Солярка, будь она неладна, бьЕт рекорды

Дата публикации: 28.02.2013 - 02:38
Автор:
Просмотров - 714

alt

Антимонопольная служба – ведомство строгое. Многие убедились: там не только пальцем погрозить могут, предупредив по-отечески: «Не нарушай больше, дружок», но такие штрафы имеют право назначить – от нулей в глазах потемнеет. И тенденция такова, что государство даёт службе всё больше полномочий, увеличивая при этом размеры штрафов.

Громкие «электрические» дела

Взять хотя бы  два громких дела в отношении энергетиков. Пара нарушений потянула… на 69 миллионов рублей. Руководитель УФАС по Хакасии К.А. Лебедева и заместитель руководителя О.В.Широкова на пресс-конференции пояснили:

- В первом случае Арбитражный суд РХ вынес решение о штрафе в 34,5 миллиона из-за затянутого на несколько месяцев процесса подписания договора о технологическом присоединении к электросетям. Речь о застройщиках культурно-развлекательного центра в Абакане на улице Стофато. Для решения вопроса они обратились в Абаканские электрические сети, а те, в свою очередь, предоставили пакет документов в вышестоящую сетевую организацию – филиал «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго». Подписание договора было затянуто на несколько месяцев, что, как утверждают застройщики, повлекло удорожание проекта на миллионы рублей. Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) признало энергетиков злоупотребившими доминирующим положением.

К слову, в правительство РФ, с подачи антимонопольной службы России, внесён проект постановления,  призванный упростить условия  подключения пользователей к электросетям. Электрическая инфраструктура должна стать доступной, а этапы присоединения, время их прохождения и затраты заказчиков предлагается существенно сократить.

Во втором случае громадный штраф в 34,5 миллиона был назначен по результатам проверки в Черногорске. Владелец частного дома уже пользовался электричеством, он обратился к энергетикам с целью увеличить мощность. А они выставили ему, в ответ на заявление, ряд условий. Владелец дома должен был установить выносной шкаф со счётчиком на улице (раньше он располагался в тёплом гараже, доступ контролёрам, как объяснил хозяин дома, обеспечивался без проблем). Кроме того, владельцу дома объяснили, что ему необходимо выкопать кабель, проложенный под землёй, и протянуть его к указанному месту – к соседнему столбу. И всё за свой счёт.

- Мы сочли, что со стороны сетевой компании, занимающей доминирующее положение на рынке, такие действия нельзя назвать обоснованными, на наш взгляд, они избыточны, - подчеркнула О.В.Широкова.

Заметим, что пресс-служба «Хакасэнерго» комментирует произошедшее так: «Данная ситуация неоднозначна и может существенно осложнить работу электросетевого предприятия. Сумма штрафа весьма значительна, она составляет более чем четверть от всей годовой ремонтной программы компании.  Если денежные средства «уйдут» из Хакасии, от этого потеряют в буквальном смысле все — и потребители, и энергетики. Юристы «Хакасэнерго» считают, что решение суда должно быть пересмотрено. Они решительно настроены его обжаловать».

Представители антимонопольного комитета на пресс – конференции подтвердили: для обжалования громких «электрических» дел есть время, возможно, в суд поступят возражения по поводу принятых решений.

 

Нет тепла – пишите

Коммуналка тоже в поле зрения антимонопольщиков. К примеру, в Абакане летом, чтобы дождаться горячей воды из-под крана, надо терпеливо спускать холодную, не обращая внимания на то, что колёсики счётчиков крутятся во всю прыть. УФАС называет это некачественной работой ресурсоснабжающей организации, их специалисты выносят предписания, наказывают виновных штрафами. Тем самым подвигают быстрее решать проблему, от которой устали многие абаканцы. Было установлено, что на границе ответственности между управляющими компаниями и Абаканскими тепловыми сетями температура воды – ненадлежащего качества, недостаточно горячая. В настоящее время уже разработан комплекс мероприятий для устранения нарушений, в том числе – по циркуляционному режиму работы сетей летом.

Мы поинтересовались, с какими коммунальными проблемами в службу могут обратиться простые люди и каков алгоритм их действий. Выяснилось, что поводами для обращений могут стать злоупотребления тех организаций, которые предоставляют коммунальные услуги – тепло, воду, электроэнергию. Обращаются и те, кто не может разобраться с начислениями по общедомовым приборам учёта. К примеру, уже были возбуждены дела по поводу того, что управляющие компании делали расчёты по нормам потребления, невзирая на то, что счётчики в домах уже были установлены.

Порядок обращения простой: с письменным заявлением или через систему обратной связи, которая есть на сайте ведомства. Для рассмотрения жалоб предоставляется 30 дней, с возможностью продления срока в сложных случаях. К заявлениям желательно приобщить счета, деловую переписку, любые документы, подтверждающие злоупотребления.

 

Вот если б без посредников…

Бензиновые страдания – тоже антимонопольная тема. Ситуацию на рынке нефтепродуктов в службе отслеживают ежедневно, как в розничном, так и в оптовом секторе. - Результаты наблюдений, - заметила К.Лебедева,  позволяют констатировать, что розничная цена бензинов осталась на уровне декабря 2012 года. Хотя ранее были зафиксированы три волны нарушений.

- Почему же так выросла цена на солярку? – не успокоились журналисты. - Топливо, которое всегда стоило гораздо дешевле бензина, теперь «золотое».

- Хозяйствующие субъекты, которые на этом рынке действуют, объясняют: топливо сейчас зимнее, оно дороже, - последовал ответ.

А на вопрос о ежегодном росте цен на заправках представители УФАС пояснили:

- Сейчас при реализации нефтепродуктов много посредников. Чтобы изменить ситуацию, антимонопольная служба предложила законопроект, который мог бы дать ответы на многие вопросы. Но его очень долго обсуждают, не можем дождаться итога.

Раскрутили хакасские антимонопольщики и дело с незаконными надбавками на авиационное топливо. Дело в том, что авиакомпании получали счета за авиакеросин, за услуги по заправке и хранению топлива. Общая сумма облагалась НДС, тогда как данная накрутка, по мнению специалистов службы, должна присутствовать только в части реализации авиакеросина.

 

За нарушения на торгах – в чёрный список

Торги сегодня  стали неотъемлемой частью работы предприятий, предпринимателей. А значит, добавилось хлопот по их проверке. Из 12-ти рассмотренных в прошлом году дел в четырёх были обнаружены нарушения. В частности, отсутствовало обоснование начальной максимальной цены контрактов, было выявлено несоответствие документации при размещении заказов.

- Многих удивил случай, когда один из участников торгов в наименовании предмета аукциона заменил одну букву на латинскую. Из-за этого найти аукцион в интернете было проблематично. Впрочем, один из предпринимателей всё-таки разгадал, в чём тут секрет, и написал нам жалобу. Мы рассмотрели её, отменили торги, суд нас в этом поддержал, - рассказала К.А. Лебедева.

Кроме того, УФАС было рассмотрено около 40 обращений по поводу некачественного выполнения услуг или заказов. Провинившиеся фирмы включают в реестр недобросовестных поставщиков. Это, надо сказать, отрезвляет, поскольку попавших в такой реестр на два года лишают права участия в торгах. Один из свежих примеров – когда в «чёрный» реестр попал участник, который предоставил заказчику поддельную банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения государственного контракта.

 

Вместо флэшек и термосов - салфетки

От наших читателей мы адресовали представителям антимонопольной службы вопрос о подарках, которые пообещала одна из заправочных сетей своим клиентам. Если человек заправляется по карте, ему начисляются баллы. Их обещали обменять на вполне осязаемые товары - фонарики, шапки, флэшки и т.д. Вскоре список товаров изменили - они существенно «подорожали», и вместо прежних 2-4 тысяч баллов теперь значатся цифры до 7 и более тысяч. А товаров и прежних не было видно, и новых тоже нет, на прилавках одни салфетки для участников акции выставлены. Представители службы взяли вопрос на заметку: «Разберёмся и ответим».

 Марина Кремлякова, «ЧР» №23 от 28 февраля 2013 г.

Новости по теме: