Сочинения... под копирку

Дата публикации: 23.06.2016 - 04:45
Автор:
Просмотров - 742

alt

Вот и почти пролетел первый месяц лета, как это обычно бывает, стремительно и незаметно. Для сегодняшних выпускников он, пожалуй, оказался самым трудным в жизни. ЕГЭ, репетиции, сбор документов для поступления и многое другое - все это наводило на вчерашних школьников тревогу. Не меньше волнений принесло и ожидание результатов. По русскому языку и математике они давно известны, но вопреки здравому смыслу, от этого не становится легче. И даже высокие баллы не могут унять тревогу. А именно - тревогу за наш родной русский язык, его будущее и настоящее.

ЕГЭ по этому предмету условно можно разделить на две части: задания с кратким ответом и сочинение. Но если в точных и естественных науках первая часть оправдана, то в гуманитарных кажется абсурдной. Не зная правил русского языка, полагаясь лишь на интуицию, можно дать пусть и не все, но большинство правильных ответов. Эта лишь первая из причин, почему теряется элемент обучения. Вторая - это то, что каждый вопрос имеет определенную тематику, например, задание №5 всегда на паронимы, а задание №8 - гласные в корне. Экзаменуемому достаточно узнать, какие правила требуют от него разработчики, и тогда можно махнуть рукой на все остальные. Но это даже не самое страшное…

Требования ко второй части экзамена поменяли все мои представления об образовании. До подготовки к ЕГЭ я относилась к написанию сочинений как к интересному, творческому процессу, но оказалось, что ни использование эпитетов, ни метафор, ни других стилистических приемов не влияет на результат, а наоборот, может только усугубить ситуацию. Также приветствуется использование клише, что уничтожает творчество на корню. Дошло до того, что до экзамена у каждого выпускника был один и тот же план сочинений, где каждый абзац начинался стандартно. Например, вступление у большинства ребят было таким: «В тексте…[автор] поднимается проблема…[проблема]».

Скучно? Еще как! Не представляю, каково было проверяющим читать десятки одинаковых сочинений. А самое главное, сочинений, на обдумывание которых ушло минимум сил.

Наверное, давно пора задаться вопросом, не обедняем ли мы этим наш великий русский язык?!

Василиса Дзюба, выпускница лицея. «ЧР» №№49-50 от 23 июня 2016 г.

Новости по теме: