А вашему ребенку найдем другую семью

Дата публикации: 14.03.2013 - 05:47
Автор:
Просмотров - 824

alt

Новости последнего времени напоминают какую-то опасную смесь из коррупционных скандалов, криминала и провалившейся реформы жилищно-коммунального хозяйства. Что ни день, то очередное сообщение – сняли такого-то министра, возбудили уголовное дело в отношении такого-то чиновника. И на этом фоне совершенно затерялась информация о прошедшем в Москве первом съезде родителей, на котором была создана Общероссийская общественная организация « Родительское всероссийское сопротивление», идеи которой, что важно, поддержал президент страны Владимир Путин. Главную мысль, высказанную на съезде, можно в двух словах определить так: «Нет ювенальной юстиции в России».

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Ювенальная юстиция зародилась еще в конце 19 века в США, смысл ее заключался в том, что нельзя подростков судить взрослым судом, необходимы более осторожный подход и помощь психологов. Со временем первоначальные идеи значительно трансформировались, провозгласив, по сути, приоритет государства в воспитании детей перед их родителями. Грубо говоря, «ювеналка» заявляет: чиновники лучше знают, что нужно ребенку, чем его мама и папа, они с большим успехом способны соблюдать его интересы со всеми вытекающими обстоятельствами.

За годы внедрения ювенальной юстиции в западных странах накопилась огромная база, демонстрирующая, чем может обернуться такой подход.

Провозгласив главной ценностью права ребенка и институт посредничества в лице различных чиновников социальных служб, «ювеналка» тем самым свела к минимуму права родителей. Как итог – совершенно дикие истории чиновничьего произвола.

Из последних событий внимание привлекло очередное уголовное дело, возбужденное в Финляндии по отношению матери девочки, которая «похитила» своего ребенка. Сотрудники социальной службы решили, что семья ребенку не подходит и его нужно отдать другой семейной паре. Причем мать даже не известили о решении суда! И сейчас ребенок ведет «счастливую» жизнь, озаренную лучами «ювеналки», проводя шесть дней в неделю с матерью и один в социальном приюте.

И это из тех историй, что на слуху, о скольких мы попросту не знаем. Есть весьма познавательный интернет-ресурс «Говорим про Соединенные Штаты» (адрес в сети: www.govorimpro.us), создан он в помощь реальным и потенциальным русскоговорящим эмигрантам. На сайте уже набравшиеся опыта жизни в США делятся с новичками полезной информацией, как оформить документы, куда подать заявку и т.д. Что примечательно, значительная часть обсуждений касается именно «детского вопроса». К примеру, большой популярностью пользуется топик «Нас обвиняют в «child abuse» (жестокое обращение с ребенком), с рефреном «Новички, не шлепайте детей». В этой ветке родители рассказывают истории из своей жизни, читаешь их, и, ей-богу, в голове не укладывается, что это реальные вещи.

«Я не знаю, как в других штатах, но в нашем на примере родственников могу сказать, что если нет угрозы жизни ребенку, то лучше не звонить в «скорую» или 911. Молодая пара купала малявку - 9 месяцев, дитё руками талапалось по водичке, попала по бортику ванночки, ударилась, в итоге синяк. Плакала очень сильно. Родители испугались, думали, перелом, вызвали «скорую», а ребенка у них отобрали, сказали, мол, это вы ее избили. Родители уже 4 года не могут отсудить. Сначала девочку отдали в американскую семью, потом адвокаты добились, чтобы сестру мамы назначили опекуном. Сейчас ей говорят, что проще и дешевле подождать, пока дочка до 10 лет (кажется) вырастет и сама в суде скажет, что хочет жить с родителями».

«Папа с детьми игрался, кувыркался, подбрасывал. Малой, 2 года, так смеялся, что язык прикусил. Ребенка отобрали, и только через год максимум чего добились - чтобы малыша вернули в семью. Однако отцу запретили видеться, и заставили платить штраф в 12 тысяч долларов (вообще дурдом, у них в семье ещё четверо детей!)».

«Пишу через 4 дня после событий, иначе бы мой пост состоял исключительно из одних матов…

В четверг, собираясь в школу, Максим (младший сын - 6 лет) полез в машину и застрял, так как Богдан (старший -10 лет) уже сидел в машине, а Максим лез через него, и еще и портфель с собой тащил. Я уже сидел на водительском сиденьи и, чтобы помочь пролезть Максиму, взял его за воротник и потянул, – понятное дело, что Максиму это не понравилось, и он возникал потом всю дорогу…

В 10 утра из кабинета директора мне звонит Богдан и говорит, что вокруг полицейские, допрашивают его по поводу избиения (!) Максима, тот сказал учителю, что папа шлепнул. Через полчаса раздается звонок от няни – приехало 5 (!) полицейских машин на предмет выяснения, что сегодня произошло – она объяснила ситуацию, что все в полном порядке, никаких эксцессов или рукоприкладства. Ну, думаю, все в порядке, разобрались. Но на следующий день звонят жене из управления по надзору над неблагополучными семьями и говорят, что внесли в список, и теперь нас будет посещать социальный работник, смотреть, чтобы не нарушались права ребенка, и вообще будет нас учить жизни..

В России, чтобы загреметь в такие списки, нужны достаточно веские основания – физические следы: синяки, шишки, кровоподтеки, неблагополучная семья алкоголиков, наркоманов, требуются собеседования с родителями, учителями. А здесь раз ребенок сказал – значит так и есть – типа, дети не врут и не сочиняют! В общем, выходные мы провели, обзванивая наших знакомых, что делать в такой ситуации, и чем больше мы узнавали, тем хуже вырисовывались перспективы. Многие пожаловались, что они находятся в заложниках у своих детей».

Родители рассказывали, что попадали в «черные списки», а то и вовсе лишались детей за то, что не покупали пятый по счету велосипед, отказывались возить чадо в школу за десятки километров, устраивая его в ближайшую, за то, что повышали голос и ругали, за просто шлепок по попе…

Я прочитала страниц десять форума, а их там сотни, на большее уже сил не хватило, и просто в голове не укладывалась такая степень идиотизма, логики, исходя из которой ребенка можно швырять из семьи в семью, из приюта в приют, в полной уверенности, что это для него полезнее, чем жить с «жадными» родителями. Более того, ведь ребенок очень быстро понимает свою власть над родителями, начинает вовсю ею пользоваться, не думая при этом о последствиях. В частности, что его могут лишить семьи, отправить в приют. Более того, такой подход воспитывает безнравственного, эгоистичного человека, которому в 21 год будет уже поздно объяснять, что детство закончилось и следует резко менять курс на «правильного гражданина страны».

В России об «ювеналке» заговорили в 90-х годах, в пору ослепленного преклонения перед Западом и уверенности в том, что уж там все знают лучше и владеют самыми передовыми технологиями. К счастью, до сих пор до торжества ЮЮ в нашей стране далеко, и очень надеюсь, что расстояние это бесконечно. Хотя уже и сейчас есть примеры опытных полигонов, и первые результаты, отлично показывающие, насколько «эффективна» система.

К примеру, год назад покончила жизнь самоубийством 15-летняя воспитанница Североонежского детского дома Кристина С. Ее и двух младших сестер суд отлучил от семьи из-за того, что, по мнению органов опеки, родители не могли им обеспечить должные условия содержания. Подросток очень тосковал по дому, и вот итог – смерть девочки.

И ведь такие случаи не единичны.

К СЛОВУ О ЮВЕНАЛЬНОМ РАЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Ладно, может сказать иной оппонент, это все проблемы родителей, которые все же обязаны обеспечивать достойные условия жизни для своих детей, зато последние защищены государством, их-то права соблюдаются! А значит, будущее – в достойных руках.

Но и тут не все так просто.

Довольно показательную картину заботы о детях в приемных семьях можно почерпнуть из книги Нэнси Томас «Когда любви недостаточно», психотренера, которая проводит платные занятия для приёмных родителей в США. Впрочем, в России эта мадам также проводила семинары, да и труд ее издан на русском языке. Если не боитесь кошмаров по ночам, то скачайте рекомендации «опытного психолога» и почитайте о том, как, по ее мнению, нужно воспитывать детей. (Скачать можно отсюда: http://attach2me.ru/books/kogda_lyubvi_ne_dostatochno).

«Если вы зовете ребёнка, он должен обязательно подойти и выслушать вас, глядя в глаза. Ребенок может поупражняться в этом, например, за 15-20 минут до предвкушаемого выезда в гости к другу или на футбольный матч. Объявите ребёнку, что начинается упражнение под кодовым названием «призыв». Потом устройтесь поудобнее и попросите ребенка выйти в свою комнату и ждать там. Когда ребёнок выйдет, ласково позовите его обратно, и как только он появится перед вами, поздравьте со счастливым возвращением! Затем снова отправьте его в комнату, а когда вы позовете его в следующий раз, он должен не просто подойти, а еще посмотреть вам в глаза и весело и почтительно сказать: «Мама, я тут!»

Эту тренировку можно проводить в любое время, а не только когда ребенок допустил какие-то конкретные ошибки в поведении».

Такие рекомендации вполне уместно бы смотрелись в «Книге юного кинолога», но не как не в руководстве по воспитанию приемного малыша.

Или другой пассаж:

«Идти ребенок должен всегда рядом, а не перед взрослым. Дело в том, что тот, кто первым входит в дверь или идет впереди остальных, ощущает себя вожаком стаи. Только в одном случае следует предложить ребенку обогнать вас – при подъеме или спуске по лестнице. Если в этой ситуации ребенок будет идти позади, он может легко устроить несчастный случай, просто дернув взрослого за ногу».

С ума сойти можно! Ведь речь идет о маленьких детях, а не о взрослых садистах-маньяках, главная цель которых причинить вред ближнему.

Впрочем, мадам «психолог» не ограничивается лишь рекомендациями, но и делится собственным опытом эффективной дрессировки:

«Бывает, ребенок совсем выходит из-под контроля. Тогда мы садимся на ребенка. Я раньше это проделывала с собаками, и это намного опаснее - с их клыками и когтями, чем с ребенком. Я беру хорошую книгу и читаю ее, пока сижу на ребенке».

Представляете, на полу лежит кроха весом в 15 килограммов, а на нем бабища под центнер, и Библию, скажем, читает!

На этом фоне уже неудивительной смотрится информация о том, что еще в 2010 году известный американский специалист в области детской психологии и психиатрии, профессор Джан Мерсер в открытом письме к российскому уполномоченному по защите прав детей писала о необходимости введения моратория на усыновление сирот из России гражданами США. Причина — слишком большое количество травм и смертей приемных детей из-за применения такой вот воспитательной терапии.

БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Именно поэтому немалая часть родителей России выступала и выступает против внедрения ювенальной юстиции, уж слишком сомнительные блага она несет. Между тем, пока родители собираются в союзы, организовывают сбор подписей в ГосДуму с требованием не допускать принятия «антисемейных» законов, депутаты потихоньку протаскивают сомнительные проекты.

В частности, так называемый, «закон о патронате». В сентябре минувшего года проект ФЗ № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» был принят в первом чтении. Несмотря на то, что родители России собрали около 140 тысяч подписей против этой инициативы.

Дело в том, что под действие этого закона может попасть почти каждый родитель. Из-за размытости формулировок подвести под действие закона можно работающего родителя, семью, снимающую квартиру, а таких у нас значительное количество, семью, у которой маленькая площадь жилья, мать, которая не в состоянии купить компьютер ребенку и т.д. Ведь в проекте говорится о «семье, находящейся в социально опасном положении», где «родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и(или) содержанию и(или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними», «если родители создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие их (детей) нормальному воспитанию и развитию».

Во-вторых, огромные полномочия получают органы опеки. Если сейчас для изъятия ребенка из семьи необходимо решение от госорганов или суда, то с принятием закона опека сама сможет составить акт и забрать малыша. При этом никакой ответственности за негативные последствия своей деятельности для чиновников не предусмотрено.

Словом, хоть термин «ювенальная юстиция» и не употребляется в проекте, по сути «закон о патронате» действует в рамках этой идеи. Нацеленность на ведущую роль социальных органов и их право на вмешательство в дела семьи, безусловный приоритет ребенка и подчиненное, бесправное положение родителей все это, по мнению специалистов, приведет к распаду института семьи.

Потому-то активнее стали бороться за свои права родители, потому-то все громче звучит голос церкви, поддерживающей традиционные семейные ценности. За последние два года в разных городах страны прошли десятки протестов. Для борьбы против «ювеналки» объединились политики, священники, академики, деятели культуры и родители.

Безусловно, защита детей от жестокого обращения взрослых, обеспечение их элементарными материальными благами, возможностью учиться и получать медицинскую помощь и т.д. должна быть. Но ведь все это прописано и в ныне существующих законах, в частности, в ст.156 УК РФ. Да, к формулировке статьи тоже есть претензии, но следуя логике Оккама – не множить сущностей без необходимости, логично было бы более внятно отредактировать текст уже существующего закона, чем придумывать новый. Именно об этом и говорят родители и общественники.

Потому-то для многих жителей России 9 февраля этого года стал знаковым днем – днем первого родительского съезда. Когда движение Сергея Кургиняна «Суть времени» и Ассоциация родительских комитетов и сообществ/АРКС/ во главе с Ольгой Летковой выступило инициаторами съезда, им и в голову не приходило, что на мероприятие приедет Владимир Путин, и не просто приедет, а выступит в их поддержку.

Заявит, что: «Здесь собрались настоящие патриоты России... Ваша забота о семье, повышение ее роли в воспитании у наших детей чувства патриотизма, гражданственности вызывает чувство благодарности и безусловной поддержки, даже в этом не сомневайтесь… Есть немало примеров, когда родительских прав лишают нормальных, любящих, работающих родителей, некоторые случаи вмешательства в жизнь семьи носят просто абсурдный и издевательский характер… Непродуманное внедрение таких механизмов, по сути, нарушение суверенитета семьи, может спровоцировать недоверие и разлад между родителями и детьми и даже прямую коррупцию, паразитирование некоторых недобросовестных чиновников на проблемах семьи».

Владимир Путин считает, что государство должно вмешиваться в дела семьи только в экстренных случаях.

- Ряд положений законопроектов о социальном патронате и о контроле над обеспечением прав детей-сирот неоднозначны в трактовке, содержат явные социальные риски, - подчеркнул президент. - В этих нормах далеко не в полной мере учтены российские семейные традиции.

Долгие годы противники ювенальной юстиции находились либо в оппозиции к властям, либо просто в нейтральных отношениях. 9 февраля они впервые услышали поддержку в свой адрес со стороны высокого чиновника, и надежда в недопущение «ювеналки» в России стала крепче, хотя борьба не закончена.

Валентина СОСНОВСКАЯ, «ЧР» №28 от 14 марта 2013 г.

Новости по теме: