Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою»

Дата публикации: 03.12.2015 - 08:54
Автор:
Просмотров - 367

alt

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Это стихотворение, написанное Есениным в 1914 году, знаковом для России времени, невольно вспомнилось, когда я ходила между стеллажами пригорской библиотеки. Надо сказать, увлекательное это дело - рассматривать книги, смотреть формуляры. Вот он - неподдельный срез культуры!

Что сразу бросается в глаза, это большое количество произведений классической литературы, причем, поэзии и прозы, довольно читаемой, судя по записям в учётных карточках. Но что характерно, если не вся, то уж точно большая часть книг выпущена еще в советские годы. Из современных же изданий в основном сверкают яркими обложками детские книги, дамские романы, детективы и классика. Как говорится, вот он наглядный пример формирования читательского интереса.

На стульях лежат большие пачки старых книг.

- Это вы их списываете за ненадобностью? - спрашиваю у библиотекаря Натальи Плотниковой.

- Что вы! Нет, конечно, - с ноткой возмущения в голосе от предполагаемого кощунства отвечает Наталья Ивановна. - Это люди к нам свои книги приносят, а я их подготовила для центральной библиотеки. Там все каталогизируют и отправят дальше по филиалам. Странно мне это, как можно книги из дома отдавать, - задумчиво продолжает Наталья Ивановна, - ведь книга - это не просто вещь, это как живое существо. Взять ее, перечитать, подумать о написанном, где-то поспорить. Но многие почему-то считают, что книгам уже не место в доме. Но, конечно, пусть уж лучше нам тогда приносят, чем на мусорку отправлять.

Продолжая прогулку по фонду, вдруг замечаю совершенно новенький четырехтомник Ильи Глазунова «Распятая Россия». Открываю первую книгу, и передо мной девственной белизной сверкает формуляр.

- Что, неужели так ни разу никто еще не брал читать его? - интересуюсь у библиотекаря.

- Увы, нет, - отвечает она. - Так-то у нас читателей немало, порядка четырехсот человек, из них человек сто очень активных читателей, интересующихся разными произведениями. Недавно даже двухтомник Плутарха брали. А вот Глазунова пока еще никто не решился взять.

При этом вспоминаются не единожды слышанные жалобы читателей на то, что книжные фонды библиотек сегодня почти ничего не могут предложить из современной публицистической литературы, историко-документальной. А ведь так хочется понять, что происходило в советские годы, в российские. И упреки справедливы, в самом деле, современных книг на данную тему поступает крайне мало, но это не вина библиотек, а их беда. Скудное финансирование просто не позволяет приобретать подобную литературу в желаемом объеме.

Но вот есть Глазунов, и не востребован. Хотя в его автобиографической публицистике так, пожалуй, можно обозначить «Распятую Россию», есть немало интересных фактов, которые могут позволить понять, если не все события последнего века, то хотя бы осмыслить их часть.

Конечно, Глазунов автор спорный. Не всегда с его мнением соглашаешься. Какие-то исторические взгляды вызывают недоумение, но книги эти точно нельзя назвать пустыми и бессодержательными.

Хотя бы потому, что художник искренне любит Россию, переживает за неё, а это, к сожалению, среди интеллигентствующей братии не такое уж частое явление. В российском бомонде еще со времен князя Курбского установилось правилом хорошего тона пренебрежительно относиться к Российскому государству.

«Определенная часть нашей интеллигенции не может простить мне то, что я люблю всем существом своим и помышлением нашу Россию в её духовном значении русской национальной соборности.» - пишет в четвертом томе Илья Глазунов. И добавляет: «Стыдно жить в России и не любить её. А не любишь, уезжай. Скатертью дорога!»

К безусловным достоинствам четырёхтомника стоит еще отнести довольно приятный авторский стиль, не перегруженный тяжелыми словесными конструкциями, без многочисленных ссылок и сносок на некие авторитеты, а текст интересно и легко написан. Кстати, что немаловажно, большую часть этого произведения бесполезно искать в сетевых библиотеках, где, кажется, есть почти все. Первый том еще можно найти, а вот вторую половину в электронном виде не скачать.

Правда, повторюсь, иные мнения, высказанные автором, весьма спорны, какие-то, на мой взгляд, вовсе неприемлемы. Но кто ж заставляет безоговорочно принимать все?! Напротив, тем и интересны книги, что с мнениями их авторов можно поспорить, или, напротив, со временем согласиться, убедившись в своей неправоте.

Конечно, в газетном материале даже близко нельзя отметить все интересные и достойные внимания книги, собранные в фонде пригорской библиотеки. Однако хотелось бы обратить внимание на еще одного «беспризорника» - трехтомник Вольтера.

Французский автор, как и многие другие, изрядно пострадал от упадка читательского интереса всего лишь по одной причине - в своё время его причислили к классикам, а это для многих означает одно: скучная, тоскливая и крайне заумная книга, продраться сквозь дебри которой дано «редкой птице».

Между тем, без Вольтера сложно понять, откуда растут «ноги» морали либерализма. А ведь плоды этого интеллектуального течения мы пожинаем уже более двух веков, пора б уже разобраться, что лежало в истоках. Французский же мыслитель был одним из отцов-основателей этого философского течения. Что же касается авторского стиля, то он, на самом деле, великолепен! Острый язык, оригинальные метафоры, лихо закрученные сюжеты и бездна сарказма, смешанная с ехидством!

Кстати, Вольтер был одним из зачинателей фантастики, а его рассказ «Микромегас» и сегодня читается с интересом. Да не просто как развлечение, а и с точки зрения не потерявшейся актуальности. Весьма показателен маленький диалог оттуда:

- Я не слишком хорошо понимаю по-гречески, - сказал великан.

- Я тоже, - признался крошечный философ.

- Зачем же вы тогда цитируете по-гречески какого-то Аристотеля? - удивился Микромегас.

- То, чего не понимаешь, лучше всего цитировать на языке, который знаешь хуже всего, - ответствовал ученый муж».

Согласитесь, как часто сегодня многие сверх интеллектуальные выступления сложно понять из-за нагромождения специальной терминологии, ссылок на авторитеты, а в основе нередко лежит банальное непонимание предмета самим выступающим, который за ширмой «умных» слов скрывает это незнание.

Невозможно без смеха читать о злоключениях наивного и добродушного юноши в маленькой повести «Кандид, или оптимизм». По ходу развития сюжета он то и дело попадает впросак со знатными людьми, особенно свирепствуют священники, и молодой француз не раз изумленно восклицает: «Если это лучший из возможных миров, то каковы ж другие?» Но в этом памфлете, направленном против ханжества и агрессивности клерикализма, косности и злобы аристократии, в избытке раскиданы зерна положительного отношения к жизни, несмотря на глупость и косность мира. Именно после таких произведений восклицаешь: «А все-таки здорово жить!»

Совершенно иное впечатление оставляет после себя знаменитейшая поэма «Орлеанская девственница». Её считают одним из самых блестящих антирелигиозных памфлетов в истории литературы. На мой же взгляд, эта поэма может дать отличное понимание того, откуда выросла политика карикатуристов современного журнала «Шарли Эбдо». Для которых нет святых вещей, и они готовы смеяться хоть над смертью ребенка, хоть над убийством соотечественников.

Ведь в «Орлеанской девственнице» Вольтер от души поглумился над одним из нравственных символов Франции Жанной д'Арк. Вместо чистой помыслами девушки, которая все силы, да и саму жизнь отдала на спасение страны от британских захватчиков, у французского вольнодумца мы встречаем бабищу, чьи помыслы обращены исключительно на то, чтоб отбиться от похотливых святош разного ранга. Словом, картинка вполне в стиле «Шарли Эбдо» вышла; героиня, облитая грязью, лишенная святости.

И ведь произведений таких авторов как Илья Глазунов и Вольтер на полках в библиотеке Пригорска много. Было бы желание взять в руки книгу, прочесть её и, быть может, положить еще один кусочек знания в мозаику мира, понять еще один фрагмент того, что с нами происходит и к чему все может прийти.

Валентина СОСНОВСКАЯ, «ЧР» №95 от 3 декабря 2015 г.

Новости по теме: