Старый базар

Дата публикации: 01.07.2016 - 09:29
Автор:
Просмотров - 717

alt

видел народ с фиксами, фронтовиков без рук и ног...

Старый колхозный рынок, или как его раньше называли – базар, представлял собой огороженный прямоугольник 90х80 метров. Располагался он между улицами Базарная и Цэсовская (ныне Орлова) перед стадионом «Шахтер». Улица Садовая прямо упиралась во входные ворота рынка.

Базар был образован в середине 30-х годов прошлого века. На рынке находились с правой стороны - парикмахерская и фотоателье, а с левой - деревянное здание столовой. Пивной бар, мясной павильон с подвалом, холодильником, заполненным глыбами льда для летнего времени. Чуть ближе к центру стояло несколько деревянных ларьков, а по центру стояли три открытых ряда деревянных прилавков со скамьями для продавцов. Они были сколочены из строганых тесовых досок, закрепленных гвоздями на вкопанные в землю невысокие столбики. Вот и вся планировка и архитектура старого базара.

По выходным дням торговавшие раскладывали на прилавки свой товар: одежду, обувь, домашнюю утварь, детскую одежду и все то, что можно было продать или обменять на продукты питания, особенно в военное время.

Поначалу все, что продавалось, было б/у, так как промышленность до войны и во время войны не справлялась с запросами населения. Только в 50-е годы в магазины стали поступать товары промышленного производства. Среди толкавшихся по рынку, особенно в выходные дни, кроме покупателей и просто зевак, прогуливались представители воровской элиты – карманники, их еще называли щипачами, выискивавшие свои жертвы. Здесь же проворно торговали дефицитом спекулянты, или как мы их называли барыги. Крутились перекупщики и шулера, наперсточники и многие из тех, кому дома было делать нечего.

В 50 - 60-е годы у жителей города обязательным ритуалом было в выходные дни посещать рынок. Что-то присмотреть для дома и семьи и приобрести. Это было наподобие того как в царское время семьи посещали; церковь. В общем, базар посещал разный люд. Закупали карманами семечки и орехи и ходили по рядам, лузгая их, сплевывая шелуху под ноги.

За воротами рынка продавали домашнюю птицу, поросят, телят и коров, иногда лошадей, фураж для скота, сено, овес. Зимой продавали замороженные: молоко, облепиху, бруснику, а летом - лесную ягоду: черемуху, смородину, малину, клубнику; муку, масло. Этот товар всегда был востребован покупателями. Внутри рынка кроме тряпья продавались патефоны с пластинками, велосипеды, швейные машинки, иногда наручные послевоенные часы с маркой «Победа». Здесь можно было найти сапожника, чинившего сапоги, валенки, ботинки.

В 40 – 50-е годы в городе сложилась серьезная криминальная обстановка. На сотрудников отдела милиции, созданного в 30-х годах, выпало время испытания на прочность. Первые его руководители Н. Щербань, М. Донзеленко, Н. Кутявин с небольшим своим штатом, состоявшим вначале из 8-ми человек, а затем из 20-ти сотрудников, несли нелегкую службу по охране жизни и здоровья людей, обеспечивая общественный порядок.

У истоков черногорской милиции стояли бывшие участники ВОВ.Наиболее заметной фигурой среди сотрудников уголовного розыска был Иван Иванович Разгонов, начавший свой путь с участкового 9-го поселка, а затем возглавивший уголовный отдел. За выслугу лет по борьбе с бандитизмом, грабежами и разбоем он был награжден Министерством внутренних дел орденом Красной Звезды.

Особенно было тяжело после 1953 года, когда по амнистии из черногорских лагерей выпустили бывших заключенных. Многие из них осели в городе, некоторые женились на местных женщинах, у которых мужья погибли на фронте. Не все влились в мирную жизнь, кое-кто не забывал свои уголовные и воровские наклонности.

Уголовная прослойка среди населения города создавала головную боль милиции. Много было воровства, грабежей, убийств и хулиганства. Бывшие уголовники выделялись среди работяг своим одеянием. На ногах у них были всегда хромовые сапоги, а зимой белые бурки, ходили в драповых пальто, макинтошах, в шляпах или в фуражка-шестиклинках. Непременной визитной карточкой во внешности представителей криминалитета было наличие одной или нескольких золотых коронок (фикс) на передних зубах. Наиболее криминальными районами в Черногорске считались 9-й, Южный, Майский, 8-й шахты поселки.

Сразу после войны на базаре появились местные инвалиды – фронтовики, без рук, без ног. Они на своих самодельных тележках на шарикоподшипниках прибывали на рынок и занимали места сразу у входных ворот рынка. У некоторых на груди гимнастерок висели боевые награды («За отвагу», «За взятие города… или за оборону…»). Кто умел играть на гармошке, брали с собой и под ее аккомпанемент исполняли фронтовые песни. Около них всегда толпились люди и бросали монеты в консервные банки, прикрепленные к гармошке.

Туда приходила всегда моя бабушка Анастасия, которая потеряла своего последнего младшего сына Александра на фронте. С собой она брала меня, слушая инвалидов, она плакала, вытирая слезы концами головного платка, и бросала монетки в кружки. Со временем инвалиды исчезли - либо спились, либо умерли. На рынке присутствовали местные самодеятельные художники, которые продавали свои «шедевры».

Около пивнушки и внутри ее толкались завсегдатаи. Пиво подвозили в деревянных бочках емкостью 150 литров. Продавец выбивал внутрь бочки деревянную пробку и вворачивал в отверстие ручной насос, с помощью которого закачивал внутрь воздух, повышая давление в бочке, и пиво само выливалось через кран в граненую стеклянную кружку емкостью 0,5 литра. Жаждавшие, не давая осесть пене и долить до краев, выхватывали кружку из рук продавца и опорожняли ее.

Торговля шла бойко и споро. Продавец с каждой бочки имел хороший навар. В толпе завсегдатаев часто возникали споры и скандалы, доходило до драк. Сильно пьяных выбрасывали на улицу. И так повторялось изо дня в день. Никто на это не обращал внимания.

Постепенно со временем все это ушло в прошлое, менялись люди. В магазинах появились новые товары, на базар стали меньше ходить, но и там стали предлагаться совершенно другие товары. Люди зажили богаче. Стали продавать персидские ковры, мотоциклы, автомашины, полированную мебель, спальные гарнитуры вместо ушедших в прошлое металлических кроватей, этажерок, тумбочек, буфетов. Появились мебельные стенки, книжные шкафы и т. п.

В общем, в 80-е годы базар преобразился. Были построены магазины мебельный, хозтоваров и стройматериалов. Постепенно старый базар себя изжил. Вместо него был построен новый крытый колхозный рынок по улице Линейная напротив автовокзала. Но он у черногорцев не прижился, и это здание было передано министерству спорта Хакасии для создания на его базе спортивного зала восточных единоборств. А вместо него появились в городе три небольших рынка - около магазина «Стрела» по улице Советская, у магазина «Саяны», у здания быткомбината по улице Юбилейная. На пустыре, напротив бывшего комбината ПКСО, был создан большой авторынок, на котором по выходным дням собираются владельцы сотен автомобилей бывших в употреблении на продажу со всей Хакасии и даже Красноярского края. Так завершилась 50-летняя история черногорского базара.

Валерий Чубриков, краевед, член литературного клуба «Уголек», май, 2016. «ЧР» №51 от 28.06.2016 г.

Новости по теме: