Сверлить, пилить, строгать и резать, или Как мальчика превратить в настоящего мужчину

Дата публикации: 03.11.2015 - 05:12
Автор:
Просмотров - 1436

alt

Мастерская Андрея Анатольевича Микрюкова, руководителя кружка «Начально-техническое моделирование», что в «Юном технике», заставлена деревянными корабликами и переполнена миниатюрными автомобилями. На подоконнике расположился «кусочек деревенской жизни» - домик, колодец - все из деревянных реечек, на столе - модель БЕЛАЗа как настоящая, разве что в уменьшенном варианте.

Словом, много всего разного, но сделанного одинаково аккуратно, с душой.

Династия влюбленных

в дерево

Отец Анатолий Иванович Микрюков в свое время работал учителем труда в школе №17, там же учился и его сын Андрей. Тогда-то парнишка и пристрастился наведываться в папин кабинет: то рубанком поработает, то на станке токарном что-то выточить пытается. Кто-то любил гонять мяч во дворе, кто-то - слоняться по улице без дела, а он полюбил мастерить модели из дерева. До сих пор остановиться не может. Оно и не мудрено: дедушка тоже неровно дышал к дереву - был столяром. Так что это уже целая династия, не иначе.

В какой-то момент отец оставил школу и ушел в «Юный техник», директором которого тогда был Юрий Михайлович Юрьев. Он-то и предложил талантливому педагогу стать руководителем кружка моделирования. Потом наступили 90-е - разруха, ни денег, ни работы. Тогда отец и позвал сына под свое крыло, мол, ситуация в стране не сахар, работы нет, а здесь точно при месте будешь. Так Андрей Анатольевич с отцом стали учить мальчишек и девчонок азам моделирования вместе. Отец вел техническое моделирование, сын - начально-техническое. Так продолжалось четыре года, пока Микрюков-старший не отправился на заслуженный отдых, оставив сыну кучу наработок, кипы журналов с чертежами моделей и несколько десятков учеников. С тех пор (а прошло уже 16 лет) ничего не изменилось, даже название кружка.

Модели -

они для красоты

Итак, с чего все начинается, когда попадаешь в это «деревянное» царство? Конечно, с самого простого. Ребята помладше занимаются выжиганием - в классе целая стена занята их работами: мишки, белочки, петушки - это лишь начало. Когда появится навык держать выжигатель, а также уверенность в себе, можно браться за картины посложнее: на стене висят портреты певцов Рода Стюарта, Элтона Джона, Дэвида Боуи. Казалось бы - как? Как можно взять в руки прибор и им нарисовать такую красоту? Предварительно изображение рисуется на фанере карандашом, на этом этапе можно подправлять картинку сколько угодно, что называется, «до идеальности». И лишь потом браться за выжигатель.

Тех, кто занимается уже второй-третий год, потихоньку начинает тянуть к моделям из дерева. В макетном моделировании машины, корабли и самолёты механически не действуют, но зато выполнены с максимальной точностью и реализмом, только в уменьшенном масштабе. В качестве рабочего материала в основном используется дерево мягких пород.

Оттого и набор инструментов, что всегда под рукой, самый что ни на есть обычный для работы с деревом - ножовка, лобзик, молоток, надфили, напильники, стамески, отвертки. Без техники работа бы встала, оттого все здесь привыкли к шуму электролобзика, электрорубанка, шлифовочной машинки, гравировального, наждачного, сверлильного и фрейзерного станков. А еще к запаху лаков и краски, которыми в итоге покрывают изделия, созданные из кедра или липы, - именно эти породы деревьев лучше всего поддаются обработке.

Затратно ли это? Слишком дорогих материалов в мастерской нет. Разве что электроинструменты. Андрей Анатольевич признается, что когда в продаже появляется что-то новое, необходимое для работы с деревом, тут же в глазах загорается огонек: лазерный электролобзик, который позволяет придерживаться ровной линии? Хочу! Новый гравировальный станок? Тоже пригодится!

Торопыги не пройдут

В прошлом году кружок «Начально-техническое моделирование» посещали около семи десятков человек. Возраст юных моделистов начинается примерно с 9 лет, если меньше - то за ними глаз да глаз нужен. Во-первых, опасно - все-таки с тем же выжигателем работать нужно так, чтобы случайно не обжечься, или с той же ножовкой, да так, чтобы по пальцам себе не «пильнуть».

Кому-то даже объяснять ничего не надо - новичок с ходу начинает резать-пилить-клеить, а кто-то и с преподавательской помощью еле-еле эту науку осваивает. Словом, всех детей под одну гребенку не подстрижешь. Пригождаются и знания, полученные на уроках в школе. К примеру, как сделать модель самолета без знания геометрии и без навыков черчения? И крылья кривые будут, и центр тяжести не там, где нужно, и глаз такая модель радовать вряд ли будет.

Ребятня это понимает, но избавиться от самой вредной привычки - эдакой «торопыжности» - не может. И даже если чертить и отмерять многие умеют, то побыстрее закончить с одной моделью, похвастаться перед родными, и приступить к следующей - слабая сторона мальчишек и девчонок. Тут в ход идут убеждения преподавателя о том, что жалеть времени не нужно: трудись над своим детищем несколько уроков или даже месяцев, но в итоге должна получиться вещь с большой буквы.

Миссия «Настоящий мужчина»

Мальчишек в кружок зачастую приводят мамы. За руку. И оставляют наказ: хочу чтобы мой ребенок научился работать руками - пользоваться пилой, строгать и красить. Словом, сделайте из юного геймера, который только в стрелялки за компьютером-то и умеет играть, настоящего мужчину! Чтобы и карниз прибить смог, и табуретку починить.

И начинается в стенах мастерской кропотливая работа: мальчишки пыхтят над деревянными крыльями для самолета и колесами для автомобиля, наставник в это время незаметно «отсекает» от характера каждого «лишнее» - неусидчивость, лень, торопливость. Это почти как алмазы огранять - одно неверное движение, и все испортишь.

Не каждый выдерживает такой «школы жизни», некоторые уходят. Андрей Анатольевич признается, мол, закрадывается, конечно, в душу обида, разочарование от того, что не смог заинтересовать тем, чем сам дышишь, не получилось взрастить в душе нужный интерес. Но есть в этом и плюсы: ты помог маленькому человечку понять, что работа с деревом - не его стезя. Значит, то, к чему действительно потянет, еще предстоит найти. Многие с головой уходят в радиотехнику, в спорт, в науку. Тут главное - не отчаяться, продолжить поиски, а наставник всегда подскажет, куда двигаться и в чем еще попробовать свои силы.

На других посмотреть,

себя показать

Те ребята, которые нашли себя в моделировании (а таких немало, многие уже выросли, но своего учителя не забыли, например, Дима Родякин, Леша Гончаров), к советам преподавателя, конечно, тоже прислушиваются. Отражаются их «прислушивания» в отличных результатах, которые школьники завоевывают на конкурсах разных уровней - от городских до международных. Их, на самом деле, огромное множество, знай только участвуй.

Взять, к примеру, республиканскую выставку технических проектов, в которой наши юные моделисты недавно участвовали. Жюри там требовательное - все-таки конкурсанты съезжаются из всех районов, а номинации - самые разные: авиамоделизм, ракетостроение, кораблестроение и еще много всего интересного. Оцениваются и точность исполнения, и соответствие масштабу, и аккуратность работы, и ее покраска. И несмотря на трудности наши ребята смогли отлично себя показать. Призовые места завоёвывают регулярно!

Андрей Анатольевич и сам в конкурсах участвует, специальных, для преподавателей. Говорит, на это есть несколько причин. Во-первых, мальчишкам пример подавать нужно, на кого ж они равняться будут, как не на преподавателя? Во-вторых, квалификацию поддерживать, доказывать, что ты на своем месте и работу выполняешь как надо - тоже дорогого стоит. На стене висит много грамот и дипломов за призовые места.

Больше всего преподавателю нравится мастерить автомобили - это прямо-таки страсть, которую и не объяснить ничем - есть, и все. Вроде и яхты создает, вот одна как раз на столе стоит, и пароходы, а автотехники все равно больше. Сердцу, что называется, не прикажешь.

- Вы за свою жизнь, наверное, столько моделей всего на свете создали - в маленькой мастерской не уместить! Где ж все это?

- Что-то оставляю себе, многое - дарю, - отвечает собеседник. - Мне интересен сам процесс, еще приятно сознавать, что результат получился действительно достойным. А если так, то модель можно отпускать «в большое плавание» без скрежета в сердце: цель ведь - вовсе не сделать самолетик и благополучно отправить его пылиться на полку. Главное - научить мастерить этот самый самолетик обыкновенного мальчишку, тем самым открыв в нем талант, о котором тот, возможно, даже не догадывался.

Вера ДАНИЛЕНКО,

фото автора, «ЧР» № 86 от 3 ноября 2015г.

Новости по теме: