни техника совершенствуется столь быстро и столь расширяются возможности применения интернета в своих целях, что не воспользоваться преимуществами, так скажем, непредусмотрительно. В конце концов, еще лет десять назад мобильный телефон для большинства тоже был новинкой – неизвестной и непонятной. А сегодня уже сложно найти людей, которые по-прежнему отвергают преимущества, которые предоставляет сотовая связь.

- Мы постоянно призываем граждан пользоваться возможностями портала госуслуг, - говорит старший инспектор отделения по вопросам миграции ОМВД по Черногорску Олеся Переверткина. – И, в общем-то, прогресс виден. В этом году через госуслуги на замену паспорта уже подано 39 заявлений, тогда как за весь прошлый год таких заявок было 38. С каждым днём всё больше людей понимают, что это легче, не нужно стоять в очереди, заполнять бланки, сокращается срок обмена паспорта.

Напомню, если подавать заявление через госуслуги, то придётся нанести всего два визита в отделение. Тогда как в привычном порядке их потребуется, по меньшей мере, три. И то лишь в том случае, если вы сразу принесёте все нужные для заполнения заявления документы. При этом практика показывает, что подобное удается немногим. Гораздо чаще посетитель приходит, узнает, что он забыл взять с собой тот или иной документ, и отправляется за нужным домой. Потом новая очередь, и только после этого начинается оформление нового паспорта.

- Если я получаю заявление от гражданина на обмен паспорта через портал госуслуг, то тут же назначаю ему время приёма, - продолжает Олеся Викторовна. - Как правило, уже на следующий день, а бывает и в тот же день. Затем согласовываем время визита, и всё – и гражданину удобно, он может сам выбирать дату, и мне. Правда, при этом заявителям надо учесть, что лично я по телефону не оповещаю, смс не пишу, на электронную почту также сообщения не отправляю. Всё происходит через портал госуслуг, поэтому гражданам надо не забывать хотя бы раз в день проверять личный кабинет.

По своему опыту скажу, что мне оповещения от портала госуслуг приходили сразу же после совершения очередного действия. Да, в письме точной информации не содержалось, лишь указание на то, что то-то и то-то было сделано. Например, статус «Отправлено», или статус «Готово». А вот в личном кабинете на госуслугах информация уже конкретная:  «Автоматизированные проверки на портале ФМС пройдены. Дело успешно подано», или, что «Паспорт оформлен и готов к выдаче».

- И ведь не только паспорт гражданина России можно обменять через госуслуги, есть и другие возможности, связанные с нашим ведомством, - уточняет Олеся Переверткина. – Например, регистрация по месту жительства. В этом случае вообще гражданину нужно лишь один раз прийти к нам лично, чтобы поставили штамп, всё остальное идет через электронную переписку. 

Аналогично происходит оформление загранпаспорта, нужно ответить на ряд вопросов, и все. Никакого заполнения заявлений от руки! А я хорошо помню, сколько раз пришлось переписывать бланки, десятка два точно испортила - то запятая не там, что цифра неправильная.

- По загранпаспортам сейчас уже почти все заявления к нам подаются через госуслуги, - подчеркивает начальник отделения по вопросам миграции ОМВД по Черногорску Елена Скороход. - Пока еще вкладка получения паспорта по достижении 14 лет не работает, но в проекте включение и этой опции. Также есть услуга получения адресно-справочной информации. Можно оформить приглашение на въезд в РФ иностранных граждан. К сожалению, проблема в том, что слишком мало людей обращаются через портал, сказывается боязнь электронных технологий, но нужно как-то преодолевать её. Ведь в конечном счёте всё идёт к тому, что основная масса работы будет проводиться с помощью электронного документооборота.

Уже сегодня часть операций, связанных с обращением в ГАИ, проходит исключительно через электронную очередь. Также следует помнить, что согласно указу президента России к концу 2018 года 70 процентов заявлений должно подаваться в электронном виде. Так что, хочешь-не хочешь, а переходить на новый вид услуг придётся.

Впрочем, как можно убедиться на приведённом выше примере, это не так страшно и сложно, как казалось. Тем более что существует большое количество служб поддержки портала госуслуг.

Можно позвонить по телефону прямой бесплатной линии: 8-800-100-70-10. Есть электронная почта техподдержки, куда можно задать вопрос. Во всех соцсетях существуют странички госуслуг, где в оперативном режиме специалисты отвечают на вопросы, консультируют по проблемам, дают советы. То есть, не нужно опасаться остаться один на один с интернет ресурсом, всегда поддержит и поможет большая группа консультантов.

И да, не забудьте после получения нового паспорта внести соответствующие изменения в свой профиль на портале госуслуг. Это станет доступным по истечении двух недель после обмена документа. Ведь наверняка вы ещё не раз воспользуетесь возможностями этого сайта.

Валентина СОСНОВСКАЯ. "ЧР" №19 от 14 марта 2017 г.

     

Только факты

Минсвязи и массовых коммуникаций РФ сообщает, что в 2016 году пользователи ежемесячно посещали Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) 33,5 млн раз. За весь прошедший год пользователи ЕПГУ заказали 380 млн услуг на сумму 7,9 млрд рублей, что почти в три раза превысило объем платежей в 2015 году.

Самыми популярными услугами стали проверка судебной и налоговой задолженностей, а также штрафов ГИБДД, заказ выписки с индивидуального лицевого счета в ПФР, регистрация автотранспортных средств, получение водительских удостоверений, оформление загранпаспорта и выдача справок о наличии или отсутствии судимости.

Количество зарегистрированных пользователей на Едином портале госуслуг уже достигло 40 млн человек. И это каждый второй пользователь российского сегмента интернета. За прошедший год у ЕПГУ появились почти 18 млн новых пользователей. Ежемесячный прирост составлял от 800 тыс. до 2,4 млн человек.

Новости по теме: