Живой интерес к истории

Дата публикации: 26.12.2013 - 06:27
Автор:
Просмотров - 892

alt

12 декабря в Москве состоялся торжественный прием президента Российской Федерации Владимира Путина в честь 20-летия Конституции Российской Федерации. На нем, в числе приглашенных, присутствовала и педагог из Черногорска, учитель истории в лицее Татьяна Кузенко. Именно с ней наше сегодняшнее интервью. Ведь знание истории, понимание процессов, обладание массивом исторического сознания как никогда нужны нам сегодня, чтобы понять – куда идет страна, что сделать для того, чтобы нам в ней хотелось жить. А кто, как ни учитель истории, может ответить на многие из этих вопросов.

- Татьяна Анатольевна, расскажите, что было на торжественном приеме? Уверена, что многим читателям это интересно, ведь мало кто может похвастаться такой страничкой в своей биографии.

- Прием проходил в Кремлевском дворце съездов, людей очень много собралось, зал, рассчитанный на шесть тысяч человек, был полон. Мы представляли общественность Хакасии, я и педагог высшей квалификационной категории Елена Шалагина из Абакана. Вообще было много педагогов-историков и юристов. Перед нами с кратким обращением выступил президент России Владимир Путин. Он говорил о значимости Конституции в жизни страны, вспомнил сложные времена межконституциония в 90-х, как затем принималась она в 1993 году. Ну а затем были концерт и небольшой фуршет для участников приема, где мы могли обменяться с коллегами мнениями, обсудить наболевшие вопросы.

- Наверняка речь шла и об особенностях преподавания истории и обществознания в современных условиях, и о создании единого учебника по истории, тем более, что стандарт этого учебника уже принят. Насколько интересным было обсуждение?

- Конечно, общались. К сожалению, времени у нас было не так много, но использовали каждую свободную минуту. Тем более что актуальных вопросов хватает. Например, о том, как донести до учеников суть Конституции, чтобы она стала для них понятна. Да и не только для школьников. Ведь одним из условий построения гражданского общества является знание основного закона страны, чтобы каждый человек понимал ценность Конституции, что это живой и работающий документ.

Во-вторых, конечно, говорили об едином учебнике истории, итоговом продукте, на который мы все работаем – едином государственном экзамене. И, естественно, не могли не затронуть больную тему, социальный статус педагога. Вот именно эти три основные темы мы больше всего и обсуждали.

Надо сказать, мы ведь незря были приглашены на этот прием. Основная мысль - поиск путей развития гражданского общества, передача подрастающему поколению базовых принципов построения такого общества, объяснение, почему оно нам необходимо и жизненно важно для каждого гражданина страны.

Но ведь мы прекрасно все понимаем, что членов гражданского общества необходимо воспитать, сами по себе они не появятся. И лучше всего это делается на уроках истории и обществознания.

- Вы работаете учителем в лицее. Насколько сейчас легко или не очень легко преподавать историю школьникам?

- Дело в том, что я веду уроки в старших, профильных классах. Это уже более подготовленные и ориентированные на изучение истории ребята. Поэтому, можно сказать, что мне легко, мы всегда находим отклик.

- Но одной из проблем, на мой взгляд, мешающей молодежи адекватно понимать исторические процессы, является разноплановость и многочисленность учебников истории, что пока еще существует в школах. Недаром об этом и говорил президент страны, предлагая вернуться к модели единого учебника. На ваш взгляд, на самом ли деле это так необходимо? И как вы сами выходите из положения, имея десятки учебников?

- Хочу сказать, что преподавание истории пережило очень серьезный кризис, в послесоветские годы. Если тогда система была линейной, то есть с четвертого по десятый класс ученик постепенно овладевал знаниями на все более углубленном уровне, то сейчас система концентрическая. То есть с пятого по девятый класс дается весь объем, а в 10 и 11, то же самое, но на более глубоком уровне. Однако в последние годы вновь начали вести речь о возвращении к линейному изучению истории, ведь оно показывало более высокие результаты.

Что касается единого учебника истории, то только по официальным данным, у нас за десятый класс сегодня действуют 65 учебников! Но мы понимаем, что единая концепция быть должна. В чем ее суть – должны быть официальная хронология и оценка событий, так сказать, стержень, на котором держится все остальное. Это не значит, что главенствовать должна только одна позиция, как в «Кратком курсе ВКПб», нет, мнения мы, конечно, должны изучать разные, с тем, чтобы видеть более полную картину, самим делать выводы. Но условием для успешного решения такой задачи должна быть стройная система передачи исторических знаний.

- На ваш взгляд, насколько необходим ЕГЭ по истории. Ведь немало мнений говорят в пользу отрицания такого экзамена?

- Я всегда детям говорю, что история такая капризная дама, к которой без любви относиться нельзя. Если, скажем, естествознание можно выучить, просто запомнив некий объем информации, то с историей так не получится. Ее надо любить, желать понять, только в этом случае возможно постижение. Иначе – никак. Слишком большой объем фактических и аналитических данных содержится в разделе, дат, имен, названий и так далее.

И, да, экзамен очень сложный, но сдать его возможно. Хотя, по сравнению со столичными ребятами, наши ущемлены. Ведь в новом экзамене большой блок посвящен культуре. Но если столичные школьники с детства видят примеры различных архитектурных стилей, ходят по музеям, то наши вынуждены лишь по картинкам судить, что это такое. Соответственно, уровень восприятия разный. Помню, меня поразило, когда в Оружейной палате увидела экскурсию, которую проводили для ребятишек из первого класса, интерактивно, адаптировано для малышей, и конечно, у них был интерес. И жалко наших детей, они обделенные в этом.

- И как все же быть в этом случае, как не упустить интерес к истории у наших ребят?

- Через любовь, интерес и трудолюбие. Я не устану повторять, что без интереса и любви, история ближе и понятней не станет, а без трудолюбия не будет глубины познаний. И моя задача, как учителя, воспитать это в ребятах.

- Но получается, что все у нас упирается в личность учителя, в его желание дать знания детям, в его собственную эрудицию…

- Да, личность учителя важна, но все же не стоит забывать и роли учебников, они также помогают. Даже если они совершенно разные по содержанию. Мы с ребятами обсуждаем различные версии, сравниваем, спорим, и в итоге вырабатываем адекватный взгляд на сложные моменты в истории нашей страны.

- И что, так уж всем и интересна история?

- Я б разделила учеников на три группы. Одни, безусловно, увлечены предметом, много читают сами, изучают, стараются понять. С этими школьниками работать интереснее всего. Вторая группа – те, кто уже определился с выбором профессии, вуза, куда будет поступать, и просто четко осознает, без хорошего знания истории ему не удастся хорошо сдать экзамены. Эти ученики достаточно старательны, быть может, без искры, но добросовестно учат предмет. И третья группа – те, кому не хватает ни интереса, ни увлеченности, ни понимания важности. Здесь, конечно, сложнее работать, но тоже интересно бывает смотреть, как перетягиваешь на свою сторону еще вчера равнодушного подростка.

Беседовала Валентина СОСНОВСКАЯ. «ЧР» №154 от 26 декабря 2013 г.

Новости по теме: