Школа есть, но вата в пластиковых окнах портит настроение

Дата публикации: 22.11.2013 - 03:01
Автор:
Просмотров - 731

alt

Новая школа, которую с таким нетерпением ждал город, открыта. Ленточка перерезана, начались уроки, прошла эйфория. Что же мы видим сегодня?

«Новый кафтан» учебному заведению действительно был ой как нужен, - делится Наталья КИСЕЛЕВА, директор школы №7. - Вот только чем это обернулось на деле, каким получился ремонт, умеем ли мы, получив хорошее финансирование, обрести в итоге хороший результат – добротное здание без сучка и задоринки?..

В следующем году у школы №7 юбилей – ей исполнится 80 лет. То, что здания – главное и спортзал - уже давно просили внимания, было понятно: они находились в аварийном состоянии. Из-за трещины на стене спортзала школьники год не занимались физкультурой, библиотеку тоже не стали восстанавливать – снесли, и дело с концом.

Сносить нельзя построить новоегде поставить запятую?

Три года назад началась почти драматическая история под названием «Глобальный ремонт школы». С отступлениями, сложностями, перипетиями – все как положено в подобных случаях. Длится она, к слову, до сих пор, хотя буквально на днях ребята смогли наконец-таки сесть за парты.

После проведения экспертизы старого здания стало понятно, что вложений требуется много – деревянные балки перекрытий трескались, вентиляция отсутствовала, из каждого окна дуло так, будто его нет. Мнения разошлись: «откапиталить» школу или сравнять с землей и на этом месте возвести новое, современное, отвечающее всем требованиям здание?

- Да, жалко было бы потерять историческую составляющую, - делится волнениями Наталья Владимировна, - в годы Великой Отечественной войны здесь располагались и Бирмская летная школа, и госпиталь. Но в то же время большинство родителей и учителей понимало, что новое есть новое. К тому же теперь все переживают из-за спортзала – его нам придется ждать еще долго.

Историческую основу школы сохранили. Спортзала действительно пока нет, молодой и перспективный преподаватель Дмитрий Детцель вместе с ребятами вынужден заниматься в спортивной школе, что неподалеку. Впрочем, 10 минут ходьбы – не принципиально, можно пока и этим вариантом обойтись.

- Проект, по которому делали ремонт, разработали специалисты из Томска, со второго раза он прошел экспертизу, - вспоминает директор. – Однако впоследствии родилось столько проблем, о которых на стадии проектирования никто и подумать не мог… Сейчас даже не верится – неужели все это подошло к финалу?

Вообще-то о финале пока говорить рано, но сделано действительно много. Кстати, ударная часть работ пришлась как раз на последние месяцы перед открытием – все как обычно.

Первым делом взялись за полы – их планировалось поменять только в коридорах. Когда начали вскрывать старье, поняли – малой кровью не отделаться. Деревянные балки перекрытия были надтреснуты, причем не поперек, а вдоль. Стало ясно: менять нужно все. На одной из стадий ремонта от школы оставались лишь стены (!) – настолько масштабного восстановления требовало здание. Строители говорили, что где-то, конечно, были погрешности, но в целом кирпич неплохой – тогда строили на века. К тому же все здание по периметру усилено металлическими балками. Вердикт уже обновленной школе: простоит не меньше, чем простояла до этого.

- Рады тому, что удалось сохранить конфигурацию стен: все выступающие колонны хотели сравнять «под одно» - так проще, дешевле. Отстояли свое мнение и остались при родных стенах, - говорят учителя.

Количеством взять, да качеством смять

Качество выполненных работ – разговор отдельный, и именно это стало причиной мыслей, приведенных в начале – «а надо ли было?..» Дело в том, что свое дело (не очень хорошее, к слову) сделала система аукционов - часто выигрывает тот, кто предложит наименьшую сумму. Как оказалось, в ущерб тому самому качеству.

Особо не повезло с окнами. Только представьте: в новехоньких пластиковых окнах… торчит вата! Подрядчик, который устанавливал их, по иронии судьбы оказался выпускником седьмой школы: «Выпускники разные бывают! Одни здорово помогли, другие – оттянули назад».

- Мы уже после поняли и задумались: а зачем сделали все окна открывающимися? Хватило бы и двух таких окошек – в начале и в конце коридора. Так нет, изготовители это не подсказали. А учесть каждую деталь, каждую мелочь учителям, у которых нет строительного образования, нереально.

Зато педагоги до сих пор благодарят подрядчика, который за очень короткое время почти в прямом смысле заменил зданию «скелет»: еще в мае внутри не было ни одной стены, ни одной перегородки, стояли лишь голые столбы. Успеть столько сделать казалось невозможным, однако, есть еще на свете добросовестные работники, которые готовы выложиться на сто процентов и даже чуть-чуть больше, если того требует ситуация.

При первом посещении обновленного здания бросаются в глаза батареи, расположенные под злополучными окнами – где-то они вплотную прилегают к стене, где-то отстают этак на 15-20 сантиметров. Переваривать конструкцию системы приходилось не раз, отсюда и погрешности. Словом, эстетика хромает.

А все потому, что ремонт шел не в той последовательности, которая была предусмотрена в проекте. Дело обстояло примерно так: поступила часть денег – сделали какую-то работу, поступила другая – продолжили начатое, и дальше – в том же духе.

Споры вызвал и фасад здания. Суть в том, что в плане было заложено самое элементарное - заштукатурить-побелить и дело с концом. «Это ведь будет вечная головная боль – постоянно подкрашивать, забеливать…» - беспокоились и учителя, и родители.

Все разрешилось само собой. Когда школу посещал глава Хакасии Виктор Зимин, он спросил, мол, фасад-то, надеюсь, будет современным?.. Все переглянулись, понимая, что штукатурку современным фасадом не назовешь, и ответили: «Конечно!». В проект были внесены изменения. Денег на дополнительные расходы пришлось подождать, зато сейчас школа радует глаз. Правда, пока только со стороны парадного входа. А «с тыла» взору предстают лишь заштукатуренные стены. Когда-нибудь и их обещают сделать красивыми.

Кабинетов - меньше, зато столовая - больше

На фоне недостатков и достоинства смотрятся ярче. В каждом классе теперь есть умывальник – этого требуют санитарные правила и нормы. Правда, горячей воды в них до сих пор нет (в отличие от всей остальной школы) – проблема с теплообменником как раз решается.

В просторных классах, кажется, никогда не было столько света:

- Кабинеты наконец-то всем требованиям будут отвечать! - радуются учителя. – А то раньше проверяющих старались приглашать или уже когда рассвело, или когда еще не стемнело.

От этого самого света порой некуда деться – нужны жалюзи. Их школе помогают выбирать родители – тратят свое время, ищут, где цены «не кусаются», звонят директору, советуются. Словом, стремятся помочь школе. Понимают, что где-то нужно и свои силы приложить.

Многие «мелочи» учесть все-таки удалось. К примеру, вовремя вспомнили про доски. Дело в том, что проектом они не были предусмотрены – стены гипсокартонные, и впоследствии элементарно вкрутить болты было бы проблематично. Поэтому еще когда строители возводили стены, директор попросила установить деревянные рейки для крепления школьных досок. Сделали. Сейчас доски висят там, где им и положено.

Учителя сохранили не только доски: некоторые парты выглядят так, будто только вчера сошли с конвейера. Но это просто-напросто результат бережного отношения.

На первом этаже расположилась современная раздевалка. Через стойку видны куртки и (на специальных крючках) … пакеты?

- Это у нас все с собой сменную обувь носят, - объясняет Наталья Владимировна. – Переживали, что ничего не выйдет – ан нет, получилось. Пол теперь чуть ли не блестит, в кабинетах грязи нет. Кстати, вешала нам сделали в долг. Все-таки если с одними подрядчиками очень НЕ повезло, то на других мы просто нарадоваться не могли.

В другом крыле – обновленная столовая: просторная, удобная. В годы войны тут была операционная, уже в наше время – кабинет директора. Теперь все изменилось. Новое оборудование, удобные столы и стулья – чистота и красота.

Учебных же кабинетов не прибавилось, а даже наоборот – было 17, стало 12. Приходится пока учиться в две смены. Не очень удобно, но ничего не поделаешь. «Надеемся, что отремонтируем здание мастерских, и там тоже можно будет заниматься».

В седьмой школе очень чтят свою историю. Во дворе стоит что-то загадочно укутанное на несколько раз. Это – постамент, основание для обелиска, который будет посвящен курсантам Бирмской авиационной школы. Сами плиты уже готовы, да только все опять уперлось в финансирование – нужно 58 тысяч рублей. Деньги вроде бы небольшие, но где их взять?..

Пока здесь точно знают, что к Дню Героя установят памятную доску Антону Меркурьеву, выпускнику школы, который погиб в Чечне. Надеются, что ко Дню Победы удастся открыть и обелиск. Есть стимул: в Абакане живет свидетель тех событий - курсант Бирмской авиационной школы, что когда-то располагалась в этих стенах. Очень хочется надеяться, что здоровье не подведёт ветерана и он будет присутствовать на открытии обелиска.

И все-таки мы вместе

- Итог: школа есть, и слава Богу! В первые дни даже не верилось, что я в половине восьмого иду сюда не одна, что дети сидят за партами… - улыбается директор. - Что в своих классах можно вести уроки, что мы вместе, что не бегаем по трем школам, что видим друг друга каждый день много-много раз. Потрясающее чувство!..

…А уже сегодня кажется, что ничего особенного и нет: школа как школа. О том, что еще несколько месяцев назад были лишь одни стены, знают учителя и ребята, для которых устраивали экскурсии чуть ли не на «развалины школы», когда та была в самом разгаре ремонта.

- Вот интересно, кто это не переобулся?.. – задает вопрос «в никуда» Наталья Владимировна, увидев грязный след на линолеуме.

Дисциплине и раньше здесь уделяли особое внимание, а теперь – тем более. Хочется ведь сохранить всю эту красоту. На днях директор сама взяла кисточку и при всех учениках начала закрашивать оставленные ими на стенах отметины – где-то шаркнули, где-то ногами задели… с надеждой, что ребята будут бережнее относиться к школьному добру. Учителя признаются, что слезы наворачиваются, когда видишь, как легкомысленно порой некоторые ребята относятся к тому, что так тяжело досталось. Правда, у большинства отношение ко всему такое, какое и должно быть. Честно говоря, даже озорники, бывает, задевают стенки не специально, а потому что дети – бегают, прыгают, не сидят на месте.

Уже когда мы стоим на крыльце, директор говорит, глядя куда-то вверх:

- А сегодняшний ветер сорвал с нашего «козырька» одну из плиток. Надо ремонтировать…

Вот еще одна из строительных «мелочей», которая подпортила настроение. А сколько их еще будет? Все прямо как в советском мультике и диалоге из него:

- И теперь не все готово?

- Не готово, что ж такого! Стрижка только начата!

P.S. Эти слова, кстати, можно отнести и к истории школы: ей почти 80 лет, и учителя, родители, ученики верят - все самое лучшее еще впереди.

Вера ГЕРАСИМЕНКО, «ЧР» №139 от 21 ноября 2013 г.

Новости по теме: