Здравствуйте, Ергаки, здравствуйте!

Дата публикации: 09.09.2014 - 03:02
Автор:
Просмотров - 853

alt

Лет двадцать назад отличный автор-исполнитель и просто хороший человек Шурка Замашанский написал песню, в которой есть такие строки:

…Здравствуй, Томск, и снова хочется жить…

Улыбнется Томск в седые усы,

Прошуршит листвою парков, аллей:

- Ну возвращайся, - скажет, - блудный мой сын,

Возвращайся, - скажет, - ты здесь нужней!

И все эти годы песня сама по себе вдруг начинает звучать, когда я приезжаю на Ергаки. Автостопом ли на КамАЗе, на своей ли легковушке, или на пресс-туровском автобусе.

- Здравствуйте, Ергаки! И кажется в эту минуту, когда видишь пики Звездного, Птицы, Зуб Дракона, можешь взлететь от счастья встречи с любимыми и родными горами.

- Здравствуй и ты, мы тоже скучали, - так и слышишь в ответ теплый голос седых Ергак, видишь их мягкую улыбку, и чувствуешь ласковое объятие ветерка.


alt

ЭКОИСПЫТАНИЯ

Впервые на Ергаки я попала лет двадцать назад, это была любовь с первого взгляда. И, похоже, любовь взаимная. Впрочем, выпало немало испытаний, приключений, Ергаки - они такие - любят пошутить. Но всегда чувствовалась поддержка гор, да, они проверяли на прочность, но никогда не желали зла.

В те годы в горах и троп-то по сути не было, так, в лучшем случае легкие намеки, что следует идти тут. Карт тоже не водилось, лишь от руки нарисованные кроки, по ним и ходили.

Встреча с другими туристами была праздником, ведь интересно увидеть новых людей, узнать, где были они, что видели, поделиться своими знаниями.

Да, троп не было, но не было и того бардака, что пришел на Ергаки с хлынувшим потоком людей на рубеже двух тысячелетий. Если раньше для нас брошенный кем-то конфетный фантик был чуть ли не поводом для расследования и поиска автора преступления, чтоб примерно наказать его, то с годами привычными сделались свалки мусора на местах стоянок, «украшенные» окурками, фантиками, полиэтиленовыми пакетам обочины тропинок, умирающие горные озера, в которых недалекие посетители бездумно полоскали миски с помощью различных жидкостей для мытья посуды. А ведь реки Оя, Ус и Казыр-Сук, протекающие в Ергаках, являются притоками великого Енисея.

alt

С каждым годом поток «матрасников» («дикий» турист, не знающий или не желающий выполнять элементарные требования поведения в тайге) становился все больше, и все круче высились терриконы свалок. В конечном итоге экологи забили тревогу, надо спасать уникальный горный массив, и было принято решение об организации одноименного природного парка.

Однако первые шаги, с которыми мы столкнулись на практике, показали неготовность сотрудников новоявленного парка. Чего только стоили аншлаги, призывающие охранять природу, но прибитые сотками, а то и двухсотками к стволам елей и кедров! Мусора меньше не становилось, зато инспекторы пытались навязать свое обязательное участие в наших походах (за плату, естественно), мол, без них ходить нельзя. К счастью, все эти попытки нам удалось отбивать, уличая «проводников» в том, что они толком не знают гор и путают тропу на Безрыбку с тропой на Мраморное (да-да, было и такое).

Словом, со временем мы практически перестали ходить на летние Ергаки, только зимой приезжали покататься на лыжах. И вдруг бессменный инициатор «журналистских дозоров» руководитель пресс-службы САЗа Владимир Шулекин предлагает поездку на Ергаки, мол, скоро День Енисея, а в горах притоки великой реки. Как же было отказаться! Хоть и страшно, что увидишь гибель уникального массива, но и заманчиво.

Честно скажу, первые шаги я делала с опаской и недоверием к нынешней дирекции парка - что еще там напридумывали! Но чем дальше, тем светлее становилось на душе, тем больше росло уважение к сотрудникам и восхищение к проделанной работе.

Давно уже ставший родным ручей Тушканчик так же одаривал всех чистейшей и самой вкусной в мире (уверена!) водой. Так же качали макушками здоровенные кедры, пихты, ели. Так же высились вдалеке пики Саян.

alt

Обрадовали новые объекты, появившиеся в парке. Отличный визит-центр, в котором на интерактивных стендах можно ознакомиться с основными представителями флоры и фауны, услышать голоса птиц и зверей, малышам наверняка будет интересно собрать «природный» пазл, каждый из кусочков представляет собой или лист растения, или фигурку животного. В не большом, но уютном музее сибирского охотника собрана довольно любопытная коллекция экспонатов, рассказывающая о прошлом Ергак.

alt

И, наконец, главное испытание - знакомство с экологическими тропами. Дело в том, что на природе мне хочется оказаться вне тисков цивилизации, ходить, пусть по раскисшей, но настоящей земле, прыгать по реальному курумнику, а тут - железные ступеньки, деревянные или специально насыпанные дорожки. Тоска.

Но смотришь по сторонам - а вокруг группы, группы, группы… Как говорят сотрудники парка, за лето проходит порядка ста тысяч посетителей. И тут уже понимаешь - без экотроп никак, иначе ботинки гостей вмиг убьют растительный покров. Так что пусть уж будут экотропы - лишь бы Ергаки жили!

Нет правды без любви к природе,

Любви к природе нет без чувства красоты,

К познанью нет пути нам без пути к свободе,

Труда - без творческой мечты...

Эти строчки Якова Полонского звенели в голове, пока шли по деревянной тропе в Каменный город. «А все же молодцы инспекторы и другие сотрудники парка, - крепло во мне мнение, - кажется, удалось наладить дело. Чисто, даже там, где туристов толпы. Не просто нет нового бардака, но и следы старого исчезают».


alt

ДОЗОРНЫЕ СИБИРСКОЙ ТАЙГИ

Вот и Радужное озеро. Оно еще и в старые-то времена было неблагополучным местом - недалеко от трассы, легкий путь, как следствие - регулярные паломничества к Висячему камню. А в итоге тихое убийство прибрежной линии. Увы, немало гостей гор не понимает, что нельзя ради своей прихоти рубить лапник под палатку. Нельзя разжигать костер в корнях кедров. Нельзя рубить живые деревья, даже если хочется развести костер! Словом, еще в 90-х возле Радужного изрядно повыбили деревья, особо досталось кедру. Ведь если ель или пихта растет относительно быстро, то чтобы набрать сил маленькому кедренышу, требуется пара десятков лет.

«Дозорные сибирской тайги» - так называл кедры знаменитый ботаник, основатель Томского ботанического сада, университетской рощи, гербария, да и много чего еще Порфирий Крылов, к слову сказать, бывавший в экспедициях и на Западном Саяне, быть может, даже на Ергаки заходил. «Первыми встречают они холодные ветры, вьюги, леденящую сырость туманов, испарения болот… Надежная опора лесным собратьям - пихтам, рябинам, березам… Возле него хорошо расти беспомощным и боязливым - этот богатырь прогоняет страх, вселяет уверенность. Не так ли живет сильный и добрый человек, помогая слабым, внушая чувства достоинства и жизнелюбия?..»

И вот вижу настоящее чудо - детские сады кедров на берегу Радужного! Сотрудники природного парка занялись восстановлением этого прекрасного дерева возле озера. Да только за это им низкий поклон и огромное спасибо - за возрождение кедра, за веру, что в парке не допустят убийства Ергак! Теперь понимаю, что не зря символом парка была выбрана кабарга - как прекрасное, но почти исчезнувшее животное, получившее шанс на возрождение.

Ей-богу, увидев эти посадки, аж руки зачесались - дайте же и мне посадить хоть один кедр! Кстати, дарю идею руководству парка: нужны будут волонтеры для посадок - зовите «журналистский дозор»!

alt

- Работы и по охране, и по объяснению туристам правил поведения очень много, - говорит заместитель директора парка Екатерина Кузнецова. - Нет, люди не грубят, но многие просто не понимают, а что такого, если оставил бутылки, пакеты, вот и ходим, объясняем. С волонтерами убираем мусор.

Инспекторы были настроены более мрачно, мол, ходим, объясняем, головами кивают, а только отвернешься - и готово: есть брошенный пакет с мусором, а туриста и след простыл. И снова - бери мешок и спускай его за десяток-другой километров вниз, на базу.

altalt

ПО ПОЛЯНАМ ХОДЯТ МИШКИ, УШКИ КРУГЛЫЕ…

Ох, мишки, мишки, сколько ж вас полегло на ергакских тропах из-за туристов…

- Мы вынуждены вести отстрел животных, которые представляют опасность для человека, - говорит директор парка Игорь Грязин. - В этом сезоне уже трех медведей убили. Больно, очень больно, но как быть! Туристы сами привлекают зверя, оставляют продукты, мусор, в результате животное переходит на этот вид пищи, порой вступает в борьбу с туристами. Вот последний случай. Медведь подошел к двум парням и начал потрошить рюкзак, турист стал кидать в него камнями, итог - зверь помял мужчину, а животное пришлось застрелить. Кто виноват: зверь? Нет, человек.

И ведь не сразу удалось охотникам приманить медведя. Не шел он на тухлое мясо, рыбу - не интересно! И только, когда поставили палатку, в нее положили тушенку со сгущенкой, косолапый пришел на свой последний ужин. Вскрытие же показало, что в желудке мохнатого полностью отсутствуют продукты обычного рациона - ягоды, корешки и так далее. Привык питаться мишка сгущенкой и тушенкой. Понятно, ему-то так приятнее и сытнее, чем наматывать десятки километров в поисках привычной пищи, вот только новая дорога слишком коротка оказывается. Так что подумайте хорошенько, оставляя в следующий раз на месте стоянки пакет с ненужными продуктами, может, лучше унести с собой, не провоцируя мишку на смену рациона? Не приближайте его смерть…

Вообще, несмотря на большую экопросветительскую работу, инспекторы вновь и вновь встречаются с человеческой дикостью.

alt

Идем по каменному городу. Удивительные скалы, словно ожившие сказочные богатыри встают на тропе. Но вдруг, что это! На скале надпись «С нами Бог».

Эх, думаешь, да не Бог с тобой, а дьявол в паре работает. Ну какому нормальному человеку придет в голову малевать на древних скалах всякую глупость!

Одно порадовало, в сети не раз натыкалась на небольшие отчеты парней и девушек, которые по собственному почину ходили в горы, несли с собой инструменты и счищали с камней надписи. Глядя на таких ребят, понимаешь, есть еще Человеки, живет еще дух настоящего турья!

Но если до скал доходят немногие, то дикость посетителей по обочинам дороги, особенно в районе места гибели Александра Лебедя, просто зашкаливает. Кто-то когда-то им сказал, что у местных народов в древности было поверие - повяжешь ленточку на дерево, попросишь духа о помощи, и будет тебе шоколадная жизнь.

Невольно вспомнился пассаж из романа «Иди, куда хочешь» Олди, там ашока-дерево, что беспечальным называется, на жизнь жалуется: «А поверье обо мне слыхали? Нет?! Странный вы какой-то, однако: все Трехмирье назубок, а он ни сном ни духом! Не местный? Ах, такой не местный, что и сказать страшно?! Тогда лучше я скажу… Врут, будто я зацветаю, едва меня заденет ногой девушка, которой вскоре предстоит выйти замуж. От того, мол, и цвету постоянно. Ну не бредни ли? Хорошо, хоть вы это понимаете. Потому как не девушка. И даже не похожи. А другие… Скрутишь только завязь кукишами, соберешься передохнуть (думаете, цвести - это вам сандалией мантху хлебать?!) - а эти девицы уже тут как тут! Табунами! ордами! в боевых порядках! с ногами наперевес! И каждая норовит пяткой пнуть! Хоть в поверье ясно сказано: ЗАДЕНЕТ ногой, а не приложится со всей дури девической, нецелованной! Ох, не завидую я их будущим муженькам…»

Вот и на Ергаках не ленточки, а простыни целые на деревья вяжут, да так, что и веточек, хвои не видно. Это ж надо додуматься - просить о благосклонности духов гор и тут же убивать деревья, которые растут во владениях духов!

Не знаю, может информационные щиты расставить для таких «верующих», мол, повязал ленточку на живое дерево - дал «белый лист» сатане на черное дело, которое ударит по тебе же. И хочется верить, что настанет время, когда перестанут вязать тряпки на живые пихты и ели, переключатся на какие-нибудь столбы.

Но хочешь не хочешь, пора домой. До свидания, Ергаки, и здравствуйте! Берегите себя и живите вечно, самые лучшие горы на свете.

И я, как и ты, не хочу,

Не хочу уезжать!

Осколок души

Подарил я Ергакам навек.

Пел хорошо известный старикам столбистам Папаня (Владимир Панов), и вслед за ним тихонько шепчу:

Уеду, уедешь, уедем,

А завтра опять

Палец Саяна поманит:

«Вернись человек».

Валентина СОСНОВСКАЯ, «ЧР» №92 от 9 сентября 2014 г.

alt

Новости по теме: