Влюбиться в домру и клавинову

Дата публикации: 01.03.2016 - 04:00
Автор:
Просмотров - 759

alt

- Я пою «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку» и в ноты не попадаю! - проканючит малыш после первого посещения музыкальной школы.

- Это пианино – да куда его ставить в маленькой «двушке»? - недоуменно почешет затылок папа, окидывая взглядом заставленные до потолка 44 квадратных метра.

- Несколько раз в неделю возить Сашеньку на занятия, а потом и забирать оттуда? Это же другой конец города! – возопит дедушка.

Несмотря на это, есть причины, благодаря которым можно и нужно преодолеть все страхи, неуверенности и неудобства. Потому что «…музыка пробуждает в ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели», — говорил учитель музыки и известный немецкий композитор XX века Карл Орф.

- Многие думают, что музыка только и делает, что воспитывает волю и дисциплину – если упорно заниматься на инструменте, зимой и летом, в праздники и в будни. Но это лишь малая часть от того полезного, что может дать музыка, - рассказывает. Ирина Васильевна Долгова, заместитель директора ДМШ №1 им. Н.К.Самрина, заслуженный работник культуры РХ. - Так, занимаясь ею, ребенок развивает математические способности: он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст. А еще играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.

- После ваших слов потихоньку начинает окутывать облако сожаления оттого, что в свое время я не посещала музыкальную школу! А вот у юных черногорцев такая возможность еще есть. Расскажите, атакуют вас молодые таланты, грезящие петь на сцене, играть на скрипке да пианино, или стороной обходят?

- Перед вступительными экзаменами, которые проходят в конце мая - начале июня, традиционно проводим большую пропагандистскую работу - даем концерты в детских садах, рассказываем о музыке и инструментах в младших классах. Все для того, чтобы сказать: приходите, у нас интересно! И отклик есть, да еще какой: в прошлом году контингент учащихся составил 470 человек, только первоклашек – около сотни! В этот раз, думаю, будет еще больше.

- Всех-всех ребятишек принимаете? Знаю, что в больших городах вступительные экзамены – чуть ли ни как в институт. И поступают далеко не все.

- Когда-то у нас был такой наплыв желающих, что нам действительно приходилось отбирать только способных детей. Те, кто не прошел, уходили домой со слезами на глазах. Сейчас все по-другому - стараемся услышать каждого, принять всех. Ученые давно доказали, что детей без музыкального слуха не существует, он бывает просто не развит. Примеров перед глазами много: не раз к нам приходили ребята, которые ничего не могли спеть, а спустя время начинали хорошо интонировать. К тому же нельзя отказывать ребенку в таком небольшом городе, как наш. Тем более, если он сам хочет научиться музыке. У нас не так много учреждений, где можно найти занятие по душе

- Как при первой встрече определяете, кто перед вами – будущий пианист, баянист, а может быть домрист? Или ребенку вовсе нужно попробовать себя в пении? Ведь не каждый маленький абитуриент знает, чего он хочет.

- Все приходят со своими мнениями, желаниями, нам остается только спросить, на каком инструменте ты хочешь играть? Если ребенок колеблется, а педагог подмечает, что у него звонкий голос, совет очевиден - иди на вокальное отделение! Если в глаза бросаются длинные пальцы – лучше попробовать себя в игре на фортепиано, скорее всего, обязательно получится.

- Учиться долго?

- Работаем по двум программам, соответствующим федеральным стандартам – это пятилетний и восьмилетний сроки обучения. Зависит от возраста ребенка: если он пришел к нам в возрасте с 6,6 до 9 лет – будет учиться восемь лет, если старше – пять лет. Даже принимаем совсем малышей – от 4,5 лет в группу раннего эстетического развития. Работа с ними – особенная: на месте таким маленьким не сидится, они всё познают только в форме игры.

- А инструментов на всех хватает?

- Только за последнее время для школы удалось приобрести дополнительные баяны, две гитары Yamaha, электрические фортепиано – их еще называют клавиновами. Они компактнее обычных фортепиано – это важно, так как классы небольшие, а ребят много. Да и теоретикам играть на них удобнее.

Конечно, за 40 минут занятий на уроке можно освоить лишь азы. Отрабатывать и закреплять работу, сделанную в классе, нужно дома. Оттого иметь свой личный инструмент необходимо, без этого не будет развития.

Звенят таланты, звездочки блестят

- Чтобы разложить в голове все по полочкам, а заодно помочь родителям и их чадам определиться с выбором, расскажите об отделениях, которые сейчас существуют в школе.

- Можем похвастаться пятью большими отделениями – теоретическое, вокально-хоровое, народное, оркестровое и фортепианное. На теоретическом отделении есть свои профессионалы, которые добились больших успехов в своем деле: З.И. Сергиенко, Л.Е .Огульчанская, Е.В. Мячина. Их учащиеся становились лауреатами различных теоретических олимпиад, а за подготовку в теории выпускников, поступающих в музыкальный колледж, нам никогда не бывает стыдно.

На вокально-хоровом отделении дети обучаются академическому вокалу, хоровому пению, знакомятся с фольклором. Долгое время на этом отделении работает «примадонна» нашей школы Светлана Николаевна Акишина, ее знают не только в городе, но и в республике, в недавнем прошлом – солистка Абаканской филармонии, много выступает сама, помогает обществу инвалидов и вырастила целую плеяду продолжателей своего дела. Мы очень гордимся такими педагогами.

Хочется похвастаться, что с сентября в школе открылось новое направление по национальному вокалу - молодой преподаватель А.А.Тинникова с энтузиазмом взялась за его развитие, в планах – концерты о Хакасии.

Ребята, которые выбрали народное отделение, играют на баяне, гитаре, домре, аккордеоне. В прошлом году Полина Ермаченко, ученица Т.А.Мосиной, стала лауреатом регионального конкурса ансамблевой музыки. Дуэты учащихся В.А.Штефана, В.В. Назарова участвовали в зональном конкурсе и заняли призовые места.

А как звенит талантами фортепианное отделение! Здесь работают 20 преподавателей, все грамотные и активные педагоги, обо всех говорить - места не хватит. Хочется выделить преподавателей Л.В.Игнатенко, Н.И.Мусаеву, которые имеют отличные результаты. Учащиеся Натальи Ильиничны Аня Костюк и Катя Яблочкова – звездочки нашей школы. У Екатерины разнообразный и широкий перечень достижений, только за прошлый год она становилась лауреатом и дипломантом шести конкурсов, в том числе международного и всероссийского. Она занимается на «отлично», много выступает, была удостоена премии Председателя Правительства Хакасии В.Зимина «За успехи в области культуры и искусства».

- Часто ваша школа радует приятными новостями – там победили, тут второе место заняли…

- Спрашиваете, зачем нам это нужно? Конкурсы – показатель профессионализма и работы педагогов, а в целом - и наших достижений. Забавно, но победить в местных конкурсах порой на порядок труднее. В Абакане раз в два года проходит музыкальный конкурс имени А.А.Кенеля, его уже подняли до всероссийского уровня. Там чтобы занять какое-либо место, нужно показать высочайший профессионализм на сцене. Другой приоритетный конкурс - Международные Дельфийские игры, это олимпиада среди музыкантов, высшая ступенька, к которой стремится каждый. Но путь к ней долгий – прежде всего, нужно пройти отборочные этапы. К ним, кстати, сейчас активно готовится наша воспитанница Майя Мельникова (преподаватель Г.Д.Суворова)

У нас есть коллективы, которыми мы гордимся, например, вокальный ансамбль «Кампанелла» (руководитель В.Е.Мацкевич, концертмейстер Н.П.Ложникова) только за прошлый год успели показать себя в четырех конкурсах. Коллективы «Мозаика» и «Мелодия», которые ведет педагог с большим стажем Н.Н.Кириллова, также являются участниками различных конкурсных соревнований.

- Слышала, для того, чтобы собрать и отправить ребенка или целую команду куда-либо за пределы Хакасии – нужно чуть ли не умереть. Как справляетесь?

- Ищем спонсоров, благо, они в нашем городе еще есть. Конечно, это очень дорого. Причем, много денег уходит не столько на проживание в новом городе, сколько на то, чтобы доехать до него. Сейчас это возможно только на средства спонсоров и родителей.

Съездить можно много куда: электронная почта завалена приглашениями в Сочи, Адлер, Болгария, Черногория… Можно наугад ткнуть пальцем в глобус и обязательно попасть в какой-нибудь конкурс, на котором нас с радостью примут. Главное в этом – отличать настоящие соревнования, где действительно выбирают лучших, и коммерческие, где все приехавшие – уже победители.

Своя маленькая филармония

- В год ученики школы №1 им. Н.К.Самрина дают больше ста концертов различного уровня. Немного наивный вопрос, но: зачем так много?

- Уточню – любое участие наших учеников даже в небольших городских мероприятиях мы называем концертом, потому что волнений и переживаний там не меньше, нежели на выступлениях перед огромной аудиторией. Нас просят проводить мини-концерты, когда музей истории или библиотека им. А.С.Пушкина проводят свои мероприятия. Словом, наша школа будто стала своей, маленькой местной филармонией. А по-настоящему громкие, большие концерты мы проводим в нашей школе – в год около тридцати.

- Что сегодня играют, поют дети? Все-таки современной ребятне, скорее всего, и музыка интересна современная?

- Инструменталистам приятнее играть то, что у них на слуху. Мы часто этим пользуемся, если ребенку нужно освоить что-то в кратчайшие сроки. Но ведь программа музыкальной школы – это еще и классические композиции XVII, XVIII, XIX веков. Стараемся прививать интерес и к этой музыке. Да, она не всегда понятна детям, порой кажется странной. Но мастерство педагога в том, чтобы объяснить, заинтересовать, «влюбить» юного музыканта и в классику. Это сложно, но очень важно.

Что касается современности, то сегодня появляется много произведений молодых композиторов, и к ним так просто не подступишься – они с непростым ритмом, со сложными диссонирующими аккордами, которые где-то режут ухо, а где-то это даже красиво, потому что необычно. Для гитары, например сложные, но интересные произведения пишут российские композиторы Никита Кошкин, Александр Виницкий. Обращаемся к их творчеству и детям нравится.

- А к чему подрастающее поколение тянется больше всего? Какой инструмент выбирают?

- Всегда много детей, желающих обучаться на фортепиано. Еще популярностью пользуется гитара – у нас трудятся уже шесть преподавателей-гитаристов. Их классы переполнены. В том году много желающих было научиться игре на скрипке, класс преподавателя О.Е.Ананьевой тоже переполнен. Реже идут на виолончель, но те, кто приходят и начинают заниматься у педагога Т.В.Поповой становятся увлеченными фанатами этого инструмента. Что касается вокалистов, то в нашем городе неохотно идут на хоровое пение, а вот в Абакане оно пользуется спросом, да еще каким! У нас же все ребята хотят петь сольно.

Больше, чем просто учитель

- Расскажите чуть подробнее о тех, кто часто остается «за кулисами», но, несмотря на это, всегда является «супергероем» для юного музыканта, тем, кто отдает все силы, чтобы ребенок раскрылся – педагогах.

- Сегодня в нашей школе трудятся, без остатка вкладывают силы в своих воспитанников 45 преподавателя, почти все имеют высшую и первую квалификационную категорию. Восемь человек отмечены высоким званием «Заслуженный работник культуры РХ». В их числе – Татьяна Анатольевна Мосина, которая много лет добивалась высоких результатов как педагог по баяну, и вот два года как директор школы, на этом сложном посту она - активный и деятельный руководитель, становится видно - школа заработала в новом направлении. Наши уважаемые педагоги с большим стажем - это В.В.Назаров, Т.В.Попова, З.И. Сергиенко, В.А.Штефан, трудовой стаж которого – более 40 лет, но >до сих пор радует нас своей виртуозной игрой на баяне.

За последние годы пришли молодые преподаватели, в основном это выпускники нашей школы. И это здорово, когда есть такая приемлемость, а самое главное, в профессию вливаются новые силы.

- Отслеживаете путь-дорожку своих учеников, когда они отправляются в большую жизнь, познав все, что было можно за отведенный срок обучения?

- Учитель видит ребенка чуть ли не каждый день, ведёт его, помогает, советует, становится даже больше, чем просто учителем. Как после нескольких лет тесного общения резко разорвать такую связь? Они и после окончания школы приходят к нам, делятся своими результатами и достижениями. А мы приходим к выводу, что дети, которые учились и закончили нашу музыкальную школу, стали порядочными людьми, получили хорошее образование (не обязательно музыкальное), добиваются успехов в труде, потому что обучение музыке прививает такие качества как ответственность, дисциплинированность, уверенность и стремление к победе.

Наиболее способные выпускники нашей школы поступают в музыкальный колледж, а после – и в ВУЗ. Говорю «некоторые», потому что процент тех, кто выбрал музыку, все же небольшой. Может быть оттого, что большинство после получения диплома становятся преподавателями, а эта профессия золотых гор не сулит. Скорее, в мир музыки идут те, кто безмерно в нее влюблен. Но и ребята, выбравшие другие профессии, никогда не жалеют о том, что когда-то окончили нашу школу – музыка остается у них в душе, а это неизменно украшает жизнь.

Вера ДАНИЛЕНКО, «ЧР» № 15 от 1 марта 2016г.

Новости по теме: