Так вот чем занимался Чичиков!

Дата публикации: 24.11.2015 - 03:06
Автор:
Просмотров - 731

alt

В ворота гостиницы губернского города NN въехала бричка. В бричке сидел мужчина, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод…, - старшеклассники седьмой школы на этих словах стали удивленно переглядываться. Ведь им пообещали показать документальный фильм об истории экономики и финансов России, а тут изволь – урок литературы и изучение романа Гоголя «Мертвые души». Ведь кто ж, услышав первые слова фильма, не вспомнил сразу о Чичикове, о двух мужиках с бессмертным диалогом: «Вишь ты, - сказал один другому, - вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?» - «Доедет», - отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» - «В Казань не доедет», - отвечал другой.

Но зря волновались ребята, «колесо» фильма поехало туда, куда нужно. А именно, начав с интриги увлечения Чичикова по сбору «мертвых душ», повествование плавно перешло к истории экономики России в 19 веке.

В фильме рассказано, каким простым довольно образом реализовывалась мошенническая схема с использованием «мертвых душ». У каждого помещика время от времени появлялись такие «души». Перепись населения или, как её называли тогда, ревизия, была раз в пять лет, по итогам которой помещик и должен был выплачивать государству подушный налог. Причем, платить он был вынужден в том числе и за уже умерших крестьян. Ведь в списках-то ревизии они значились живыми!

И вот тогда мошенники придумали ловкую схему, выразителем которой и стал Чичиков. Они скупали эти «мертвые души», а понятно, что помещики не интересовались, с какой целью это делается, и лишь были рады избавиться от лишнего бремени. Мошенник же, скупивший некоторое количество душ отправлялся в банк за кредитом. Под каждую «душу» давалось две тысячи рублей. Так что Чичиков, скупивший двести душ, совершил, как говорится, неплохой гешефт – выручка за них могла составить 200 тысяч рублей. По тем временам огромная сумма!

- Нам о таких вещах не говорили в школе, в институте лишь краем озвучивали, - говорит начальник управления финансового планирования, сводного бюджетирования и контролинга ООО «СУЭК-Хакасия» Александр Гавриленко. - Все было галопом по европам, о всей реформе 1861 года, отмене крепостного права, чем это было вызвано, к каким экономическим последствиям привело. Посмотрев этот фильм, я лично для себя сделал открытие про существовавшую систему залога душ в банки. Да кто из нас не изучал на уроках литературы «Мертвые души» Гоголя, кто не знает про Чичикова, но мы считали, что он покупал эти «мертвые души» для того, чтобы повысить свой статус. А оказалось, что это была ловкая мошенническая схема для получения кредита. Так что мы знали о литературной составляющей романа, но совершенно не подозревали об экономической подоплеке. но ведь это и важно, и интересно для понимания экономики, лучшего знания истории.

В фильме ярко и образно представлена история развития ипотечного института. Сейчас существует мнение, что ипотека - это нечто новое, внедренное нам из западных государств. А между тем, еще в 19 веке система ипотеки, залогов, ссуд, ренты и так далее была хорошо развита в России. И об этом помогает узнать учебный фильм. - Надо сказать, что финансовые институты, система ипотеки, были очень развиты как среди дворянства России во второй половине 19 века, так и со стороны крестьян, - продолжает Александр Гавриленко. - После отмены крепостного права крестьяне активно начали использовать инструмент ипотеки. Были созданы специальные банки: дворянский, купеческий, крестьянский. Причем, у дворянского банка были самые льготные ставки для своих клиентов. Но несмотря на это, огромные суммы были буквально пущены в никуда – на балы, парадные выезды и так далее. Деньги брались под залог земли, недвижимого имущества, но вместо того, чтобы инвестировать полученные средства в производство, сельское хозяйство и так далее, они просто проедались, и в конечном счете это вело к разорению дворян. Многие представители этого сословия так и не научились грамотно пользоваться финансами, впрочем, подобное отношение к кредитам, как мы видим, свойственно и сегодня значительному числу россиян.

Проблема в том, что ни тогда, ни сейчас огромная масса людей даже приблизительно не разбирается в экономике и финансах, не понимает смысла системы. И вот эту брешь в образовании может хотя бы частично закрыть учебный фильм, представленный фондом «СУЭК-РЕГИОНАМ». Чтобы люди, посмотревшие фильм, не только поняли возможности различных финансовых инструментов, представленных сегодня на рынке, – кредитов, займов, ссуд, ипотеки, но и поняли важность ответственного отношения к пользованию этими возможностями. Осознали, что деньги, которые сегодня легко получить в банке или в какой-то кредитной кассе, завтра не просто нужно будет отдать, но и вернуть с довольно серьезной переплатой по процентным ставкам.

- Надеюсь, что эти учебные пособия помогут вам в расширении кругозора, а для кого-то, возможно, просмотр фильма задаст курс в жизни на изучение экономики и финансов, и это станет вашей профессией, - обратился к школьникам Александр Гавриленко. - Этот фильм получил одобрение института экономики Российской академии наук, рекомендуется к использованию на уроках истории, обществознания в учебных заведениях всех уровней. Материал интересный, изложение достаточно доходчивое. Я сам для себя после просмотра открыл немало нового.

- Мы уверены, что эти фильмы будут не просто интересны, но и весьма полезны нашим старшеклассникам, – подчеркнула и.о. директора школы № 7 Черногорска Оксана Журавлева. – В принципе, основы экономики у нас включены в курс обществоведения, который изучается в 10 и 11 классах. Но думаю, что фильмы помогут еще лучше понять ребятам всю сложность финансовой системы, разобраться в тайнах экономики, помогут лучше подготовиться к экзаменам. Поэтому, возможно, эти фильмы будут использованы при подготовке к экзаменам, также учащимися девятых классов. Более того, не исключаю, что после просмотра этих фильмов учителями литературы и русского языка они захотят также использовать их в своих учебных программах. Ведь в иллюстративной части основу составляет литературное произведение.

Стоит отметить, что это уже не первый подобный подарок, который сделал фонд «СУЭК-РЕГИОНАМ» старшеклассникам некоторых школ Хакасии. Три года назад два диска с фильмами «Государственный финансовый контроль» и «Французский тренд» были вручены восьми школам. В этом году диски получили черногорские школы 4 и 7, средние школы Белого Яра, Кирбы, Усть-Абакана, а также школа-интернат в Бее.

Валентина СОСНОВСКАЯ,

фото автора, «ЧР» № 92 от 24 ноября 2015г.

Новости по теме: