"Я танцевал с Наташей Ростовой"

Дата публикации: 20.10.2015 - 07:14
Автор:
Просмотров - 795

alt

Как сделать урок литературы интересным для ученика

У Всеволода Рождественского есть совершенно изумительное стихотворение «Над книгой», именно из него всплывают в памяти строки, когда приходится встречать дискуссии на тему - совсем ли пропал интерес к книге у современного человека или еще нет:

Вот и кончены наши

заботы -

Спит задачник,

закрыта тетрадь.

Руки тянутся к книге.

Но что ты

Будешь, мальчик,

сегодня читать?..

И вспоминая этот стих, не верится, что книга уходит из жизни, что гаджеты и компьютер заменили нынешним подросткам Майн Рида и Валентина Катаева, Марка Твена и Сергея Аксакова, Бориса Полевого и Стивенсона.

Однако это не значит, что проблемы вовсе не существует. Увы, она есть. И главным образом связана с уровнем преподавания литературы в школе. Как сделать уроки интересными, как заразить ребят любовью к книге - об этом мы говорили с учителем русского языка и литературы школы 19 Натальей Карасёвой.

ЖИВАЯ КЛАССИКА

- Наталья, признаюсь честно, я до сих пор вздрагиваю, когда слышу про «классическую» литературу и рекомендации школьной программы. При этом разумом понимаю, что книги это хорошие, но в душе отторжение, остался страх еще со школьных времен, что это нудно, скучно и совершенно неинтересно. Но как нужно давать литературу, чтобы ее хотели читать, не боялись, любили?

- Я считаю, что чтение книги - это особая наука. И в детстве, когда нам читают родители, или мы сами листаем том, должна встретиться какая-то книга, которая затянет. Понимаете, станет якорем для нас, а отсюда уже пойдет интерес вообще к чтению. Вот тайна - как найти для каждого ребенка такую особую книгу.

Что касается того, как давать классическую литературу, то, на мой взгляд, нужно так рассказывать о ней, чтобы была видна связь между тем временем, когда было написано произведение, и современностью. Ведь общие моменты есть, то, что роднит эпохи, души людей, живущих в разные времена. Главное, показать это ребятам, чтобы они увидели эту связь, чтобы герои, скажем Толстого, Достоевского, Есенина стали им близки. Учитель должен перекидывать мостик, осуществлять связь времен. Не просто рассказывать очередность в литературном процессе, мол, сначала был Пушкин, потом Гоголь, потом Достоевский и т.д. Вот в этом, пожалуй, и заключается талант педагога - так рассказать о литературе, чтобы она стала понятна и близка. Чтобы, как однажды написал в сочинении мой ученик, он танцевал на балу с Наташей Ростовой!

- В создании такого интереса носитель играет какую-нибудь роль или нет? Я имею в виду - какую книгу читают ребята, бумажный том или электронную версию. Ведь сегодня немало споров именно на эту тему.

- На мой взгляд, роль носителя не так уж важна, главное, чтоб любили читать. Хотя по своему опыту скажу, что и сама, и мои ребята отдаем предпочтение бумажной книге. Она как-то роднее. Ее приятно взять в руки. Это сложно выразить словами, но можно сказать так, что в бумажной книге живет душа.

- А вообще, дети читают? Дело в том, что очень часто приходится слышать, что книга умерла, современных читателей нет, школьники вообще не знают литературу. Но вы - практик, и на месте вам уж точно виднее, как обстоят дела.

- Я, может быть, удивлю, но скажу - да, читают. Причем не только развлекательную, но и серьезную литературу. Другое дело, что уровень современного образования; иной, чем был в советские годы. Если прежде мы «Войну и мир» изучали чуть ли не в течение всего учебного года, читали все четыре тома, то сейчас это буквально 8-9 уроков, и все. Читают школьники уже не само произведение, а его сокращенный вариант в хрестоматиях.

ТРИ ЧАСА НА ЛИТЕРАТУРУ

- Я не раз слышала, что сейчас количество уроков сократилось. На самом деле катастрофично или это преувеличение?

- Проблема изучения русского языка и литературы в школе стоит крайне остро. Ну, посудите сами, если в старших классах у нас осталось только три часа в неделю на литературу! А ведь прежде эти уроки были каждый день.

Сложилась довольно странная ситуация - с одной стороны, значимые личности России уделяют большое внимание популяризации чтения, созданию хороших учебников по истории, литературе, а с другой стороны - только сокращается количество часов для изучения литературы в школе. Этот год проходит под знаком Года литературы, очень хорошая инициатива. А ведь хочу напомнить, что несколько лет назад вообще шли разговоры о том, чтобы в старших классах убрать из программы уроки литературы. То есть просто ввести факультативные курсы.

Тогда содружество филологов, я, к слову сказать, тоже состою в этом сообществе, забило тревогу. Мы писали письма, собирали подписи, чтобы не допустить устранение литературы из образовательной школьной программы. Ведь литература - это душа, развитие личности, интеллекта. И если убрать литературу из школы, то произойдет деградация подрастающего поколения.

ГАДЖЕТ - ХОРОШО, НО УЧИТЕЛЬ - ЛУЧШЕ!

- Есть мнение, что для того, чтобы современный ученик был успешен, хорошо учился, нужно как можно больше использовать на уроках возможности гаджетов. Насколько это мнение справедливо, и применяете ли вы такие приемы?

- Да, мы вводим в обучение элементы использования современных средств. Например, сегодня было задание выучить стихотворение и закачать на мобильный телефон мелодию к нему, создать музыкальную иллюстрацию. И мы весь урок читали стихи и слушали музыку. На мой взгляд, это грамотный подход - детям интересно и полезно. Но педагог должен помнить, что любая игра должна содержать элемент образования и не быть просто развлечением.

Но главное все же это то, что учитель, чтобы хорошо давать литературу, должен сам гореть, любить книги, знать их. Конечно, все прочитать невозможно, но надо стараться, хорошо знать классику, ориентироваться в современной, в том числе, и сетевой литературе. Ведь если ребенок захочет узнать мнение учителя о книге, то педагог должен уметь ответить на вопрос. И да, бывает так, что у меня спрашивают мнение по той или иной повести, а я прошу прийти за ответом попозже, так как содержание книги не знаю, но после вопроса ученика стараюсь прочитать, чтобы не подвести, не подорвать доверия, не заглушить интереса к чтению.

Иногда ловишь себя на мысли - ты разговариваешь сам с собой, хотя перед тобой полный класс. Дети просто не слышат, что ты им говоришь! И преодолеть это очень тяжело.

Я недавно в «Учительской газете» прочитала статью, которая была посвящена читательским интересам россиян, и, признаться, статья покоробила. Например, там говорилось, что сейчас в вузах готовят таких педагогов-филологов, которые сами не читают! Представляете! И придет такой учитель в школу, что он сможет дать ученикам? Это просто страшно.

- Ну да, как в учебниках вторые части - попросту хрестоматии. В результате ученики у вас, скажем, вместо «Преступления и наказания» читают несколько глав из романа и на этом основании делается вывод о книге.

- Вот именно! Как-то на уроке я достала старое издание Достоевского с кучей закладок, оставшихся еще с тех пор, когда мы изучали роман в школе. Ребята просто поразились, мол, неужели это все нам приходилось читать?! Да, на лето мы даем задания, кто-то даже прочитывает обязательные к изучению книги, но таких ребят немного.

К сожалению, мы сейчас перешли на хрестоматийное изучение текстов. Глава такая-то о Наташе Ростовой, глава другая - о Пьере Безухове и так далее.

Недавно изучали Салтыкова-Щедрина «Историю одного города». Он не просто дан в сокращении, он дан никак! Моя задача объяснить основные понятия из книги, но ведь, не читая ее полностью, понять автора невозможно! Я, по сути, два урока сама с собой разговаривала, дети меня не понимали. А не понимали потому, что в сокращенном варианте читали текст.

Мне стыдно становится, когда дети спрашивают: «Что значит символ «ёлочка» в тексте», и приходится объяснять, что это большой пропуск текста, причем, настолько большой, что не сопоставим с тем кусочком, который они изучают.

- Как-то общалась с учениками 7 и 10 классов, тогда ребята в один голос говорили, что им очень не нравится этот «хрестоматийный» подход к изучению литературы, что тексты даны кусками. Но ведь кто мешает полностью прочитать книгу, найти сейчас текст не составляет труда, даже если нет в библиотеке, то всегда можно скачать с сетевого ресурса?

- Да, найти можно, но это уже воспринимается как лишний труд. Вот если было бы школьное задание, то просто прочитали книгу и вопросов не возникло. Самим же искать, читать. Это уже делают далеко не все! Но при этом, повторю, недовольство сокращенным текстом есть.

Понимаете, сейчас упор в обучении идет на точные науки, и ребята много времени уделяют математике, физике, химии. Говорят, мол, зачем нам литература, она ничего не даст, а без математики в вуз не поступишь. В старших классах подростки вынуждены думать только о том, чтобы благополучно сдать ЕГЭ. А не о том, чтобы на самом деле изучить, понять литературу.

Сейчас вернули написание сочинения в декабре, как условие допуска к экзамену. Но как они это сделают, я не знаю. Мы столько лет отучали детей писать сочинения, отучали думать, что они ориентированы только на решение тестовых заданий. Более того, новые задания к ЕГЭ тоже изменились в этом отношении, они ориентированы на умение размышлять, но школьники-то к этому не привыкли! Хорошо, что добавились задания творческого характера, но столько лет дети учились мыслить по шаблону, что сейчас их переучить крайне сложно, если не невозможно.

ФЭНТЕЗИ ПРОТИВ КЛАССИКИ - КТО ВПЕРЕДИ?

- Вопрос о компромиссе между так называемой серьезной литературой и развлекательной, обсуждается уже сотни лет. Подозреваю, что и Аристотель бился над проблемой, как заставить своих учеников читать Платона, а не Аристофана. На ваш взгляд, современный подросток тоже отдает предпочтение развлекательной литературе, игнорируя серьезную?

- Не скажу, что все запоем читают «классику», но нельзя утверждать, что ее вовсе не берут в руки. Пример, в седьмом классе дети составляли проекты, и вот смотрите, работа девочки «Рейтинг популярности десяти русских писателей». Она не только составила вопросник, провела анкетирование среди учеников 7-10 классов, а и дала краткие характеристики по каждому писателю, указывая индекс читаемости. Честно говоря, какие-то явления и для меня стали открытием. Что того же Достоевского, его «Преступление и наказание» в седьмом классе читали несколько человек. Я спрашиваю у них: «Зачем вам это надо? По программе еще не скоро будем изучать?», а мне отвечают: «Ну что вы! Это ж так интересно! Такой психологический роман, лихо закрученный сюжет».

Я рада, что мои семиклассники читали «А зори здесь тихие» Васильева, «Анну Каренину» Толстого. Вроде бы не по возрасту, но им было интересно. А импульс пошел от того, что на экраны вышли новые фильмы, они их посмотрели и решили прочитать книгу. С нашей точки зрения, быть может, новые фильмы и уступают старым, но детям интересно их смотреть. И если это подвигает к чтению, то я только за такой кинематограф.

Весьма популярны у ребят различные рейтинги книг, списки ста произведений, они нередко затем у меня спрашивают, мол, а вот вы читали ту или иную книгу? И как она вам? Обмениваемся мнениями, и кто-то потом тоже берет произведение, которое обсуждали. Надо сказать, я довольно много денег трачу на книги. И практикую подход что-то вроде общественной библиотеки. Мои ребята берут эти тома, читают, обмениваются, приносят свои новинки. В итоге, с одной стороны, у нас просто идет популяризация чтения, с другой, мы в курсе довольно большого количества новинок, которые сейчас активно обсуждаются. Более того, на современную классику у нас установлена очередь, столь много желающих, сами книги буквально до дыр зачитываются, а не лежат мертвым грузом на полке.

Причем, читают подростки не только художественную литературу, а из нее фантастику и детективы. Нет! Им интересны книги по психологии, философии, серьезные произведения классиков 20 века. И я вижу большое будущее России в этих детях. Они другие, чем были ребята, учившиеся еще несколько лет назад. У них другие интересы, более высокие интеллектуальные запросы. Довольно сильно развиты чувство гражданственности, патриотизма, ответственности. О них уже нельзя говорить как о «потерянном поколении».

ПОДРОСТКИ АПОЛИТИЧНЫ? НЕПРАВДА!

- Но опять же, господствующее мнение утверждает, что современный подросток аполитичен, ему неинтересны ни современные события, ни абстрактные проблемы. Главное - компьютер, игры, социальные сети…

- В апреле у нас с семиклассниками как-то был такой разговор на уроке. Приходят они и возмущаются троллингом в сети на тему пожаров в Хакасии. Не помню, что за ресурс, где они общались, но там пошла волна от имени жителей Донецка, Луганска, мол, так Хакасии и надо, сгорели, и хорошо. Так мои ребята возмущались тем, как бесстыдно ведут информационную войну противники дружбы между Россией и Донецкой республикой. «Люди, которые сами пережили беду, бомбежки, - говорили мне ребята, - никогда не станут писать такое. Никогда не будут злорадствовать чужой беде. Это просто подставляют Донецк!» Конечно, это не разговор о литературе, но это беседа о гражданственности, том самом патриотизме, о котором много говорят, и в данном случае я вижу, что у наших детей все эти чувства есть.

В том-то и состоит сложность учительской работы, что нужно быть готовой к смене темы на уроке, если ребят серьезно цепляет какая-то актуальная проблема. Необходимо быть в курсе этой темы, обсудить ее, но потом суметь вернуться к литературным произведениям, и по возможности связать то, что мы только что обсуждали, с каким-нибудь литературным произведением. И тогда книга становится ближе к ребенку, он начинает воспринимать ее не как мертвое прошлое, а как живую связь с настоящим.

- Как часто приходится пользоваться такой связкой между современными событиями и аналогами в произведениях авторов прошлых времен? Вообще, какие приемы использует сегодня учитель литературы, чтобы сделать тему своего урока интересной, понятной и нужной для учеников?

- Я бы сказала, что постоянно. Какое бы произведение мы ни изучали, все равно стараемся найти какую-то связь между временем, когда оно было написано, и нашим. Найти общие мотивы, темы, настроения. Очень часто, чуть ли не на каждый урок, особенно русского языка, я приношу газеты. Например, мы получаем «Российскую газету» и там есть постоянная рубрика «Говорим по-русски». На уроках анализируем темы из этой рубрики, это и интересно, и полезно, а заодно дети учатся читать газеты. И ведь не только это издание бывает у нас на уроках. «Черногорский рабочий» мы тоже часто читаем, темы, которые касаются нас или просто интересны детям. Считаю, что современный человек должен не только хорошо знать отечественную и зарубежную литературу, но и читать периодические издания. Я говорю ребятам: «Листая газеты, мы видим, как творится наша история. Здесь и сейчас. Мы очевидцы этих событий, и стыдно не знать о них».

Но все же преподавать литературу трудно, очень трудно. Крайне мало часов отдано литературе. И как быть, если дети пишут итоговое сочинение в начале декабря, а литературу о войне, скажем, изучают только в мае?! Ведь тогда учителю приходится самому перекраивать программу, с тем, чтобы к написанию сочинения успеть пройти весь курс за год. На мой взгляд, было непродуманно вводить итоговое сочинение в первой половине учебного года.

ЗАСТАВИТЬ ЧИТАТЬ НЕЛЬЗЯ

- Есть ли все же какой-то рецепт, как научить любить книгу?

- Заставить читать нельзя, можно только заинтересовать. Иного пути нет. А тут два варианта - или увлечённый книгой учитель, или хороший учебник. Нужно постоянно держать руку на пульсе, прислушиваться к детям. Не бывает одинаковых классов, одинаковых детей. Нельзя раз и навсегда составить учебный план и потом из года в год работать по нему. То, что нормально пошло у одного класса, совершенно неинтересно для другого. И учитель должен вовремя заметить это, скорректировать урок.

Например, к 9 мая я предложила ребятам самим отыскать стихотворение о войне и подготовить его к декламации. Так они находили таких авторов, о которых я и не слышала! И поэтому меня очень радуют такие моменты, когда мы с ребятами открываем друг другу новые имена. Именно в этом я вижу смысл уроков литературы, взаимное общение и обогащение.

Опять же, после этого урока как-то звонит мама ученика, спрашивает, мол, это я дала ребенку выучить стих? А сама плачет! Оказывается, она услышала, как сын учит стих, и он ей так запал в душу, так отозвался, что она не могла сдержать слез, мне же позвонила, чтоб узнать имя автора и поискать его другие стихи. Понимаете, ведь это же замечательно, что после наших уроков не только дети хотят взять в руки книгу, но и их родители!

Беседовала Валентина СОСНОВСКАЯ, фото автора. «ЧР» №82 от 20 октября 2015 г.

Новости по теме: