Загляни в глаза кукле

Дата публикации: 24.05.2016 - 04:38
Автор:
Просмотров - 802

alt

Работа, заботы, проблемы – в такой круговерти мелькают дни. И некогда остановиться, посмотреть по сторонам, увидеть чудесное, прикоснуться к сказке. А может, всё же попробовать немного притормозить бег и хоть ненадолго очутиться в волшебной стране. Итак, раз-два-три…

Представьте, вы входите в удивительный зал, воздушный и прекрасный, словно цветущий сад. В душе негромко начинает наигрывать мелодия Чайковского – «Танец Феи Драже», она словно вводит в дивный мир кукол. Да-да, именно кукол, но не заводских штампованных игрушек, а созданных руками удивительных мастериц разных стран мира.

alt

Уникальную коллекцию привезла в столицу Хакасии из Казахстана Елена Чурилова, в зале «Чылтыс» выставка будет работать до 13 июня, и каждый ещё может успеть прикоснуться к изумительному миру авторских и коллекционных кукол.

Первое знакомство с ними, на самом деле, исподволь сопровождается изумительной мелодией из «Щелкунчика» - так легко, таинственно и прекрасно смотрятся куклы в зале. Но вот, вглядываясь в их лица, мелодии, звучащие во мне, меняют тональность. Рядом с одними вдруг всплывают ласковые мелодии колыбельной, так и слышишь старинное: «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» А то прорывается григовское крещендо «Танца в пещере горного короля». Взгляд ещё одной куклы и вовсе вызывает мощную бурю, напоминающую «Грозу» Вивальди, так что становится несколько жутковато от пронзительных кукольных глаз, которые, кажется, оживают. Но вот – новая группка малышей, столь милых, что вновь тональность внутренней мелодии меняется, теперь это «Аквариум» из сюиты Сен-Санса «карнавал животных»…

alt

Конечно, каждый гость удивительной выставки услышит свою мелодию, увидит свою куклу, но вряд ли кто сможет уйти оттуда равнодушным.

Почти 190 статуэток привезла в Абакан вдохновительница выставки.

alt

- Кукла - это особый мир, близкий и нужный не только ребёнку, но и взрослому, - говорит Елена Чурилова. – С куклой можно разговаривать, она помогает человеку лучше понять себя самого. И каждого посетителя привлекает на выставке именно своя кукла. Ведь вы посмотрите, они оживают, когда вы с ними разговариваете.

alt

В самом деле, эти удивительные марионетки отнюдь не мертвы в привычном смысле слова. Конечно, они не живые, но иной раз, глядя в искусственные глаза, кажется, что игрушка начинает разговаривать с тобой. Поневоле вспоминаются слова Ницше о том, что «если долго всматриваться в бездну - бездна начнет всматриваться в тебя». Что характерно, лица у всех кукол грустные, нет ни одной весёлой мордашки. И как говорит Елена Чурилова, это не удивительно. Ведь существует некий международный договор мастеров-кукольников не делать радостных марионеток. Оказывается, если с полчаса смотреть на озорную физиономию, то у человека начинает меняться психика. Вот такой эффект от общения с куклами.

Грустное же личико просто позволяет зрителю открыть себя для диалога – то ли с куклой, то ли с самим собой. Всё же не так часто мы разговариваем со своим «я». А ведь это тоже нужная вещь.

К слову сказать, недаром в психиатрии есть даже целое направление – лечение душевных трав и деформаций личности с помощью кукол. Правда, специалисту нужно быть особо внимательным и аккуратным. И Елена Чурилова, психолог по образованию, знает об этом не понаслышке.

alt

- Проводя экскурсии по выставке, мы обращаем внимание на посетителей, - рассказывает она, - и если я вижу, что человек надолго останавливается возле определенной куклы, то подхожу, разговариваю. Как правило, это значит, что у посетителя есть определённые проблемы, и видя куклы, он словно находит некий отзвук в душе.

Коллекция, которая экспонируется в «Чылтысе», принадлежит конкретному собирателю, имя его не раскрывается. Да, собственно, это и не главное. Как незначима, на мой взгляд, и стоимость выставляемых малышей, хотя за иную статуэтку ценители готовы выложить побольше миллиона рублей.

Наверняка детям особенно понравятся милые фигурки Ирины Андреевой. Глядя на этих кукол, сложно представить, что они сделаны из цельного куска войлока. Один мастер делает из него пару валенок, а Ирина – удивительных и очень добрых персонажей.

alt

Совершенно непохожи на них гордые и неприступные красавицы Алисы Филипповой. Точёные черты изящного личика, стройная фигурка, богатая одежда, а в глазах такая тоска, что не по себе становится. Конечно, каждый видит в кукле своё, но мне показалось, что это печаль живой игрушки – за прекрасным лицом которой люди не видят души, характера, ума. И ведь как часто подобное мы видим в реальной жизни с настоящими людьми.

alt

Девушки Елены Оплаканской вызвали в памяти героинь романов Диккенса. Не знаю, быть может, автор делала свои статуэтки русскими или немецкими, а может, и французскими жительницами века 18-19, но мне показалось, что именно так должны выглядеть и чувствовать себя диккенсовские барышни.

alt

Совершенно особое положение занимают на выставке так называемые чердачные куклы – здесь вы уже не увидите человекоподобных фигурок, это царство зверят. Они милы, непосредственны, очаровательны и так же безнадёжно печальны. Как будто понимают – их жизнь придумана людьми, никогда им не стать по-настоящему живыми. Но вот смотришь на них, и что-то новое, ранее неизведанное узнаешь о самой себе. Вот в этом-то и заключается чудо общения с куклой.

Вглядываясь в эти мохнатые мордашки, тоскливые или грустные глаза, минорные лица, ещё лучше начинаешь понимать слова Олди из романа «Кукольных Дел Мастер»: «Дед Фелиции рассказывал внучке, что кукла не принадлежит к миру живых, но и к миру мертвых — тоже. Промежуток, грань, обоюдоострый нож. Поэтому кукле разрешено делать то, что запретно и для людей, и для вещей. Выходить за пределы ограничений, положенных материи. Объединять возможное с невозможным. Каким образом? — зависит от мастерства кукольника…»

Валентина

СОСНОВСКАЯ,

фото автора, «ЧР» № 40 от 24 мая 2016г.

Новости по теме: