Встреча ярких идей и конкретных предложений

Дата публикации: 04.07.2013 - 02:35
Автор:
Просмотров - 700

alt

В конце июня в Хакасии уже в третий раз под эгидой ЮНЭСКО прошел международный форум по культурному наследию. Сотни гостей из различных регионов России и зарубежья съехались в республику на эти дни. И хотя опыт проведения культурно-исторических форумов уже есть, все же за спиной две успешные встречи, по-прежнему чувствуется, что немалая часть жителей просто не понимает, зачем и кому нужны такие съезды.

В этом легко убедиться, достаточно зайти на интернет-площадки, где обсуждается форум или просто поговорить с прохожими на улице. В лучшем случае человек недоуменно пожмет плечами и скажет, мол, это интересно только историкам да представителям культуры, в худшем - начнет разглагольствовать: все это суета, показуха, никому не нужно и вообще, лучше бы взяли и раздали деньги, потраченные на форум, малоимущим, вот тогда был бы праздник!

В какой-то степени скептиков можно понять, ведь что греха таить, бывают совершенно формальные семинары, мастер-классы, встречи и так далее. Участвуя в них, специалист ничего не приобретает, а лишь зря теряет время. Однако эти эпитеты как раз и не имеют никакого отношения к культурно-историческому форуму. Напротив, наблюдая за его работой, меня поразила глубина информационной насыщенности, настолько продуманно и тщательно были организованы различные площадки и секции.

Правда, подозреваю, что неспециалистам там было неинтересно и непонятно, зато те, кто «в теме» с искренним восхищением отзывались о форуме. Сетуя лишь на то, что такие встречи проводятся редко. Ведь польза от общения, обмена идеями значительна: с одной стороны, публичные обсуждения обогащают новыми проектами, а с другой - что крайне немаловажно - позволяют сократить время на «изобретение велосипеда».

- В рамках форума у нас постоянно проводятся экономические площадки и секции, - поделилась мнением министр экономики Хакасии Татьяна Краснова. - Нынче это два направления – развитие неурбанизированных территорий и молодежная площадка с конкурсом «Социокультурный проект». Здесь всегда находятся перспективные идеи, проекты, новые люди, которые встраиваются в социокультурное и экономическое развитие республики. Форум интересен и большому бизнесу. На площадках представители крупных компаний присматриваются к перспективным молодым людям, ведь сейчас кадры решают все, и бизнес заинтересован в выявлении талантов.

МОЛОДёЖНАЯ ПЛОЩАДКА

Формат работы молодежной площадки можно, пожалуй, определить в двух словах: научиться и дерзнуть. Для этого в рамках работы секции прошел мастер-класс профессора Лондонского университета Метрополитен Артура Гукасяна, на котором профессор доступно объяснил, как грамотно составить проект и найти спонсоров для его реализации. Во-вторых, состоялся оживленный диалог между молодежью и и.о. главы РХ Виктором Зиминым. И, в-третьих, прошла ярмарка бизнес-проектов, работы оценивали эксперты регионального и федерального уровня.

Помимо морального и интеллектуального удовлетворения, молодые участники форума, чьи проекты получили наиболее высокую оценку экспертов, стали обладателями денежных премий в 50, 75 и 100 тысяч рублей. Еще две специальные премии учредила Сибирская угольная энергетическая компания, являющаяся одним из главных спонсоров форума.

- Во-первых, мне очень интересно посмотреть на молодежь, проекты, которые они представляют, так как это нечто новое и возможно будет использовано в каких-то областях развития бизнеса, в том числе и угольного, - отметил заместитель исполнительного директора по экономике и финансам – финансовый директор ООО «СУЭК-Хакасия» Андрей Костарев. Во-вторых, мы все живем в республике, и как крупная компания, градообразующее предприятие, поддерживаем такие проекты, поскольку они служат развитию нашей молодежи. Что касается привлечения молодых специалистов, мы непосредственно работаем с нашими университетами, в прошлом году двое лучших студентов-экономистов стали работать в финансово-экономической службе «СУЭК-Хакасия».

МУЗЕЙ – НЕ ЧАСТНЫЙ ВОПРОС

Казалось бы, такая простая тема, как организация музейного дела. Со стороны может показаться: ну что тут обсуждать – есть музеи, где собраны какие-то ценные в художественном и историческом плане предметы, есть специалисты, составляющие экспозиции, и экскурсоводы, рассказывающие о событиях и коллекциях. Между тем, на этой секции разгорались нешуточные споры – каким быть музею? Чем привлекать посетителей? Заигрывать и шутить с ними, или вести научную работу?

Для работников музеев это не просто риторические вопросы, а концептуальная проблема – как выжить в современном мире, когда уровень культуры падает, интерес к прошлому замещается сиюминутными развлечениями, а государственная поддержка оставляет желать лучшего. Причем эти трудности касаются не только российских музеев, на западе они также актуальны.

Конечно, можно открыть новые галереи, но как привлечь туда посетителей? А если нет экскурсантов, то имеет ли право на жизнь такое учреждение? Вопросов масса, но и немало попыток ответить на них.

К примеру, одна из форм – музеи под открытым небом, получившая значительное распространение в последние годы. Помимо того, что они пользуются вниманием у людей, так еще и дают дополнительные рабочие места, как правило, в сельской местности, что весьма важно для развития культуры в деревне.

Интересный проект предложил портал музеев СО РАН (http://sbras.mmc.nsu.ru) - собрать на одной интернет-площадке презентации различных музеев, мемориальных комнат. Ведь зачастую потенциальный экскурсант попросту не знает о том, что в его регионе или там, куда он приехал в гости, есть места, способные заинтересовать. Такой же справочный ресурс вполне может дать толчок к оживлению интереса посетителей.

Для Хакасии перспективы ведения музейного дела особенно актуальны в том плане, что не за горами открытие нового большого комплекса краеведческого музея, оно планируется в 2015 году, и, соответственно, уже сейчас нужно хотя бы в общих чертах определиться, в каком направлении будет выстроена работа.

ЧТОБ ЖИЛА ДЕРЕВНЯ

Крайне интересны были доклады на секции неурбанизированных территорий, или просто говоря – сельской местности. Участники задались вопросом – разумно ли говорить о возрождении культуры на селе, что необходимо сделать для того, чтобы она развивалась?

По мнению ректора Красноярского аграрного университета Николая Цугленка, социокультурное развитие невозможно без подъема экономики, для последнего же сегодня существует достаточно много возможностей, было бы желание. В качестве примера он привел деятельность ЗАО «Сологонское». Молочный комплекс расположен в деревушке с говорящим названием Яга и создан с использованием самых современных технологий. 1200 коров обслуживают всего четыре человека, на дойку дисциплинированным строем буренки топают под музыку Мендельсона, и дают молока гораздо больше, чем на обычных фермах.

Ведение же высокоэффективного хозяйства позволяет выделить средства на развитие культуры, ведь если перед фермером, главой поселкового совета не стоит лишь один вопрос – как выжить, то он может позволить себе заняться и развитием творческих сил народа.

- Если не будет производства, то не будет и культуры, - заявил на секции академик Сельхозакадемии Николай Морозов. – Экономика – важнейший фактор развития, и благополучие зависит от эффективного управления. Посмотрите, в приведенном примере солгонского комплекса цифры таковы – затраты на центнер молока составляют один человеко\час, а в целом по стране четыре человеко-часа.

Надо сказать, что услышав эти данные, и без того заинтересованные сообщением ректора участники форума и вовсе стали активно обмениваться мнениями, мол, неплохо побольше узнать о технологии применения глубокой подстилки в коровьем царстве, глядишь, и перенять можно будет. А часть вырученных за счет экономии средств тогда вполне можно направить и на развитие культуры.

А ведь это было лишь одно из многих сообщений, которое услышали участники форума, так что по завершению съезда каждый увез с собой значительный багаж новых идей.

alt

ДЛЯ КУЛЬТУРЫ ВАЖЕН ДИАЛОГ

В выставочном павильоне тем временем шло обсуждение сохранения культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. По периметру зала были устроены презентации различных регионов нашей страны: от Липецкой области до Бурятии и Забайкальского края. Признаться, рассматривая экспозиции, становилось жаль лишь одного – что эти удивительные произведения художников народных промыслов могли увидеть лишь участники форума. На мой взгляд, немного бы нашлось настолько черствых душой людей, которые бы не смогли по достоинству оценить великолепные образцы национального искусства – богато расшитую одежду и удивительные коврики, прекрасные миниатюры из кости и дерева.

В этом павильоне очень интересный и значимый разговор состоялся у меня с главным художником уэленской косторезной мастерской Валерием Николаевичем Ныпевги.

- Я представляю Чукотский автономный округ, у нас очень древнее искусство резания по кости. Наша мастерская была создана еще в 1931 году, но само искусство насчитывает несколько тысяч лет, что подтверждено археологическими находками. На выставке вы видите примеры резьбы по кости и сюжетной гравировке на бивне моржа.

alt

- Об искусстве чукотских резчиков по кости много писал Юрий Рытхэу…

- Так он же про нашу мастерскую и писал! - тут же оживился мастер. - Он жил в Уэлене, и мы оттуда. Вот видите это место (показывает домик на большой фотографии), здесь в 30-е годы стояла яранга Рытхэу.

- Писатель рассказывал о том, что искусство резчика передается по наследству, работают семьями. А сейчас как? Традиция продолжается?

- Конечно! Культура, традиции сохранены за счет передачи знаний от поколения к поколению, и нередко мастерами-резчиками и граверами являются члены одной семьи. Большая часть работы выполняется вручную, с помощью простых инструментов. Безусловно, дело это трудоемкое, но, как и каждое произведение искусства, не терпит «потока». Да, часть вещей мы делаем на продажу, и это, как правило, не особо сложные миниатюры, в музеи же другие экспонаты. Вообще, наш музей старейший на Дальнем Востоке. И со всех регионов нам привозили самые выдающиеся образцы резьбы по кости, и старые работы и яркие произведения современников. В результате у нас одна из крупнейших коллекций в мире.

- По другую сторону Берингова пролива в Канаде, на Аляске живут ваши соплеменники. Вы общаетесь с ними?

- Да, мы поддерживаем контакты. Часто встречаться, естественно, не получается, но связи есть.

- Если сравнивать работы наших резчиков по кости и зарубежных, то чьи лучше, у кого мастерства больше?

- Без ложной скромности скажу – у нас, мы намного опережаем их в части художественного исполнения. И они сами подтверждают, что наши работы на голову выше, чем у них.

- А в чем причина? Ведь все же один народ, одни традиции, разделились вы не так уж и давно?

- Здесь необходимо сказать огромное спасибо Советскому Союзу. В 30-40-е годы советская власть не только создала мастерскую, но и туда направила лучших мастеров со всей Чукотки. Собирали и направляли в музеи избранные образцы косторезного мастерства, всемерно способствовали передаче опыта от старых косторезов молодым. Таким образом, мы получили возможность учиться у лучших мастеров и на примере лучших работ. В Канаде же ситуация сложилась совершенно иным образом. Там всем правил бизнес, а ему нужно только одно – деньги. В итоге их косторезы стали работать, что говорится, «на поток», художественная планка снижалась, и сейчас они, даже если захотят, не смогут сделать работу на нашем уровне. Беда в том, что они потеряли школу, у нас же она сохранилась.

- Сегодня много говорят о необходимости сохранения самобытных национальных культур и традиций. Как эта проблема решается на вашей территории?

- Власти достаточно много внимания уделяют нашей косторезной мастерской, занятости местного населения. Конечно, не все стремятся сохранить культуру предков, но все же немало молодежи приходит учиться к нам, перенимает опыт, традиции. Причем, приходят не только представители коренного населения, но и русские, украинцы, представители других национальностей. Также весьма активно у нас передается опыт украшения национальной одежды.

- А в Хакасию вы впервые приехали?

- Да. Вообще наша мастерская проводила выставки во многих городах России, зарубежом, но в вашей республике никогда не были. И надо сказать, что мы очень довольны поездкой, и природой, и тем, как встретили, что мы здесь увидели. Я рад, что принял участие в работ форума, он был полезен и в личном, и в профессиональном плане.

- На ваш взгляд, что конкретно нужно сделать для поддержания и возрождения национальных культур?

- Вы знаете, советское время отличалось тем, что тогда очень много внимания уделяли лично человеку. Поговорить с ним, наградить грамотой в праздник, похвалить, мол, вот какой молодец! И эта моральная поддержка играла огромную роль. Да, нужен и материальный стимул, но главное все же – моральный. Тогда есть желание жить и творить, продолжать свою национальную культуру, а не бегать в поисках лучшей доли. С другой стороны, раньше был НИИ художественных промыслов, который объединял творческие коллективы национальных регионов: Чукотку, Дагестан, Хакасию и так далее. Институт регулярно устраивал встречи, семинары, где мы могли обменяться опытом, поговорить о своих проблемах, и это тоже было очень важно, наталкивало на создание новых произведений, рождались новые идеи.

Валентина СОСНОВСКАЯ,

«ЧР»№77 от 4 июля 2013 г.

Новости по теме: