Зазеркалье Оксаны Влюбчак

Дата публикации: 10.01.2013 - 02:41
Автор:
Просмотров - 1043

alt

Совсем недавно мы писали о том, что Оксана Влюбчак, член литературного объединения «Золотое перо», которое существует в Черногорске уже около пяти лет, попала в число 26 финалистов первого Всероссийского творческого конкурса на лучшее литературное произведение, посвященное теме казачества. Естественно, не встретиться и не поговорить с молодым (ей всего 20 лет!) талантом было бы непросительно. 

 

Выкроить время на интервью девушка смогла вечером: на часах пять, а она только-только приехала из института. «Извините, не успела переодеться», - улыбается она. Белый халат лучше всяких слов говорит о выборе профессии. Отсюда и первый вопрос.

- Оксана, я почему-то была уверена, что ты учишься либо на филологическом, либо на журналистском факультете. Так почему же все-таки клятва Гиппократа, а не списки литературы, обязательной к прочтению?

- Сколько себя помню, никогда не хотела быть филологом, журналистом или учителем. Мечтала стать врачом, помогать людям. С детства играла с какими-то скляночками-баночками,  увидев что-то красное, воображала, будто это кровь. Поэтому очень ряда, что сейчас учусь в Хакасском государственном университете по специальности «Лечебное дело». Все-таки основную профессию получить нужно. А писательство - пока хобби, но если когда-нибудь оно сможет стать для меня чем-то большим, я буду только рада.

- Помнишь, когда начала делать свои первые шаги на этом поприще? Многие начинают удивлять пап и мам еще в детстве, а у тебя как было?

- Именно так и начиналось, когда я была еще совсем маленькой девочкой. Помню, стояла очень красивая осень, которая меня и вдохновила. В голове появились какие-то слова, которые мама и записала. Причем, это были вполне рифмованные строчки, как ни удивительно. Когда выучила буквы, стала что-то писать сама красным фломастером. Мама потом читала. Она почти всегда была моим первым читателем,  самым главным критиком. И критиком, что важно, объективным. Может сказать: «Оксана, что-то странное у тебя какое-то стихотворение…» Или наоборот: «Вот это хорошее». Я чересчур критично к себе отношусь, мама помогает сглаживать  острые углы. А вообще она всегда поддерживала меня и говорила, чтобы я уделяла писательству достаточно времени.

-  Ты пишешь и стихи, и рассказы. А что сложнее? И как вообще протекает работа над тем и другим?

- Сложнее писать рассказы, хотя, на первый взгляд, кажется, что наоборот, ведь в стихах важно и рифму подобрать. Но строчки стихотворений приходят в голову быстро и легко, было бы вдохновение. За пять минут его можно довести до ума. Почти в прямом смысле: раз-два – и порядок! А вот над рассказом нужно потрудиться, подумать, выстроить логическую цепь событий. Все это требует не только больших усилий, но и немало времени. Иногда над одним рассказом я могла работать до полугода. Написанное обычно оставляю на какое-то время, чтобы содержание, детали подзабылись. Потом вновь возвращаюсь, чтобы трезво взглянуть на рассказ, сделать последние правки.

- Чтобы о чем-то писать, нужно уметь излагать мысли, подбирать правильные слова, одним словом, всегда совершенствовать свой язык. Как ты это делала и делаешь?

- Работать над языком начала еще в школе. Как? Книги помогали, конечно! Причем я всегда прочитывала не только основной список литературы, но и дополнительный. Помню, была под  большим впечатлением от романа «Джейн Эйр», перечитывала Замятина, восторгалась «Лолитой» Набокова. Очень уважаю Маяковского, Есенина. Короче говоря, учусь у великих.

- Если уж заговорили о классиках, то герои их произведений, зачастую, - прототипы из жизни. А как у тебя?

- Стараюсь никогда не проводить параллель с жизнью. Когда я только начинаю писать, это всегда выдуманные герои. Только вот в ходе работы они впитывают в себя  мои качества, или людей, которые меня окружают. И получается, они становятся прототипами, ничего не поделаешь.

- В твоих стихах, рассказах порой поднимается тема войны.  Почему не более легкие темы, ведь сложно писать о том, что произошло более шестидесяти лет назад?

- Войну из моих бабушек-дедушек никто не проходил, так что причина не в этом. Наверное, я просто патриот своей страны, меня волнует столь заметное событие, которое имело место быть, которое унесло много жизней. Мне всегда было это небезразлично, всегда интересовалась подробностями. Ведь отголоски этой войны есть до сих пор, ее нельзя забывать.

- А как объяснишь частое возвращение к теме смерти? Например, рассказ «Прострация» повествует о паре дней из жизни наркомана, а в «Зимнем сквозняке» описывается  девушка, которая не перестала посещать своего любимого и после смерти.

- Все-таки чаще в моем понимании это смерть не физическая, а духовная. Присутствует, как ни крути, в нашем обществе факт духовного вымирания людей. Меня это трогает, волнует. Как и проблема наркомании, например. Я отрицательно к этому отношусь и, возможно, рассказ был каким-то призывом. Иногда пытаюсь к чему-то призвать, чтобы люди задумались, увидели к чему безрассудные поступки могут привести. Но когда я сажусь писать, в голове нет мысли, мол, а призову-ка я к чему-то! Это получается само собой.

- Многие рассказы раскрывают отношения людей. Можно сказать, что автор – хороший психолог? Ведь чтобы об этом писать, нужно в этом разбираться.

- Не считаю себя хорошим психологом, и, возможно, с помощью этих рассказов я в людях-то и стараюсь разобраться. Но еще работать и работать. Однако уже чувствую, что на крупицу лучше стала понимать окружающих, саму себя. Наверное, мое творчество можно назвать пошаговым познанием мира.

- Оксана, совсем недавно у тебя вышел сборник стихов и рассказов, который называется «Зазеркалье». Для начинающего писателя это огромное событие. Расскажи, как он создавался?

- Если честно, я всегда писала для себя, никогда не было задумки выпустить свой сборник. Но благодаря литературному объединению «Золотое перо» это стало возможным.  Объединение молодое и входят в него писатели возрастом до 30 лет. Это возможность не только донести свои материалы до читателя, но и  поучаствовать в конкурсах разных уровней - от всероссийских до городских. И именно руководитель «Золотого пера» Ирина Юрьевна Шкерманкова  помогла выпустить сборник. Помню, я принесла ей большую кипу своих стихов и рассказов, положила на стол и сказала: «Наверное, из этого можно что-то выбрать». Она и выбрала самые яркие, на ее взгляд, материалы.

- В библиотеке имени Пушкина даже прошла презентация сборника, на которой «виновница торжества», конечно, тоже присутствовала. Что чувствовала?

- Волнение, конечно, потому что к своим стихам и рассказам я хоть и отношусь критично, но люблю как детей. Для меня несказанной радостью было то, что  труды увидят свет. Это главное событие в моей литературной жизни, очень хотелось, чтобы у людей остались лишь хорошие впечатления, чтобы им захотелось прочитать сборник. Хоть он и вышел небольшим тиражом, я надеюсь, он будет не последним.

- А как насчет участия во всероссийском конкурсе «О казаках замолвим слово»?

- Эта победа также состоялась благодаря Ирине Юрьевне, именно она не просто предложила мне принять участие, но и помогла разработать тему, направила в нужное русло. Требовалось написать рассказ либо стихотворение на тему казачества, его вклада в отечественную историю. Я представила рассказ «Командир без ошибки», он о реальном человеке, атамане с большой буквы Алексее Бескровном. Работала  четыре месяца: собирала справки, читала литературу. Настолько увлеклась, что  почти забыла, что пишу на конкурс. Честно говоря, и не думала о победах, хотелось, чтобы просто прочитали, оценили. В конкурсе участвовали более трехсот человек, из них отметили 26, я вошла в их число. В личном плане это был момент самоутверждения.

 

«Литературные» планы у Оксаны вполне предугадываемы: попробовать написать что-то серьезное, это касается и смысла, и объема. «Хочется задеть исторические события, сталинское время, - говорит она сама, - но для этого всерьез нужно изучать справки, чтобы вышло что-то действительно достойное». Однако новое творение вряд ли родится скоро: пока планы «реальные» - стать врачом и помогать людям – все-таки на первом месте.

   Беседовала Вера ГЕРАСИМЕНКО, «ЧР» №2 от 10 января 2013 г.

      

Новости по теме: