Зорька, Мурешка и другие друзья

Дата публикации: 06.05.2013 - 00:07
Автор:
Просмотров - 817

Когда читаешь воспоминания фронтовиков о войне, невольно задаешься вопросом – как им удалось в страшные времена, в суровых испытаниях не ожесточиться, не сломаться, помнить о том, что надо всегда оставаться Человеком. Конечно, однозначно на этот вопрос ответить невозможно, но вот что я заметила, во многих мемуарах военные герои пишут не только о битвах, противнике, новом вооружении или тактике борьбы, но и о животных. Да-да, о простых кошках и собаках, которые скрашивали бойцам тяжелые минуты, давали возможность отдохнуть душой, вспомнить мирную жизнь.
Казалось бы, ну при чем тут война и зверье? Но, подозреваю, фронтовики ответили бы вслед за Ильей Эренбургом: «Я не считаю, что собаки оскорбительно вмешиваются в рассказ». Напротив, читаешь порой сухие строчки военных воспоминаний, больше похожих на доклад руководству, и вдруг стиль разительно меняется, образнее становится язык, ярче диалоги – автор решил вставить в текст картинку, которая глубоко запала в память. И от этого он становится ближе, понятнее тебе.
Помню, как зацепил маленький рассказ из книги Евгения Николаева «Снайперские дуэли. Звезды на винтовке» о гибели их общей любимицы кошке Мурешки. Бедолага переходила дорогу, и в этот момент ее заметил немецкий летчик. Трижды он заходил на пикирование, поливая пулеметным огнем несчастную животину, в конце концов попал.
«Однако этот заход оказался последним и для него самого: наш боец, тамбовский парень Юрий Семенов, сделав всего один-единственный выстрел по самолету из простой трехлинейки, попал, видимо, прямо в летчика, – пишет Евгений Николаев. - Потерявшая управление машина так и не вышла из своего последнего пике. Ткнувшись носом, ушла глубоко в землю и, к всеобщему удовольствию, взорвалась. Мы ликовали: наша Мурешка была отомщена…»
Веселую и характерную историю рассказал в книге «Познать себя в бою» прославленный ас-истребитель Великой Отечественной, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Ему предстоял вылет в разведку, сложное и опасное задание, и тут летчик видит у самолета поросенка – что делать?! Застрелить – жалко, оставить немцам на закуску – тем более. И истребитель, связав ноги хрюкалки, отправляется с ним в полет. Так вдвоем и слетали на разведку. За ужином в столовой стоял хохот:
«Ну, Сашка! Если бы «мессеры» знали, кто с тобой летит, они бы уж ни за что от тебя не отстали.
– Ладно!.. Хватит смеяться над моим напарником. Я из-за него весь полет выполнял только на бреющем, все берег его, чтобы не задохнулся на высоте».
Ну а в мемуарах другого аса-истребителя, также трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба и вовсе целый зоопарк. В новой части, куда был переведен летчик, вместе с военными жили собаки, ворона и настоящий медвежонок – всеобщая любимица игрунья Зорька. Майор Титоренко так представил мишку:
«Зорька у нас озорница, но бывает и послушной. Смотрите, просит у вас угощения…
Зорька подкатилась ко мне и тычется влажным носом в руку.
— Товарищ капитан, угостите ее, — говорит Титоренко, вынув из кармана кусок сахара. — Для нее все в карманах таскают угощение.
Зорька осторожно слизывает сахар с моей ладони и ложится на траву.
— У нее «налет» большой, — говорит Чупиков. — Она перелетает с нами на пассажирском самолете «Ли-2» с аэродрома на аэродром. Прекрасно знает наш распорядок дня, ходит с нами в столовую и ведет себя там примерно. Подобрали ее в карельских лесах совсем маленькой. У нас есть еще зверушки. Кто-то принес раненого зайца, вылечили его, и теперь он у нас совсем ручной. Один из летчиков где-то подобрал ворону с подбитым крылом. Хочет научить ее разговаривать. Она кричит «кар, кар», а он радуется: «Слышите, ребята, как говорит!» Вот и Кнопка явилась. Сейчас будет спектакль…»
Представляете, идут жестокие бои, каждый вылет грозит невозвращением, мало ли подбивали самолеты в воздухе, а летчики возят с собой маленький зоопарк, для каждого питомца находят ласковые слова и вкусные кусочки. И возникает мысль, а не потому ли, в том числе, фронтовики смогли остаться настоящими людьми, не ожесточиться, не озвереть, что даже в тяжелые времена имели рядом с собой живых существ, которых можно было любить и которые отвечали взаимностью. Сохранить это чувство на всю жизнь, и затем в мирное время также трогательно относиться к братьям меньшим.
Валентина СОСНОВСКАЯ

А вы знали?
На историческом Параде Победы 24 июля 1945 года были представлены все фронты Великой Отечественной войны, все рода войск. Вслед за сводными полками фронтов, полком Военно-Морского флота и колоннами боевой техники по Красной площади шли... собаки со своими проводниками.
А за «коробкой» солдат с собаками шел главный кинолог страны – подполковник Мазовер. Ему было разрешено не чеканить шаг и не отдавать честь главнокомандующему, потому что нес на руках бойца 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады – собаку по кличке Джульбарс. Этот четвероногий боец принимал участие в боях и разминировании местности на территории Румынии, Чехословакии, Венгрии и Австрии. Там Джульбарс обнаружил 468 мин и 150 снарядов, за что был представлен к боевой награде – медали «За боевые заслуги». Ко дню исторического парада Джульбарс еще не оправился после полученного ранения.
Елена Брусиловская «Мне припомнилась нынче собака, что была моей юности друг...»
«ЧР» №50 от 2 мая 2013 г.

Новости по теме: