Страшно быть старшей

Дата публикации: 26.11.2013 - 03:02
Просмотров - 923

 

Некогда праздничный день 7 ноября для старшей по дому Ирины Атюковой был совершенно будничным. Проводилась плановая замена стояков. О том, что часть дня будет отключено отопление в пятиэтажке, жильцы дома были оповещены заранее, на подъездах висели объявления, предположительно, тепло должны были дать в шесть часов вечера. За неделю до этого проведена работа с жильцами, объяснено, почему на верхних этажах жителям надо потратиться и поставить на батареи краны Маевского. Почти все откликнулись. Ключевое слово – почти.

Одна квартира отказалась, тем самым поставив под вопрос и общее благополучие. Ведь если произойдет завоздушивание системы, то тепла ни у кого не будет. Варианта всего два – или стравить воздух в квартире на верхнем этаже, или слить воду в подвал. Но второй вариант обходится недешево, ведь эти кубометры впоследствии раскидываются на всех жильцов. Да и влажный подвал то еще удовольствие! Более того, такой слив вообще против правил.

В октябре в доме уже была аналогичная история: ремонт, завоздушивание, отказ стравить воздух в своей квартире и, в конце концов, слив воды в подвал. После этого старшая по дому еще раз попыталась объяснить жильцам, что они обязаны поставить на батареи краны Маевского. Что это не ее прихоть, а требование технических условий. Вроде бы прислушались…

Но вот ситуация повторяется – 7 ноября рабочие справились быстро, меньше, чем за три часа. На улице тепло, но если не спустить воду, то батареи так и не нальются жаром. Снова все упирается в проблемную квартиру. Однако вместо поиска компромисса и спокойного решения вопроса ситуация стала разворачиваться совершенно по ненормальному сценарию.

Дадим слово Ирине АТЮКОВОЙ: «Сантехники уже врезали постоячные вентили, в три часа включили отопление, но не все стояки включились, на пятом - завоздушивание. Сначала девушка, проживающая в этой квартире, отправилась в ЖЭК, требовать, чтобы немедленно включили отопление. Затем обратилась к старшей по подъезду, и она передала мне это требование. И хотя по всем правилам мы не должны были сбрасывать воду в подвал, я все же договорилась в ЖЭКе, что когда придет сантехник, то пусть он это сделает.

В тот день в нашей квартире проводились сварочные работы, соответственно дверь в подъезд открыта. И вот часа в четыре вдруг врывается молодая женщина, не постучав, не позвонив, и сразу с порога начинает на меня кричать, оскорблять. Сначала я даже не поняла, кто это и что ей нужно.

(Надо отметить, что Ирина Валентиновна - инвалид первой группы по зрению. Видит она очень слабо, из-за проблем со здоровьем вынуждена носить глазные протезы, а это вещь очень хрупкая. Поэтому передвигаться Ирина Атюкова привыкла с особой плавностью, чтобы случайно не повредить протезы, прим.ред.)

А мне в лицо все продолжали и продолжали лететь обвинения и оскорбления. И «тварь» я, и самозванка, (впрочем, были оскорбления и похуже, однако из соображений цензуры не будем приводить полный перечень, прим.ред.) Вставить слово было невозможно, хотя я пыталась. Муж вышел, говорит, мол: «Что раскричалась»? Тут она разворачивается и, уходя, изо всех сил толкает нашу дверь, которая ударяется о соседнюю. Там подумали, что у нас что-то взорвалось! Да она и сейчас, слышите, как стукает. (Так вот в чем дело, а я не могла взять в толк, кто постоянно приходит и уходит, не показываясь в комнате, оказывается, покалеченная дверь вздрагивает от каждого сквозняка и громко заявляет о своей ущербности, прим.ред.).

Как я сказала, сброс воды в подвал все же решили сделать. Пришел сантехник, и мы пошли к пятому подъезду. Ума не приложу, почему я с ним не спустилась?! Зачем наверху осталась?! Словом, он работает внизу, я стою у подъезда. И тут выходит эта женщина и опять начинает на меня кричать, оскорблять, теснить, угрожать. Я пыталась объяснить, что вода сливается. Потом вообще перестала что-либо говорить, без толку, не слышит она меня. И вдруг совершенно неожиданно она ударила кулаком мне в лицо.

Сразу я даже не поняла, что произошло. Полный рот крови. Самое поразительное, в это время мимо проходил какой-то мужчина, я к нему обратилась, мол, будете свидетелем, а он в ответ: «Я не буду свидетелем, это моя дочь, и если она ударила – значит, за дело. А ты чтоб через 15 минут дала отопление в квартиру моих детей». Он не ругался, но во всем поддержал дочь, мол, все правильно сделала.

Тут вышел слесарь и попросил ключи от подвала, которые были у меня в руке. Только чувствую, в руке нет ключей. Я начала на ощупь искать их на земле, и вдруг наткнулась на свой глазной протез, даже не заметила, когда он выпал. Понимаете, для меня это были не просто удар и оскорбление, а прямая опасность для здоровья. Из-за инвалидности у меня достаточно жесткие ограничения, а тут такое…

УРОК

В тот же день Ирина Валентиновна написала заявление в полицию, решив, что просто так нельзя оставлять эту совершенно дикую историю. И дело не только в боли и обиде, не в разбитой двери и испорченном протезе, хотя и с ним хлопот будет немало. Во-первых, стоит он отнюдь не копейки, во-вторых, изготавливают их лишь в Красноярске, а очередь такая, что месяцем-другим вряд и обойдется.

- Понимаете, ведь это же не рядовое событие, мол, одна женщина другую ударила, - говорит Ирина Атюкова, - хотя и это само по себе ненормально. Как можно поднять руку на человека, тем более в возрасте! Проблема в том, что мы, старшие по дому, ничем не защищены. Все держится лишь на энтузиастах. После этого случая я, конечно, перестану быть старшей. Да и давно пора, ведь 17 лет уже в этой добровольной должности! Но придет вместо меня другая, и где гарантия, что ее так же не ударят?

Думаю, каждому нормальному человеку ясно – пускать кулаки в ход нельзя. И тем более дикость – поднять руку на женщину в возрасте, да еще и имеющую проблемы со здоровьем. Ну а для тех, кто не понимает элементарных вещей, существуют органы правопорядка, они доступным образом могут объяснить: за нарушение норм общежития – кара. Так что правовую точку в этом вопросе поставит суд. На момент публикации статьи, по крайней мере, один материал участковый уполномоченный уже передал туда.

А вот вопрос защиты старших по дому, других общественников стоит того, чтобы о нем поговорить поподробнее.

 

 

 

ОДНА, И БЕЗ ОРУЖИЯ

Информация о нападении на Ирину Атюкову быстро стала расходиться по городу. Старшие по дому отлично знали коллегу, еще бы, столько лет вместе. Жильцы пятиэтажки также не остались в стороне.

- Конечно, мы возмущены, - поделилась со мной на улице одна из хозяек квартир. – Ведь Ирину Валентиновну мы знаем много лет, уважаем. Может, если б была какая другая женщина на ее месте, еще можно было подумать, что она сама вызвала конфликт, но не Атюкова. Она всегда такая спокойная, столько делает для нашего дома, и как теперь будет дальше, даже не представляю. Не думаю, что найдется много желающих стать старшей.

Есть разные старшие по дому. Одних, после выборов, не видно и не слышно, вроде, как и нет их, другие же твердой рукой ведут дома сквозь бури коммунальных реформ. И все настолько привыкают полагаться на таких рулевых, что не замечают усилий последних, вспоминая лишь тогда, когда вдруг выясняется – а старого-то старшего больше нет. И тут же отчего-то в подъездах становится темно, хотя прежде лампочки сами по себе своевременно заменялись. Расход воды по ОДН достигает космических масштабов, но никто не может понять, отчего так происходит. Да мало ли сколько бед еще может обрушиться на дом, оставшийся без хозяина!

К слову сказать, пока мы беседовали с Ириной Валентиновной, периодически раздавались телефонные звонки, и старшая по дому, пока так и не ставшая бывшей, продолжала разруливать ежедневные проблемы.

- Саша, сейчас электрики подъедут, - обращается к мужу, - пусть они лампочки в четвертом подъезде вкрутят и в подвале…

Мужчина открывает дверцу шкафа в коридоре, и я вижу множество ключей. Несколько озадаченно интересуюсь у хозяйки, мол, зачем столько?

- Здесь и от подвалов, и от чердаков, - охотно поясняет она. – Многие жильцы мне дали дубликаты ключей от своих квартир. Бывает, что звонят, один утюг забыл выключить, второй окно открытым оставил. И я вскакиваю, бегу, выключаю, закрываю…

Да, везет тем домам, где есть такие старшие! Сколько раз я с паническим страхом старалась вспомнить, точно ли выключила конфорку? Или сломя голову летела закрывать окно, если вдруг начиналась буря. А тут все просто – взял, позвонил, попросил.

- Было трудно поверить, что ударили такого человека – который столько лет уже работает старшей по дому, столько сил отдает ему! – эмоционально говорила председатель ТОС «Шахтерский» Наталья Касьянова. - Она всегда так переживает, чтобы в доме было все хорошо, чтобы отопление дали вовремя. Я даже не представляю, как такое могло случиться. Да, работа у нас неблагодарная, держится исключительно на энтузиазме, и каждого сложно, если не невозможно заменить. Некоторые люди не понимают, считают, что работать старшим по дому легко, но, уверяю, это не так. Сколько сил, времени да и своих денег на это уходит. Ведь никто нам не оплачивает бензин, когда мы мотаемся по городу, а то и в Абакан по делам дома ездим - то в Роспотребнадзор, то в жилинспекцию. А таких старших по дому, как Ирина Валентиновна, вообще мало!

Пятиэтажка, которой уже почти два десятка лет командует Ирина Атюкова, не новая, но выглядит вполне прилично, в том числе благодаря заслугам и заботам старшей. Это только несведущему человеку может показаться, что никаких особых хлопот общественная должность не доставляет. Мол, проводи раз в год собрания жильцов, и все. В этом-то и отличие хорошего старшего от выбранного по принципу – ну кого-то надо назначить, хоть монетку кидай.

А учитывая, что с годами дома не молодеют, то наличие ответственного рулевого превращается из дела желаемого в необходимое. Не будет его – дом раньше времени начнет рушиться.

Не секрет, что большинство из нас поддерживает порядок лишь в собственных квартирах, а дом тем временем разваливается. Когда наступает критическая точка, люди начинают писать жалобы и письма, устраивают собрания, и в лучшем случае, какая-то часть проблем на время снимается. Но при этом в целом вопрос не решается. И возьму на себя смелость утверждать, что пока не будет хорошего старшего по дому, то и не решится. Должен быть координатор, хозяин, который честно станет следить за порядком и требовать от других выполнения правил.

Возникает два вопроса – как найти такого старшего и как удержать. Дело в том, что на сегодня старшие по дому практически не имеют никакой выгоды от своей работы. Должность общественная, максимум - льготы при оплате, а это всего-то рублей 300. К слову сказать, в случае с Ириной Атюковой и это не срабатывает, они с мужем и без того льготники, так что трудится она совершенно бесплатно.

Сам собой напрашивается вопрос – а зачем тогда нужно этим женщинам (мужчин я что-то среди старших по дому не встречала) лишние заботы и хлопоты?

- Я работаю старшей не так давно, - говорит Татьяна Журова, - и хотела бы уйти с должности, но на кого оставлю своих бабушек? Кто о них-то позаботится? Хотя, конечно, надоело все это, с людьми работать тяжело, и угрожают, и оскорбляют, проблем очень много. Но понимаете, мы, наверное, так были воспитаны, чтобы думать не только о деньгах и о себе.

Ей вторит Валентина Горбатовская:

- Да, можно отказаться, насильно никто не удержит, ну а дальше-то что? Кто поможет старикам, молодым, живущим в доме, кто решит проблемы, защитит права? Вот и приходится нам год за годом быть старшими, вкладывать душу в дом. Да, бывает неприятно, да, мы не защищены. Порой приходится и в квартиры к наркоманам подниматься, требовать, чтоб они коммуналку оплатили, страшно, а выход где? Кто за нас это сделает? Единственное, я считаю, власти должны придать нам какой-то более весомый статус, чтобы у нас была защита и от ругани, и от нападений.

Понятно, что с кондачка проблему не решить, но и игнорировать ее, в конце концов, себе дороже выйдет. Уйдет старое поколение, которое пока еще защищает права не только собственные, но и общественные, а кто придет им на смену?

- После этого случая я окончательно решила, все, с меня хватит, ухожу, и пусть будет как получится, - заявила Ирина Валентиновна. – Сколько можно терпеть такое отношение, да и здоровье не железное. И другим скажу, пусть тоже уходят, нельзя так с людьми обращаться!

- Ну-ну, а как весна наступит, опять отправится к своим клумбам цветы во дворе сажать, за домом следить и хлопотать, сколько раз уже это проходили, сколько лет обещала уйти! – вступает в разговор муж. – Вон уже опять из соседнего подъезда приходили, уговаривали, чтоб осталась.

- На этот раз уйду. Точно, – решительно говорит Ирина Атюкова. – А может, и нет, на кого ж я бабушек оставлю, одни ведь они…

Валентина СОСНОВСКАЯ

 

 

 

От редакции: приглашаем к обсуждению этой проблемы всех жителей города. Что можно изменить в данной сфере? Какие шаги необходимо сделать, чтобы старшие по дому обладали большей защищенностью? Как в дальнейшем не допустить подобных историй? Ждем ваших звонков и писем.

«ЧР» №141 от 26 ноября 2013 г.

Новости по теме: