Зона рискованного туризма

Дата публикации: 15.10.2015 - 07:40
Автор:
Просмотров - 744

alt

Много лет я прожила в Томске, там училась, там стала заниматься активным туризмом, но всегда завидовала жителям Хакасии - вот где мекка для активного отдыха и плодотворной научной работы! Посудите сами, чтобы нам, скажем выбраться полазить по скалам, приходилось ехать на перекладных электричках в Кемеровскую область. Чтобы сплавиться по реке - в Красноярский край или на Алтай. Чтобы полазить по пещерам - на Урал или в Хакасию. Что говорить, зимой покататься на горных лыжах приходилось отправляться за сотни километров в Шерегеш или на Ергаки! Даром что снега в Томске много, зато гор нет.

Да и по профессиональной принадлежности я археолог, меня всегда интересовала древняя земля енисейских кырзыгов. Словом, все пути вели меня в славную южно-сибирскую республику, куда, в конечном итоге, и переехала наша семья.

Туристические возможности меня совершенно не разочаровали, ведь теперь не надо было ехать далеко, чтобы заняться хоть альпинизмом, хоть спелеологией, хоть рафтингом. Единственное, что несколько удивляло, почему так мало внимания власти обращают на развитие возможностей для активного отдыха? И когда наконец-то правительство заявило, что приоритетным направлением в своей деятельности сделает именно продвижение турбизнеса, признаться, порадовалась. Однако, как выяснилось, преждевременно.

НЕТ, ЭТО НЕ ТУРЦИЯ

Не так давно пришлось по делам отправиться в Красноярск на рейсовом автобусе. Ехала и вспоминала подобное путешествие, которое совершила в Турции.

Дело в том, что мне нравится узнавать чужие земли не из окна туристического автобуса, а полностью погружаясь в местные условия, так лучше узнаешь и страну, и народ. И дорога из Анталии в Стамбул, совершенная в обычном местном рейсовом автобусе, дала немало.

Время пути у нас составило порядка двенадцати часов. Сами понимаете, ехать в автобусе столь долго - не самое легкое испытание. Между тем, не сказала, чтоб мы так уж устали.

Комфортабельные кресла с мониторами и наушниками, закачанными фильмами, правда, только на турецком языке - так ведь не туристический автобус, напомню, а местный! Кормили нас по принципу самолета - пару-тройку раз стюард в белоснежной курточке разносил чай, кофе, пирожные, мороженое. Тем, кому было прохладно, выдавались пушистые пледы.

Остановки делались примерно раз в два с половиной часа. Причем, даже высоко в горах, в глухих деревушках комплексы АЗС не могли не поразить своим комфортом - неплохие ресторанчики с большим выбором блюд и по низким ценам. А уж туалеты, не могу обойти вниманием эту важную составляющую вещь в жизни путешественника, могли удовлетворить самого капризного клиента. Платишь лиру и заходишь в сверкающее чистотой помещение, да еще служитель бежит впереди тебя и разбрызгивает ароматный лимонный одеколон.

Садишься в автобус, стюард дважды пройдет по салону и тщательно пересчитает пассажиров, все ли на месте? Никого не забыли? Заботливость на очень высоком уровне! И это при том, что перед остановкой водитель всегда предупреждал, сколько минут стоянка, во сколько отправится автобус дальше. И самое главное - дважды за ночь нашу маршрутку полностью мыли с шампунем!

Может возникнуть вопрос: почему вдруг, делясь своими мыслями о туристическом будущем нашего сибирского региона, я вспомнила о Турции? А все просто - мы заявляемся как область привлекательная для туристов, Турция уже известна как такая область. Словом, есть что сравнить.

И теперь о местных контрастах. Те августовские дни, в которые состоялись мои поездки, стояли очень жаркие. Скажем, когда вечером приехала на автовокзал в Красноярске, табло показывало + 36 в тени. Но! В автобусе кондиционер совершенно не работал. Воздух гонял, но не охлаждал. Спасибо хоть люки были на крыше, и таким образом температуру в салоне удалось несколько снизить. Правда, на обратном пути автобус представлял собой консервную банку - окошко разве что у водителя открывалось.

Представляете себе радость туриста, его хорошее расположение к краю, когда ему приходится восемь часов находиться в раскаленной железной коробке! Временами просто плохо становилось.

За всю дорогу мы сделали только две остановки. Причем водитель, сначала сказал, что стоим минут двадцать, а затем через минут пять уже решил ехать. Большинство из пассажиров даже не успело дойти до туалета, чтобы слегка освежить лицо водой. Впрочем, как выяснилось, умывальника в этой халупе вовсе не было.

Вообще, возможности гигиены в пути отвратительны. Билет стоит отнюдь не копейки, а заходишь… Нет, даже не будут писать, стошнить может иного брезгливого читателя.

Ну о том, чтобы нормально перекусить, и речь уже не идет. Равно, как и о заботе водителей о своих клиентах. Они решили ехать - сели и поехали. Никто не пересчитывал, все ли на месте. Никто не спрашивал, не нужно ли дать дополнительное время, чтобы прийти в себя после жуткой духоты.

И это развитие туризма? Это создание привлекательного облика? Да после такой поездки я вряд ли решусь повторить маршрут. По крайней мере, пока автоперевозчики не перестанут относиться к пассажирам, как к скоту.

Сравнивая два сопоставимых по протяженности маршрута, выводы могу сделать однозначные - то, что происходит у нас, это не туризм. Это издевательство над туристом.

ЛАПША ДЛЯ УШЕЙ

Что касается баз отдыха, горнолыжных комплексов, сказать можно тоже очень многое, и далеко не всегда приятное для бизнесменов от туризма. Для многих из них важно только одно - как можно быстрее выжать из клиента все сегодня, не думая о завтрашнем дне и о том, что при таком отношении в некоторые из туристических баз человек заречется ступать ногой.

Хотя, к моей радости, есть и другие примеры, где, напротив, посетителя стараются привлечь, создать ему вполне комфортные и приятные условия для отдыха и занятий спортом.

Впрочем, есть еще одна тема, связанная с проблемой развития региона, которую бы хотела затронуть - это образовательный уровень гидов. К сожалению, отнюдь не всегда он находится не то что на удовлетворительной отметке, а попросту стремится к нулю.

К счастью, и у нас мне встречались профессионалы, влюбленные в свое дело, знающие на должном уровне историю республики, ее флору и фауну. Но хватает и иных образчиков.

Кстати, далеко за примерами даже ходить не буду. Недавно в вашей газете был опубликован материал «Отдыхать, так на пиратском корабле», и в нем я с удивлением, с очень большим удивлением, прочитала следующую фразу: «Пока ехали, слушали, что впервые бело-сине-красный флаг был поднят в 1662 году на первом русском военном корабле «Орёл».

Ого, вот это открытие для историков! Понятно, турист, как правило, сам не очень сведущ в краеведении, археологии и так далее, именно для этого с группой отправляются гиды, которые, отмечу, отнюдь не бесплатно должны предоставлять полезную и, главное, достоверную информацию.

Тут же мы видим совершенно иной подход - гид сам не очень знает историю страны и дезинформирует своих подопечных. Ведь достаточно открыть любую энциклопедию, чтобы узнать: во-первых, знаменитый военный корабль «Орел» был построен в 1668 году, кстати, через год он был захвачен войском Степана Разина и больше военную службу не нес. Во-вторых, достоверно не известно, какой флаг был поднят на нем. Возможно, что это был триколор, но гораздо более возможно, что полосы чередовались совершенно иным образом. Что, безусловно, известно, так это триколор, поднятый в 1693 году на двенадцатипушечной яхте «Святой Пётр», когда Петр Первый отправился в плаванье с отрядом военных кораблей по Белому морю.

Можно сказать, ну какая разница, ошибся человек, главное век-то назвал верный! Но такие небрежности в работе не добавляют доверия клиента, и на это также нужно обращать внимание, если владелец хочет развивать свой бизнес, а не создавать лишь видимость деятельности.

Елена МАТВИЕНКО, «ЧР» №77 от 1 октября 2015 г.

ЧР №79 от 8 октября 2015 г.

Новости по теме: