Чистый город - фантастика?

Дата публикации: 07.02.2017 - 11:57
Просмотров - 1367

2017-й год объявлен в России Годом экологии. Одно из первых совещаний, посвященных решению природоохранных проблем, прошло на базе «СУЭК-Хакасия». Заявленная тема встречи «Изменения российского законодательства и нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды. Проблемы природопользователей, возникающие при реализации требований природоохранного законодательства» впоследствии вылилась в обсуждение широкого круга вопросов. В совещании приняли участие представители промышленных предприятий, управления Росприроднадзора по РХ, министр природных ресурсов и экологии  Хакасии Алексей Сиорпас.
СВАЛКИ НЕ ДЛЯ ВСЕХ

Руководитель Росприроднадзора Хакасии Олег Косолапов вкратце обрисовал экологическую ситуацию в республике, существующую в настоящее время. В целом, по его словам, положение безрадостным назвать отнюдь нельзя, хотя, конечно, есть ряд серьёзных проблем. 
Что касается промышленных предприятий, работающих на территории нашего региона, то можно даже отметить положительные изменения, по сравнению с 2015 годом. Например, в прошлом году уменьшилось содержание загрязняющих веществ в воде. Снижение произошло за счет ремонтных работ на очистных сооружениях и сокращения объемов сброса сточных вод.
Предприятия регулярно отчисляют в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду, за год было собрано порядка 75 миллионов рублей, и практически вся сумма осталась в распоряжении республики. 
- Серьезная проблема существует с утилизацией отходов, - подчеркнул Олег Косолапов. - На территории Хакасии есть всего шесть полигонов для твердых бытовых отходов. А с учётом того, что один из них принадлежит «РУСАЛу» и он к себе больше никого не пускает, то и вовсе пять. Таким образом, Орджоникидзевский, Алтайский, Бейский и Боградский районы не имеют собственных полигонов ТБО. Впрочем, в Туве вообще нет ни одного, но это не значит, что мы должны мириться с недостатком у себя в республике. 
- В планах правительства Хакасии ввести такую систему, чтобы все отходы отправляли на сортировочную площадку мусоросборника, - добавил министр природных ресурсов Хакасии Алексей Сиорпас, -  а в дальнейшем план предусматривает устройство единого комплекса по переработке мусора в черногорской промзоне. Место для этого есть, оно занимает более трёх тысяч гектаров. И это не просто пожелания, а требование законодательства, до 1 июля 2018-го нужно выбрать единого оператора. На него будет возложена задача сбора, транспортировки, переработки мусора, в общем, весь процесс. 
Но уже сейчас возникают вопросы, как наводить порядок со сбором отходов  жителей частного сектора, сельских районов. Ведь если в многоэтажных домах эта проблема, по сути, решена – есть общие мусорные площадки, откуда ежедневно вывозятся контейнеры, дворники убирают упавший мусор, жители платят за сбор и вывозку, то с частным сектором дела обстоят не так блестяще. 
Кто-то вовсе отказывается устанавливать перед домом контейнеры, кто-то, установив для вида, продолжает выбрасывать мусор за околицу. К слову сказать, немалая часть апрельских пожаров 2015 года своими масштабами была обязана именно таким вот несанкционированным свалкам.
Конечно, местные власти пытаются их ликвидировать, но не хватает зачастую ни сил, ни средств. К тому же убранная в одном месте мусорка завтра возникает в другом. 
- Раньше были колхозы или совхозы, существовала ответственность за организацию свалок, вывоз мусора, а теперь порой это брошено на самотёк, - говорит генеральный директор ООО «СУЭК-Хакасия» Алексей Килин. – В частном секторе держат коров, другой скот, навоз же не вывозят, а просто выбрасывают неподалёку. Точно так же поступают с мусором. Как эту проблему решать?
- Наш разрез контролируют очень тщательно, проводят регулярные проверки, - добавил главный инженер ООО «Востсибуголь-Хакасия» Борис Исайченков, - но вы посмотрите на берега рек – они же все завалены мусором. И это делают жители Белого Яра, Кайбалы, Аршаново, других сёл, по весне всё это попадает в реки, уходит в р.Абакан. А потом нас, угольщиков, обвиняют, что мы загрязняем воду.  
Убедиться в том, что это не голословные заявления производственников, а печальная реальность, просто, не нужно даже отправляться в поездку к Белому Яру, достаточно пройти по пустырям Черногорска: то тут, то там высятся большие и малые кучи отходов. Одни, видно, привезли на прицепах к легковушкам, над формированием других поработали грузовики. 
- Безусловно, проблема есть и требует срочного решения, - подтвердил Олег Косолапов. – Мы проводим рейды, стараемся совместно с полицией, чтобы сразу же составить административный материал и привлечь нарушителя к ответственности. Причём не только по мусору, но и по загрязнению рек, озёр, когда моют свой транспорт. Но меры, согласен, недостаточные. 
Алексей Сиорпас же обратил внимание на то, что до сих пор не отработан механизм ответственности за самовольные свалки. 
- Сейчас мы меняем закон, чтобы любая фотография, видеосъемка могли служить основанием для административного материала, - пояснил министр. - Пока не начнем реально наказывать нарушителей, тут вряд ли что изменится.  С другой стороны, мы должны понимать, что здесь ещё играет роль проблема недостатка полигонов, высокой цены на перевозку мусора. Думаю,  что когда появится региональный оператор, он будет нести всю ответственность за мусор и решит вопрос. 
Впрочем, никто не сводил проблему замусоривания Хакасии исключительно к жителям частного сектора и сёл. В не меньшей степени обсуждался вопрос привлечения к ответственности предприятий различных форм собственности, включая малый бизнес. Если за крупными заводами, разрезами, фабриками  ведётся жесткий контроль, то «каникулы» для малого и среднего бизнеса, заключающиеся в запрете на проведение проверок, привели к тому, что те устраивают собственные свалки. А таких предприятий, между прочим, в Хакасии порядка 1700, и особенно замечены в нарушениях и негативном воздействии на окружающую среду объекты общепита, аптечного бизнеса, заправочные комплексы. 
- К сожалению, мы сейчас можем реагировать, если только есть заявления от населения. Сами никак, - пояснил Алексей Сиорпас. - Но в 2018 году каникулы заканчиваются, и тогда начнём проверки. У Росприродназора есть возможность быстрого реагирования. Но тоже надо согласовать с прокуратурой, вывесить информацию по проверке предприятий на сайт. У нас правовая яма, вопросов больше, чем ответов. 
ЧЕМ МЫ ДЫШИМ – ВОТ ВОПРОС
 Отдельный вопрос, вызвавший серьёзное обсуждение, касался загрязнения атмосферного воздуха. К сожалению, в этом плане Черногорск находится в крайне удручающем состоянии. Если, согласно государственному докладу «О состоянии окружающей среды РХ в 2015 году», в 2015 году по сравнению с 2014 годом уровень загрязнения атмосферы Саяногорска снизился с «повышенного» на «низкий», в Абакане с «высокого» на «повышенный», то в Черногорске он остался неизменным – «очень высокий». 
«За пятилетний период (2011-2015 гг.) прослеживается тенденция роста среднегодовых концентраций бенз(а)пирена и оксида углерода», - говорится в докладе. А среди основных причин загрязнения указаны в том числе: 
- неблагоприятные метеорологические условия;
-  отсутствие  на  многих  организованных  источниках  вредных  выбросов  пыле-  и газоочистного оборудования;
- невыполнение мероприятий  по благоустройству и озеленению санитарно-защитных зон;
- наличие значительного количества автомобильного транспорта:
- выделение   земельных   участков   и   застройка   новых   районов   индивидуальным жильем  без  предварительного  обеспечения  инженерными  сетями  (водоснабжение, теплоснабжение, канализация), что приводит к увеличению количества домовых топок;
- точечная   застройка   в   существующих   кварталах,   приводящая   к   уменьшению площадей  озелененных  территорий,  снижению  естественного  проветривания  районов  и увеличению количества автотранспорта на единицу площади;
- большое количество низких источников вредных выбросов, в том числе отопительных печей  частного  сектора.  В  приземном  слое,  куда  фактически  сразу  попадают  эти  выбросы, затруднены  процессы рассеивания,  и  происходит  увеличение  концентрации  вредных  веществ, что особенно важно, так как это зона дыхания человека.
В 2015 году общее количество автотранспорта в Хакасии превысило 175 тысяч единиц. А ведь каждая машина отправляет в атмосферный воздух изрядное количество вредных выбросов. Особенно зимой, когда, во-первых, припаркованные во дворах машины прогревают, а, во-вторых, климатические особенности Минусинской котловины, практически полное отсутствие ветреных дней, приводит к тому, что в нашем «котле» всё это скапливается и стоит неделями, ну а мы вынуждены дышать отравленным воздухом. 
- Вы сказали, что решаются проблемы с полигонами ТБО, рекультивацией, а с воздухом как быть? – задал вопрос главный инженер шахты «Хакасская» Сергей Скотников. - В этом направлении правительство что-то будет делать? Мы живем в котловине, и зимой дышать невозможно. Причина во многом - печи в частном секторе. (Вот в чём отличие производственных совещаний от всех прочих, так это в не просто задавании риторических вопросов, а и предложении конкретных мер решения проблем). 
- Может, искать новые варианты? – продолжил Сергей Скотников. 
Олег Косолапов тут же вспомнил об идее газификации частного сектора. Правда, посетовал, в ближайшее время не стоит ожидать прорыва в этой области. Из соседних регионов трубопроводы к нам никто тянуть не станет, а есть ли в самой республике газ для промышленной добычи – еще толком неизвестно. 
- Вот если бы была какая-то государственная программа поддержки населения, чтобы компенсировать расходы, - поделился своей идеей Алексей Килин. - Конечно, мы добываем уголь, и не мне это говорить, но нужно отказаться от топки печей углём в частном секторе, ведь мы должны помнить о детях, внуках, их здоровье. Если бы, скажем, запустить программу по внедрению электрокотлов, запретить все эти печи, но ввести компенсацию, то люди, думаю, могли бы пойти навстречу. Котловину нам не изменить, но жить мы хотим, поэтому надо искать выход. Все же СШ ГЭС рядом. Я не говорю, что программа должна быть для всей республики, но хотя бы для нашего района: Абакана, Черногорска, сёл по соседству. Ведь есть проект расширения алгомерации, уже сейчас Калинино почти соединилось с Опытным, Расцвет с Черногорском. И если срочно не решить проблему, то положение станет еще более серьезным. 
БЫТЬ УСЛЫШАННЫМ
Безусловно, очень хочется, чтобы предложения, поступившие от производственников на совещании (по поводу снижения выбросов в атмосферный воздух), были не только услышаны властями региона, но и воплотились в жизнь. По крайней мере, министр природных ресурсов и экологии  весьма высоко оценил идеи горняков. 
- Встреча была очень продуктивная, поступили крайне интересные предложения, в том числе и по замене топлива для печей частного сектора, - прокомментировал Алексей Сиорпас. - Мы на уровне правительства обязательно проработаем эти предложения. Что касается перевода централизованных котельных на новое топливо, надо знать стоимость, понять, насколько это осуществимо, ведь предстоят большие затраты на перевод с обычного угля на особо чистое топливо. С другой стороны, это же забота о населении. Конечно, приоритет у экологии, но и финансовый вопрос очень значим. 
По электрофикации – тоже обсудим с энергетиками, с комитетом по тарифам и, конечно, с нашими ресурсными предприятиями, которые вырабатывают эту электроэнергию. Предложение, прямо скажем, очень интересное, но нужна глобальная проработка.  И затем уже станем принимать взвешенное решение. 
КОГДА НЕ ПРОСТО ГОВОРЯТ, А ДЕЛАЮТ
Но, скажет иной читатель, поставленные вопросы, очерченный круг проблем - всё это понятно, а как быть с конкретными решениями в природоохранной деятельности? Для этого-то что делается?
Так как самыми активными участниками совещания среди представителей промышленных предприятий были сотрудники СУЭК Хакасии, то именно на деятельности этой компании и остановимся подробнее. 
Текущие ежегодные природоохранные мероприятия, которые проводят на разрезах,  – это рекультивация. Так, на разрезе «Черногорский» в 2014-2015 гг. было восстановлено 86 гектаров, в 2016-м – 43 гектара. На «Восточно-Бейском» биологическая рекультивация еще не начата, так как отвалы не достигли проектной мощности. На «Изыхском» рекультивация продолжается в строгом соответствии с графиком. 
- В прошлом году на «Восточно-Бейском разрезе» построили первую очередь очистных сооружений, в этом году приступят ко второму этапу строительства, что позволит снизить негативные воздействия как на земельные ресурсы, так и на подземные водные горизонты, - говорит главный эколог ООО «СУЭК-Хакасия» Екатерина Маркова. 
В 2014 году на всех предприятиях СУЭК в России была начата большая программа по замене ртутьсодержащих ламп на безртутные, светодиодные лампы. Проект очень дорогой, но зато минимизируются экологические риски. Только в 2016 году один лишь разрез «Черногорский» потратил на эти цели 4 млн рублей. Прежде весь карьер, промплощадки освещались ртутными лампами, теперь же почти всё заменено на светодиодные светильники. Аналогичная ситуация и на обогатительной фабрике.
На «Восточно-Бейском разрезе»  в прошлом году приобрели и запустили в работу установку для сжигания мусора «Форсаж 2», и теперь вся пропитанная маслами, ГСМ ветошь утилизируется в специальной печке. При этом в установке происходит практически полное сжигание отходов, остаток в виде золы составляет всего 3-5 процентов от объема загруженной массы.  
- Планируется заключение соглашения между предприятиями СУЭК в Хакасии, министерством природных ресурсов, главой Хакасии, - рассказывает Екатерина Маркова. - По нему предусмотрено финансирование природоохранных мероприятий почти на 400 млн рублей. В нашей компании рассматриваются проекты  снижения негативного воздействия не только в плане выбросов в воздух, сбросов сточных вод и так далее, но и физического влияния – это минимизация излишков тепла, электромагнитного излучения.
Осенью на базе шахты «Хакасская» начал свою работу цех по переработке крупногабаритных шин. Об этом мы уже писали, но напомню, что бэушные шины от автосамосвалов – это 4-й класс опасности, так как содержание резины в них составляет почти 83 процента. 
Если шины просто зарывать в землю на полигонах ТБО, то, во-первых, природе наносится серьёзный ущерб, ведь срок разложения резины составляет несколько сотен лет, и поэтому в США, Японии, странах Европы приняты законы, запрещающие складировать изношенные покрышки. Во-вторых, переработанная шина получает возможность ещё раз послужить человечеству. Получившаяся крошка либо становится ингредиентом для разных составов (например, как часть асфальтового покрытия), либо как самостоятельная продукция – плитка для детских или спортивных площадок.
Изначально цех был ориентирован на переработку шин с предприятий СУЭК, однако вскоре после открытия начали поступать запросы на утилизацию покрышек с других промышленных объектов республики, например, от Сорского ГОК, разреза «Степной», ООО «Барит». И сейчас рассматривается вопрос о расширении географии участников. 
Валентина СОСНОВСКАЯ, фото автора. "ЧР" №9 от 7 февраля 2017 г.

Новости по теме: