В кабине экскаватора как у пилотов в самолете

Дата публикации: 21.03.2013 - 01:47
Автор:
Просмотров - 1351

alt

Полтора года назад, летом 2010-го, на разрезе «Черногорский» начался монтаж шагающего экскаватора ЭШ 20/90. Если судить по заводскому номеру 31 – машина не новая, две подобные модели, уже давно работающие на разрезе, помоложе его. Поэтому ничего особенного я и не ожидала увидеть, когда стало известно, что экскаватор не только собрали, но и запустили в эксплуатацию.

Позади остался месячный перегон с монтажной площадки до карьера, за это время громадина преодолела порядка пяти километров пути, в работе «новичок» показал себя хорошо, так что стало возможно рассказать о нем читателям газеты.

Производители карьерной техники любят окрашивать машины в яркие цвета. С одной стороны, это мера безопасности, чтобы на сером фоне было лучше видно, а с другой – видя солнечные кузова «Либхеров», «Камацу», БелАЗов, настроение поднимается. Издалека заметен и новый шагающий – его борта расцвечены триколором, мощная стрела с ковшом изящно возвышается над отвалами. Движения отточенные, методичные – раз, опустился ковш, взял породу, два – поворот, и новая порция летит в отвал.

В сопровождении машиниста экскаватора Валентина Романова поднимаемся в кабину. Хоть и не раз уже приходилось бывать на шагающем, каждое посещение незабываемо. Буквально сразу попадаешь в огромный машинный зал, в котором вполне среднее производство разместится. Где-то в высоте теряется потолок кузова, длинные лестничные марши ведут к кабине машиниста. Тут не зевай – не лестница в подъезде, покруче будет.

Вот и конечный пункт – кабина экскаватора. Впрочем, если бы туда провели с завязанными глазами и только в самой кабине дали бы возможность осмотреться, ни за что бы не поверила, что это производственное помещение! На огромных окнах висят занавески, на стене - обычный шкаф, под ним - обеденный стол, в углу - холодильник с микроволновкой и электрочайником. Комната отдыха  да и только! Но смотришь в другой угол и понимаешь – все же ты в кабине машины. Об этом говорит пульт «шагания» и главное – рабочее кресло машиниста.

Сразу видно, что оно отличается эргономичностью, сделано так, чтобы человек не уставал проводить в нем по многу часов. На подлокотниках джойстики, сбоку переговорное устройство и два монитора, на которые выводится вся необходимая информация, от крена корпуса и работы двигателя до температуры масла или натяжения каната. Однако не видно привычных педалей, рычагов, с помощью которых машинист управляет экскаватором.

Оказывается, при монтаже специалисты решили установить новую модель системы электропривода с использованием сельсинов. Сельсинами (от англ. self-synch-ronizing) называются электрические микромашины переменного тока, обладающие свойством самосинхронизации. Сельсины передачи работают по принципу обычной механической передачи, только крутящий момент между валами передаётся не зубьями шестерён, а магнитным потоком без непосредственного контакта, таким образом техника получает более плавный ход. Параллельно сельсины избавляют машиниста от необходимости использовать ножные педали, электроника позволяет управлять только руками. 

- На разрезе я работаю порядка 20 лет, из них семь-восемь машинистом шагающего экскаватора, - рассказывает Валентин Романов. – Когда начался монтаж экскаватора, то работал на нем с самого начала. Были некоторые сложности, но справились, зато это позволило узнать машину изнутри, понять, как она действует. Экскаватор работает мягче, чем тот, на котором я работал прежде, но до сих пор сложно привыкнуть к отсутствию рычагов, ноги так и тянутся к ним, за столько лет выработались уже рефлекторные движения! Но это пройдет, немного опыта - и все наладится. А вообще машина хорошая, не подводит, в кабине очень комфортно.

Прежде не раз приходилось слышать от машинистов, что работа на шагающем далеко не сахар – в течение 12 часов приходится непрерывно двигать руками и ногами, так что к концу смены и спина немеет, и ноги словно колодки. Джойстики же решили эту проблему, напряжение не так велико. А выводимая на мониторы информация дает возможность машинисту мгновенно реагировать на возникшую проблему и предотвращать серьезную поломку.

- Это уже третий ЭШ 20/90 на разрезе, - говорит заместитель начальника УОГР Александр Кравец, - как и другие он работает на вскрыше. Хотя прошло еще не очень много времени, но видно, что производительность у него выше, чем у экскаваторов со старой системой электродвигателя. Более того, в новом шагающем, благодаря усовершенствованиям, стала еще лучше техника безопасности, что крайне важно на производстве.

Экипаж для номера 31 собирали с других шагающих. Как отмечает руководство – все люди опытные, ответственные. Старшим экипажа назначили Алексея Андрусенко – грамотного и дисциплинированного работника.

- Новый ЭШ 20/90 нам был необходим, - подчеркнул начальник УОГР Андрей Гончаров. - Растет мощность разреза, увеличивается добыча, соответственно, растет объ-ем вскрыши. И поэтому-то нам нужны именно такие экскаваторы. Так как у него больше емкость ковша и длина стрелы, чем у ЭШ 10/70, он работает более широкими заходками, что позволяет сократить объем дополнительной переэкскавации.

Что особо отметил Валентин Романов из усовершенствований в экскаваторе, то, что в кузове установлен отдельный пункт запасовки канатов. Раньше для натяжки канатов машинист управлял механизмами из кабины, а помощники находились в зале, соответственно, возникала большая проблема со связью – рация не особо помогает в таком гуле, и  машинисту приходилось бегать туда-сюда, терять время. Теперь же он может производить регулировку непосредственно с пульта в кузове. А это существенное сокращение временных затрат.

Валентина СОСНОВСКАЯ, «ЧР» №31 от 21 марта 2013 г.

Новости по теме: