Вода из батарей - не брать и не платить

Дата публикации: 08.06.2016 - 01:44
Автор:
Просмотров - 6621

alt

Когда мы купили квартиру на Девятом поселке, столкнулись с непредвиденной проблемой – предыдущие хозяева пользовались горячей водой из батарей, и нам понадобились уйма времени и нервов, чтобы отказаться от этой услуги. Но вначале небольшая предыстория.

Откуда взялась услуга?

В домах времен сталинской застройки нет системы горячего водоснабжения. То есть в дома заведены трубы для подачи холодной питьевой воды и отопления, а система ГВС не была предусмотрена в принципе, ведь когда малоэтажки возводились, в ванных комнатах ставили дровяные колонки, на кухнях – печи. Об этом напоминают полуразвалившиеся стайки для хранения топлива. Сегодня почти все печи демонтировали (а кое у кого в квартире остался еще и такой раритет), но горячую воду отдельно до сих пор не провели.

Чтобы улучшить бытовые условия, народ активно начал пользоваться горячей водой из батарей. То есть сливал кипяток из отопительной системы, не считая это зазорным, мол, за отопление-то мы платим.

Воровство горячей воды стало настоящим бедствием для коммунальщиков. Дело в том, что неконтролируемый разбор горячей воды из батарей понижает температуру в отопительной системе, и для поддержки параметров работники котельной вынуждены увеличивать расход топлива и воды для подпитки. А это дополнительные расходы. Поэтому ситуацию было решено узаконить и разрешить жильцам официальные врезки в батареи, при условии оплаты по тарифу. Соответственно, были приняты и тарифы. Никаких счетчиков тогда не было, и народ платил по нормативу, исходя из количества прописанных. Однако со временем все в корне изменилось.

Во-первых, многих перестала устраивать ситуация, когда горячей водой из батарей можно пользоваться только в отопительный сезон. Что же делать с мая по сентябрь, в кастрюльках воду греть? Во-вторых, собственники стали более требовательны и технической воде из системы отопления предпочитали питьевую, нагретую в электротитанах. Эти бытовые приборы начали активно устанавливать в квартирах. Казалось бы, в чем проблема, перестал брать воду из системы отопления – не плати котельной, а оплачивай электричество и повышенный расход холодной воды. Но ситуация приняла неожиданный оборот. Когда котельные от государства перешли в частные руки, новые хозяева, видимо, посчитали, что продавать населению горячую воду из системы отопления выгодно, и не признавали тот факт, что собственники имеют право на  отказ от данной услуги. Котельная предъявляла расходы на ОДН по горячему водоснабжению и выставляла счета на оплату не только тем, кто берет воду из батарей, но даже тем собственникам (вот абсурд!), которые установили в квартирах бойлеры и горячей водой из батарей не пользуются.

Долг за «воздух»

Именно в такой ситуации оказалась наша семья, купив квартиру в «сталинке», которую отапливала котельная ООО «Теплосервис». В квартире в батареи были врезаны водоразборные краны для развоздушивания, поскольку это верхний третий этаж. От прежних хозяев на кухне осталась временная конструкция для подачи горячей воды от батареи к мойке и в ванную. Прибор учета отсутствовал.

Мы обратились в ЖЭУ, обслуживающее дом, и попросили демонтировать конструкцию, поскольку не хотели брать горячую воду из батарей. Во-первых, теплоноситель (так называется вода в системе отопления) не соответствует санитарным нормам. А, во-вторых, водоразбор из системы отопления при отсутствии в доме централизованной системы ГВС является нарушением существующего законодательства.

Поэтому, занявшись ремонтом, первым делом пригласили сантехников, чтобы конструкцию удалить, а вторым – заказали новую электропроводку и установили бойлер.

Об этом известили ООО «Теплосервис», предоставив от ЖЭУ соответствующие акты. Технический работник ООО «Теплосервис» обследовал квартиру, убедился, что на батареях отсутствуют водоразборные краны, однако заявил, что начальство запретило выдавать какие-либо акты, и плату за воду из батарей нам по-прежнему будут начислять. Получив последующую платежку, в этом убедились. После чего выставили ООО «Теплосервис» претензию с требованием прекратить навязывать услугу, сделать перерасчет несуществующего «долга» по горячей воде и впредь не начислять плату за нее. Однако никакой ответной реакции от работников ООО «Теплосервис» не последовало, а начисления за несуществующую услугу продолжались. Причем, «долг» по горячей воде включался в общий платеж за тепло. С этого момента, вы не поверите, началась многолетняя эпопея выяснения отношений с котельной. Мы отказались оплачивать услуги ООО «Теплосервис» вообще до разрешения спорного вопроса. Да, у нас начал формироваться долг по отоплению. Нас стыдили в письмах и вызывали на заседания комиссии общественников по работе с должниками. Но каждый раз мы задавали вопрос: почему ресурсоснабжающая организация позволяет себе заглядывать в наш карман, требуя деньги за услугу, которую не предоставляет? Неужели мы - бессловесные и бесправные потребители, которые вначале должны оплатить несправедливо выставленные счета, а потом добиваться возврата этих денег?

Но вот предприятие обанкротилось. Вместо него возникло новое - ООО «ТеплоРесурс», однако ситуация повторилась в точности. Нам по-прежнему выставляли плату за горячую воду из батарей.

Тогда, чтобы поставить точки над «i», мы обратились с заявлением в Государственную жилищную инспекцию.

Чем поможет ГЖИ?

Сотрудники Госжилинспекции работают по двум направлениям.

С одной стороны,обследуют дома, чтобы убедиться в отсутствии системы ГВС (проверяют технические паспорта, либо специалисты выезжают на место и фиксируют, что системы ГВС нет, составляя акты по результатам осмотра).

Если сотрудники инспекции убедились, что централизованной системы ГВС в доме нет, то идут в квартиру заявителя - нередки случаи, когда жители пишут, что им несправедливо предъявляют оплату, а у самих на батареях стоят водоразборные краны, через которые можно сливать кипяток.

Тогда собственникам объясняют, что действующее законодательство однозначно запрещает брать воду из системы отопления. Пункт №35 354-го постановления гласит: «Потребитель коммунальных услуг не вправе производить слив теплоносителя из системы отопления».

Ведь при большом водоразборе горячей воды в систему приходится доливать такое же количество холодной. Температура падает, и другие потребители могут недополучать тепло.

И жильцам в этом случае нужно понимать, что, если у них на батареях стоят водоразборные краны, то они сами незаконно меняют степень благоустройства помещения и, следовательно, могут быть оштрафованы.

Но, с другой стороны, если собственники квартир не желают пользоваться технической водой из батарей, тем более что она бывает только во время отопительного сезона, а им навязывают эту услугу, - неправы сотрудники ресурсоснабжающей организации.

Так что, если потребитель законопослушный, а ему предъявляют ОДН по горячей воде или плату за ГВС, то Госжилинспекция выдает предписания об устранении нарушений ресурсоснабжающей организации, и они должны быть исполнены.

Итак, по заявлению специалисты Госжилинспекции провели внеплановую выездную проверку нашей квартиры и составили акт. Этим они подтвердили, что в доме отсутствует система централизованного горячего водоснабжения, в нашей квартире на приборах отопления нет водоразборных кранов, а от трубопровода холодного водоснабжения установлен электрический водонагреватель. В заключение было сказано:

«На основании вышеизложенного следует, что ООО «ТеплоРесурс» неправомерно предъявляет вам к оплате ГВС на индивидуальное потребление и ОДН, нарушая действующее законодательство РФ». В адрес предприятия ГЖИ направила акт о выявленных нарушениях и предписание для их устранения. В случае неисполнения предписания в установленные сроки, в отношении ООО «ТеплоРесурс» могли быть применены меры административного воздействия по ст.19.5 КоАП РФ.

Как написать заявление?

Обратиться к специалистам ГЖИ можно лично, письменно или через интернет-приемную. Третий вариант самый удобный – на сайте gzi19.ru через раздел «Обращения граждан» вы можете зайти в интернет- приемную и заполнить электронную форму.

Предпочитаете письменный вариант – напишите заявление по образцу и отправьте по почте.

alt

Точку поставит суд

ГЖИ вынесла вердикт по нашему спору, тут как говорится, истории бы и конец. Ан нет! Сроки прошли, но ответственные лица предприятия даже не подумали исполнить предписание в полном объеме и исправить ситуацию. Мы посчитали, что ресурсоснабжающая организация продолжает нарушать наши права, требуя плату за неоказанные услуги.

А отказаться от обслуживания нереально - так как ООО «ТеплоРесурс» - естественный монополист, мы как потребители услуг не можем выбрать другого поставщика теплоэнергии.

Поэтому через некоторое время обратились в ГЖИ повторно, и одновременно в городской суд с заявлением «О защите прав потребителей».

В основу иска легла статья 16 Закона «О защите прав потребителей», пункт 2: «Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Пункт 3: «Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы».

Мы посчитали, что котельная нарушает оба эти пункта, заставляя оплачивать услугу по ГВС только на основании того, что отапливает нашу квартиру. Но из того, что ООО «ТеплоРесурс» подает в батареи нашей квартиры теплоноситель, не следует, что мы обязаны оплачивать услугу «ГВС», которой, во-первых, не желаем пользоваться, и которую, во-вторых, вообще невозможно предоставить из-за отсутствия в нашем доме централизованной системы горячего водоснабжения согласно технической документации.

Отметим, что после повторного заявления в ГЖИ и обращения в суд работники предприятия все же пришли и обследовали квартиру, составив акт, что мы не пользуемся водой из батарей. На основании этого был произведен перерасчет, и из общего долга исчезла сумма за услугу, которой мы не пользовались ни дня с момента заселения в квартиру.

Но зачем нужно было до этого доводить? Ведь в итоге разрешилось все так, как должно было решиться в момент нашего первого обращения в абонентский отдел предприятия.

Однако нам пришлось вести переговоры и переписку, тратить время и нервы, накопить долг за отопление, привлечь специалистов ГЖИ, работников суда (а это, между прочим, трата бюджетных средств) и работников самого предприятия.

Кстати, сегодня ситуация вновь изменилась – благодаря принятым поправкам в законодательство, работники теплоснабжающей организации отказывают жильцам в пользовании водой из батарей.

Подготовила Марина ИЛЬИНА. «ЧР» №45 от 7 июня 2016 г.

На фото: по правилам на батареях не должно быть вот таких водоразборных кранов, чтобы вас не заподозрили в сливе кипятка.(верхнее фото).

Современные приборы отопления сразу укомплектованы кранами Маевского для развоздушивания (нижнее фото).

Новости по теме: