В советские времена продавцов нередко критиковали за грубость, хамство, неучтивое обращение с покупателями, и, надо сказать, работники торговых сетей давали немало поводов для подобной критики. Совсем иное положение сейчас – редко-редко встретишь человека за прилавком, который не церемонится с покупателями. Да это и понятно, торговых точек сегодня предостаточно, и если не понравилось обслуживание в одной, всегда можно найти другую, так что продавцы вынуждены вести себя любезно с посетителями.
Но есть и другая сторона у этой медали. Нередко покупатели так разговаривают с продавцом, что просто стыдно становится. На днях была свидетелем такой истории. В мясном отделе, в буквальном смысле слова, бушевала пожилая мадам.
- Это что ж за цены такие? – громко возмущалась она. – Почему курица подорожала, и свинина тоже?!
Женщины по ту сторону прилавка терпеливо пытались объяснить, что они-то на рост цен уж точно не влияют, и сами точно так же удручены повышением. Но что делать – производитель решил поднять стоимость.
Однако покупательница не унималась. Не обращая внимания на очередь, она требовала у девушек взвесить то один кусок мяса, то другой, то третий, причем все затем забраковывала, и минут через пять скандала все же удалилась с пакетом крылышек. А выведенные из равновесия и огорченные продавщицы продолжили работу.
И ведь с подобным отношением к себе сталкиваются не только они. Не раз приходилось становиться свидетелем разборок, которые устраивали кондукторам пассажирских автобусов недовольные горожане. И маршрут-то составлен отвратительно, и периодичность велика, мол, ждешь два часа, пока приедет, а то и вовсе сломается автобус, и люди страдают.
Кто ж спорит, претензий к работе общественного транспорта немало, и к маршрутам, и к частоте движения. Но спрашивается – кондукторы-то здесь при чем? Не они же составляют график, не они прокладывают маршруты. Однако, как достучаться до возмущенных сограждан, ума не приложу. Пытаешься вступиться иной раз, так тебя же еще и обматерят. Но ведь от злости всем нам только хуже будет. Так, может, стоит немного себя сдерживать?
Елена АКИМОВА, «ЧР» №33 от 25 марта 2014 г.