Загадка Узынхыра

Дата публикации: 13.03.2014 - 10:20
Автор:
Просмотров - 2087

alt

Загадка Узынхыра

Земля Хакасии сплошь усеяна археологическими памятниками. В какую сторону ни лежал бы ваш путь, обязательно встретятся курганы и менгиры – вдоль дорог, в чистом поле и даже… в огороде.

Думаю, что жители Майского поселка еще хорошо помнят случай из 90-х годов на ул.Кооперативная, когда ковш экскаватора во время прокладки водопровода извлек вместе с грунтом человеческие кости. Тут же были вызваны оперативники, которые и установили, что это не по их части – захоронение древнее. Тогда на улице были начаты охранные раскопки, в которых участвовали ленинградские и абаканские археологи. Так что местных жителей видами древних курганов не удивишь, они давно привыкли считать их неотъемлемой частью пейзажа. Как привыкли и к тому, что приезжие почти всегда бывают потрясены увиденными красотами и древностями Хакасии.

Но не только обилием курганов может похвалиться республика, самый именитый из которых – Большой Салбыкский – известен далеко за ее пределами. Есть у нас и древние обсерватории, и таинственные пещеры, и много чего еще. О самом интересном мы планируем рассказать в цикле статей о загадках Хакасии.

Но начать хотелось бы с неизвестного широкой публике и пока не изученного археологического памятника Узынхыр. Почему? Потому, наверное, что он, даже не открыв еще свои тайны, вызывает у представителей науки споры.

Узынхыр - древний храм, городище

или захоронение?

Это сегодня Узынхыр называют так, а в конце 90-х, когда я впервые побывала там с Сергеем Тодышевым, тогда еще научным сотрудником Хакасского научно-исследовательского института истории языка и литературы (ХакНИИЯЛИ), это место еще именовалось археологическим объектом «Пригорск-1». Как вы поняли по названию, находится он рядом с поселком на горном хребте Узынхыр, от которого и получил сегодняшнее название.

На 99-й странице путеводителя «Пти Фюте» есть абзац, посвященный нашему Узынхыру: «После Пригорска дорога идет на подъем. Это гора Узынхыр (варианты произношения Узунхыр, Узенхыр – прим. авт.) – по-русски Длинный хребет. Примерно через 5 км от Пригорска, на невысоком плато по правую руку от дороги, сосредоточены археологические памятники разного времени: могильники карасукской эпохи, эпохи чаатас и др. Но самый интересный памятник – недавно открытый, еще не исследованный и во многом непонятный комплекс Узынхыр. На площади размером с футбольное поле находятся остатки большого сооружения, стены которого сложены из девонского песчаника. Шурфы, которые здесь закладывали, дали лишь керамику, которой более 2 тыс. лет. Что здесь было – замок, храм, усадьба – не известно даже специалистам-археологам. Тем интереснее побродить по загадочным каменным стенам».

А вот отзыв на одном из форумов путешественника «дикаря», завернувшего на Узынхыр по совету составителей справочника: «Смотреть на Узынхыре нечего». И я с этим путешественником согласна – смотреть действительно нечего, если не знаешь, что смотреть, и рядом нет человека, который объяснит, куда же ты попал. Да и, если честно, люди, знающие толк в местной археологии, не советуют с энтузиазмом ломиться куда ни попадя. Не все менгиры в степи несут положительную энергию, а курганы – все же могилы, хотя и древние.

Что же такое Узынхыр? Мнения высказываются разные. Кто-то говорит, что это остатки древней крепости, кто-то – древнего храма, кто-то считает, что это храм-крепость, рядом с которым располагалось городище, то есть поселение древних людей.

Верным может быть любое из этих предположений. Точно лишь можно сказать, что Узынхыр включает в себя несколько очень разных объектов.

Через некоторое время мне снова представился случай побывать на городище уже с Валентиной Тугужековой, профессором, ныне - директором ХакНИИЯЛИ. Валентина Николаевна, помимо основной работы, серьезно занимается биолокацией. Обойдя вместе с ней территорию комплекса, я воочию убедилась, что в одних местах там есть выходы положительной энергии, в других – отрицательной.

И вот, в прошлом году, на исходе июля, мы вновь завернули на Узынхыр.

Да, умели в древности места выбирать! Мы стояли на вершине хребта над Пригорском, с которого отлично просматривалась вся долина в сторону Большого Салбыкского кургана (захватывающий вид!), а само городище было укрыто от любопытных взглядов невысокими взгорками. Лето выдалось невероятно дождливым, и хакасская степь вместо выжженного пейзажа являла взору благодатную картину буйства зелени трав, которые поднялись почти по колено. Это затрудняло поиски древних развалин, тем более что не были мы здесь больше десяти лет. Но память не подвела – вот и знакомые камни. Это фундамент большого здания - наиболее значительного сооружения комплекса, которое могло быть крепостью или культовым сооружением, а, возможно, совмещало эти функции. Вероятно, построено оно было из дерева с фундаментом на высоту всадника. Фундамент выложен из красного камня-плитняка и сегодня незначительно выступает над поверхностью. Вход в сооружение по традиции - с востока. На входе раньше лежала круглая плита, около полутора метров в диаметре, явно обработанная человеком. Когда-то, возможно, она венчала деревянные столбы на входе, а, возможно, была порогом. В этом году плиты мы не нашли.

Интересна архитектура здания: внутри сразу после входа - фундамент округлого помещения, к которому словно раковина прилепилось полукругом помещение поменьше. Эти две комнаты как бы заключены в округлые помещения большего размера, располагающиеся подобно кругам, идущим от брошенного камня. Вокруг внешней стены располагаются, по-видимому, фундаменты двух сторожевых башен (опять же округлых!), и они - значительно массивнее внутренних. Слева от входа, снаружи - два фундамента прямоугольной формы. Для наглядности я набросала примерную схему сооружения.

А как же поселение снабжалось водой? Трудно предположить, что древняя крепость была построена в безводной степи, или что воду сюда подавали из реки, на дне русла которой сегодня разместился Пригорск. Никаких остатков ирригационных сооружений, по крайней мере, окрест, не находили. Где-то рядом, предполагают ученые, был выход подземных вод, которые по разлому скального грунта подымались вверх.

Неподалеку от крепости - могильный курган, ниже по склону, стразу за стенами «сторожевых башен» - остатки фундаментов сооружений поменьше: жилищ (?), мастерских (?). На двух близлежащих холмах – руины древних святилищ поменьше. Вокруг одного из места ритуальных действий несколько каменных сооружений, напоминающих маленькие ДОТы. Если ими кто-то и пользовался, то это были люди очень маленького роста. В лощинке между святилищем и крепостью - «коридор» из невысоких камней. Он сильно напоминает наконечник стрелы, только двойной, как кавычка - ». Одна часть наконечника - аномальная зона где «течет» отрицательная энергия, воздействие которой на человека – негативное. Поэтому бывать в подобных местах дольше 15 - 20 минут нежелательно. Этот «коридор», возможно, использовался для проведения обряда посвящения в воины, для того, чтобы людей психологически подготавливать к обряду, вводя в транс.

Ниже холма с развалинами выложена еще одна стрела из каменных плит, которые едва заметны над землей. Так что обнаружить её можно, только подойдя вплотную.

Не менее интересны два камня, неподалеку от стрелы, едва видные из зарослей травы – один побольше, другой – поменьше.

Как выяснилось, стоят они в степи не просто так, а находятся в центральной части двухполюсной биолокационной аномалии. Это так называемые «ворота», которые составляют мужской и женский камни. И хотя по размеру они значительно меньше аналогичных, известных хакасским археологам и историкам сооружений, принцип «действия» ворот тот же, что и в Салбыкской долине. Эти малые ворота на территории Узынхыра, как и каменные стрелы, ориентированы на Салбыкские ворота, то есть на запад, чуть южнее основной оси. По прямой от развалин Узынхыра до Большого Салбыкского кургана - около 35 км.

Конечно же, описание это не детальное, без точных координат. Но и этого, думаю, достаточно, чтобы понять: Узынхыр - совсем не рядовой археологический комплекс, и может таить весьма интересные открытия, ведь не так много в нашей степи встречается развалин крепостей - все больше могильники. Однако историки и археологи Хакасии против раскопок в этом месте. Почему?

Две археологии

Как в любой науке, в археологии есть общепринятые и альтернативные точки зрения.

Поскольку впервые на Узынхыре я побывала более 15 лет назад, а написала о нем в «ЧР» в 1998-м году, то было бы интересно, насколько продвинулись исследования этого археологического памятника.

В надежде узнать что-то новое я обратилась к Валентине Тугужековой, профессору и директору ХакНИИЯЛИ.

Валентина Николаевна разочаровала, ответив, что с момента открытия этого археологического объекта никаких серьезных исследований там не проводилось, более того, профессор настроена резко против его изучения. Вот ее точка зрения:

- В 90-е годы, в один из приездов в Хакасию Леонида Романовича Кызласова, я показала профессору остатки фундаментов под Пригорском. И когда он осмотрел все, то сказал, что никому из современников не доверил бы исследовать это место.

И я с ним согласна. Узынхыр - однозначно не могильник, это сакральное место. Гипотез, что же это такое – много, у каждого исследователя свои. К сожалению, среди современных представителей науки нет общей концепции изучения археологических объектов. Наши археологи видят только то, что раскопают. Это так называемая вещная археология. Поэтому найденные артефакты они не привязывают к общеисторическим тенденциям.

У Леонида Романовича было иное видение, взгляд не только с позиции археолога, но больше – с позиции историка. Но таких историков, как Леонид Романович, у нас, к сожалению, сейчас нет, а значит, вести исследования не вижу смысла. Давайте оставим этот памятник потомкам.

Л.Р.Кызласов (24 марта 1924 - 24 июля 2007) - советский, российский археолог-востоковед, специалист по истории и этнографии Сибири, Средней и Центральной Азии. Доктор исторических наук (15.04.1967). Профессор(18.07.1969), Заслуженный профессор МГУ. Лауреат Государственной премии СССР (1985) и Ломоносовской премии МГУ I степени (1982). Преподаватель исторического факультета МГУ (с 1952).

Говоря о том, что Узынхыр - место сакральное, культовое, Валентина Николаевна опиралась на собственные выводы и результаты работы с биолокационной рамкой.

Как мы уже сказали, она - опытный оператор биолокации и может определить «места силы» - выходы как положительной, так и отрицательной энергии. В районе Узынхыра Валентина Николаевна обнаружила несколько таких мест. Однако бездумно «соваться» туда - не всегда на пользу, твердо убеждена она. Народ же у нас «конкретный». Например, услышал кто-то про камни, «заряженные» энергией, тут же смекнул, что неплохо бы иметь такой камушек и у себя в хозяйстве.

- Когда я этим летом была на развалинах, - сетует профессор, - не смогла найти круглый камень у входа в крепость. Это достаточно большой плоский камень около полутора метров в диаметре. Кто-то его увез. Люди не понимают, что творят! Не понимают, что камни связаны с конкретным местом, что трогать их нельзя.

Валентина Николаевна считает, что сакральные памятники Хакасии, такие как Сундуки или Узынхыр, нужно изучать с точки зрения астроархеологии. На Западе это научное направление существует с 19 века, у нас же только набирает обороты. Речь идет не собственно о древней астрономии, а об астрономических представлениях древних; о той роли, которую играла астрономия в древних культурах. А, значит, в конечном итоге, мы говорим об истории культуры.

Термин «астроархеология» впервые употребил Джеральд Хокинс — профессор Бостонского университета, который в историю мировой науки вошел как выдающийся исследователь знаменитого Стоунхенджа. Ученый впервые применил астрономические методы исследования этого памятника. Астроархеология охватывает все новые объекты и направления исследований — от памятников палеолита до Ренессанса и Нового времени. Астроархеологи исследуют пирамиды Египта и Месоамерики, греческие храмы, произведения искусства палеолита, ориентацию христианских храмов, древние погребения и многое другое.

Очень подробно взгляд на это направление изложен в статье академика РАЕН В.Е. Ларичева «Астроархеология: «Сквозь тернии – к звездам!» Начало становления «непопулярной научной традиции», которая была опубликована в 2009-м году в Красноярске в сборнике статей по материалам научной конференции «История и культура востока Азии».

«Почитайте книжку и все поймете, - посоветовала мне профессор Тугужекова. - Когда мы с Ларичевым провели конференцию, по материалам которой был издан сборник, нас слегка «лягнули» те археологи, которые не поддерживают эту концепцию. Но я считаю, что за астроархеологией будущее».

Те, кто «не поддерживает», тоже против раскопок Узынхыра. Но по более прозаическим мотивам.

Например, Евгений Данькин, старший научный сотрудник республиканского музея, считает, что «копать» на Узынхыре особо нечего, ведь культурный слой там не более чем на два штыка лопаты, а дальше - скальный грунт. Да и чтобы серьезно изучить это место, средства нужны серьезные, ведь провести раскопки необходимо будет на площади в несколько квадратных километров!

- Да, там были пробиты два разведывательных шурфа, - уточнил Евгений, - которые дали только фрагменты керамики Тагарской культуры.

Кстати, на сайте Министерства культуры Хакасии размещен приказ от 1 февраля 2011 г., которым Узынхыру придан официальный статус выявленного объекта археологического наследия. Он внесен в список таких объектов Усть-Абаканского района: «Археологический комплекс Узынхыр, I тыс. до н.э. – I тыс н.э. (тагаро-таштыкское время). Поселок городского типа Пригорск, 1,5 км к северу. На горном массиве Узынхыр. В 0,5 км к востоку от автотрассы Абакан – Красноярск».

В качестве авторов описания названы сотрудники Ленинградского отделения института археологии Е.Д.Паульс и М.Л.Подольский. Ими же составлен паспорт Узынхыра, как объекта культурного наследия.

И то, что археологический комплекс, вызывающий неподдельный интерес, занесен в официальный документ, дает надежду на то, что он не затеряется с годами, не попадет в зону хозяйственной деятельности человека, и что когда-нибудь все же будет изучен.

Марина ЗАДОРОЖНАЯ, «ЧР» №28 от 13 марта 2014 г.

alt

Менгиры — отдельно стоящие каменные изваяния, возле которых пять-четыре тысячи лет назад совершались жертвоприношения, культовые обряды и другие таинственные церемониальные действия

alt

Мы стоим на трассе М-54, на хребте Узынхыр в паре километров справа от развалин крепости. Внизу поселок Пригорск, прямо виднеются Подкунинский хребет и «пригорская гора».

Если посмотреть на фото левее, то внизу видны замерзшие пруды. Это те самые, в которых хакасские рыбоводы несколько лет назад начали промышленное производство карпа и других видов рыб.

alt

«Коридор» с отрицательной энергией. Выложен в виде наконечника стрелы, похожей на вот такие кавычки - ». Эта стрела указывает на Салбыкскую долину.

Примерная схема остатков фундамента «крепости» Вход. Тут лежала круглая плита

Новости по теме: