Счастливый билет – по конкурсу

Дата публикации: 08.09.2015 - 06:31
Автор:
Просмотров - 413

alt

Сегодня в техникум ещё надо пробиться, зато завтра «с руками» заберут работодатели или университеты

В главном здании Черногорского горно-строительного техникума возле списков зачисленных первокурсников первого сентября волновались родители. Что-то пересчитывали, перечитывали, покрывались красными пятнами, обращались с вопросами к преподавателям. Я, грешным делом, думала, что так бывает только в вузах, куда сегодня стремятся все подряд, как говорится, не мытьём – так катаньем.

На место –

два человека

- Из-за чего ажиотаж? – обратилась к заместителю директора по учебно-воспитательной работе техникума Галине Михайловне Сизовой.

- При зачислении ребят мы составляем рейтинг на основе школьных аттестатов. Кто хорошо учился - в лидерах списка, кто не очень – в хвосте. У некоторых, после итогового выведения списков изменились номера. Поэтому кто-то и переживал – не остаться бы за порогом техникума.

- Была такая вероятность?

- А как же! У нас конкурс в среднем – два человека на место. К примеру, для специальности «Открытые горные работы» эта ситуация типичная. Ребята знают, что диплом с записью о такой квалификации - своего рода счастливый билет для трудоустройства на самых крепких, перспективных предприятиях нашего города с развитой угольной промышленностью. Поэтому в прошлом году на каждое учебное место было по три претендента, в этом, несмотря на то, что количество мест выросло вдвое, – всё равно по два. Большой спрос и на строительные специальности – Черногорск строится, специалисты нужны.

- Выпускники в самом деле получают хорошую работу? Без проблем?

- Толковые ребята показывают, на что способны, ещё во время производственных практик, их узнают в деле и берут уже по конкретным качествам.

- Всё это замечательно, но сегодня настолько остро стоит проблема рабочих кадров… Не абы каких – стоящих. Экономику поднимать надо, а с кем? Всё больше «безрукие», без энтузиазма и желания что-то менять к лучшему молодые люди попадаются на глаза.

- Есть такие, но никак не большинство! От подобных разговоров, которые ведутся уже десятилетиями, наш коллектив, к примеру, перешёл к действиям. Ориентируем студентов больше на практическую деятельность, чтобы они не приходили на производство с безвольно опущенными руками, даже если речь идёт лишь о практике.

Вправо, влево –

не побег

- Как так, есть ведь учебные планы, отступления влево, вправо считаются побегом!

- Делаем всё для того, чтобы теоретические знания ребята могли применить практически. Поэтому и скорректировали учебные планы, в которых – и теория, и формирование первоначальных навыков - осуществляется на базе учебных мастерских. Только с такой подготовкой, когда молодой человек уже что-то умеет, отправляем студента испытать себя на настоящей производственной практике. В итоге ребята выходят от нас специалистами, владеющими рабочими профессиями. И никакие они не безрукие!

- Припоминаю, что ваши студенты в конце прошлого учебного года блеснули на Республиканском конкурсе профмастерства среди студентов среднего профессионального образования. А там-то были сложнейшие задания и очень придирчивое жюри!

- Да, дети показали класс, гордимся Даниилом Тарадаевым, который стал вторым среди электромонтёров по ремонту электрооборудования. И это тоже наш рывок вперёд. Прежде на таких конкурсах нас «обижали». А теперь видим конкретный, осязаемый результат своих трудов и, в частности, тех перемен, которые вводим для учащихся.

- Скажите честно, техникум сегодня в состоянии готовить продвинутые кадры, ваши база, оснащённость, учебные программы позволяют это делать, или, как выражается молодёжь, «фи, прошлый век»?

- В последние годы произошёл довольно мощный рывок вперёд. Не сразу, не одномоментно, но мы обновили оборудование для обучения сварщиков, для них приобретён современный тренажёр. Есть чему удивиться и «во владениях» электромехаников. А сколько эмоций вызывает тренажёр, на котором готовим водителей огромных БелАЗов! Не обделены и строители. Обучаем их самым современным методам отделки, с использованием новейших материалов. В этой области, сами понимаете, надо успевать за технологиями, которые постоянно совершенствуются.

- Правда, успеваете?

- Конечно! Огромная заслуга в этом принадлежит нашим партнёрам – работодателям. Заметьте: от разговоров о том, что надо взаимодействовать, мы перешли к конкретной постоянной будничной работе. И теперь представители ООО «СУЭК-Хакасия», крупнейших строительных компаний города, другие работодатели напрямую участвуют в учебном процессе. Они заботятся о том, чтобы их будущие кадры были подготовлены в нужном русле, с использованием современного оборудования. К слову, у нас именно работодатели возглавляют государственные аттестационные комиссии по разным специальностям. Так что делаем все возможное, чтоб не стыдно было перед партнёрами, чтобы они видели, кто к ним идет, с каким багажом теории и практики.

Чем за семечками, так лучше в интернет

- Немного о теории. Её вы даёте тоже по-новому или только с практикой прорыв?

- По-новому! В частности, делаем акцент на информатизацию образовательного процесса. Причём, не просто используем различные типы презентаций (это само собой!), а развиваем у ребят определённые навыки. К примеру, студенты учатся создавать в интернете электронные портфолио. Казалось бы, это легко и просто, но когда берёмся за дело, возникает масса вопросов, наталкиваемся на скрытые от глаз «айсберги». В итоге, методом проб и ошибок, добиваемся поставленной цели. Теперь уже многие ребята на сайтах, где представляют себя их сверстники, делятся мыслями, рассказывают об идеях, достижениях, обмениваются информацией. Это гораздо интереснее, чем просто сидеть на улице с семечками.

- Слышала, начинаете работать над созданием виртуальных образовательных музеев. Что такое музей, всем известно. Но виртуальный образовательный – это как?

- Это обучающий сайт, размещенный в сети Интернет, который призван быть максимально наглядным и мобильным. Предполагается разместить на нём несколько экспозиций по разным направлениям. К примеру, что касается строительных специальностей, здесь можно будет найти наглядный материал с описанием свойств, характеристик, области применения стройматериалов, с технологическими описаниями, с использованием видеороликов. Будет создан раздел по геологии, многим другим направлениям. Ребята смогут виртуально обращаться сюда за разного рода информацией, необходимой в учебном процессе. Если, к примеру, кто-то заболеет, то сможет выйти по ссылке на сайт и изучить материал самостоятельно. Другой момент – в недоступности некоторых учебников. Во-первых, они сейчас дорогие, во-вторых, некоторые учебные пособия созданы для вузов – сложные. В музее будем размещать информацию, адаптированную для быстрого восприятия. О сложном расскажем просто. А главная «фишка», как говорят наши воспитанники, - создавать и наполнять образовательный сайт будут сами ребята. Они ведь всё равно «сидят» в интернете. Так пусть проводят время с пользой, соревнуются, кто в этой области самый сильный и продвинутый. А мы, педагоги, будем рады, что развиваем ребят не только в профессиональном плане, а в разрезе общих компетенций – учим искать, анализировать, синтезировать учебный материал, формировать его в нужном виде. Когда удастся создать продукт (всё обязательно получится – мы настырные!), студенты поверят в свои силы и с желанием будут двигаться вперёд.

- Чего и следовало добиться. Только вот как сами-то за своими подопечными успеваете?

- Это не так просто, как кажется. Поэтому в техникуме для преподавателей организовано корпоративное обучение. Мы должны быть хотя бы на полшага впереди, чтобы передавать новейшие знания детям.

- Необходимы и определённые условия. Как со скоростью интернета?

- В нашем распоряжении три корпуса, существует единая компьютерная сеть. Скорость, в самом деле, была не очень, поскольку нагрузка солидная. Так вот, в этом году ко всем корпусам удалось подвести оптоволоконные кабели, теперь проблем вчерашнего дня не будет.

- Случайно увидела ваш сайт, где техникум выступает как базовая инновационная площадка…

- Площадка по направлению «Формирование системы оценивания профессиональных и общих компетенций на основе критериального метода в ОУ СПО». Это новая технология образования (опыт казахстанских образовательных учреждений), которая способствует разностороннему развитию студентов. Они должны быть успешны не только в учёбе, но и как личности. Чтобы умели легко общаться, адекватно себя оценивать.

- А подробнее?

- Учим ребят оценивать свои достижения. К примеру, для каждого задания разработаны критерии, позволяющие самостоятельно выставить отметки за свою работу. Студент может определить, какой критерий «западает», и скорректировать свою работу, повысив результат. Преподаватель учитывает оценку, полученную в процессе корректировки. Есть стимул тянуться «к свету», восполнять пробелы в знаниях.

- Всё понятно, но почему вас привлекла эта методика?

- По новым ФГОС (федеральным образовательным стандартам) надо оценить не только профессиональные, но и общие компетенции студента. Но сначала их надо развить! Критериальное оценивание идеально подходит для этого, есть результаты.

- Другие сайты, где хранятся инновационные разработки, где можно найти работу, тоже действуют?

- Да, и по показаниям счётчиков, хорошо посещаются.

Ба! Знакомые все лица!

- А вот я вас сейчас проверю на самооценку. Скажите, горно-строительный, по сравнению с другими техникумами республики, какое занимает место?

- У каждого учебного учреждения – своё направление, знаю, что коллеги прилагают колоссальные усилия, чтобы соответствовать запросам времени. А мы, без сомнений, в первой пятёрке.

- Ощущаете ли обратную связь – мнения о вас родителей студентов, выпускников?

- Выпускники приходят часто, рассказывают о своих успехах, делятся наболевшим. Знакомые лица видим в центре прикладных квалификаций, куда приходят, чтобы повысить разряд, шагнуть на более высокую ступеньку в карьере. Не устают удивляться: «Надо же, а когда мы учились, этого не было!» Так говорят те, кто ушёл «в жизнь» пару лет назад. А для кого минуло пять-шесть лет – восклицают, что «совсем всё не так!» Для нас такие слова – как елей на душу – не застаиваемся, как вода в болоте.

- Многие ваши ребята после техникума поступают в вузы. Справляются?

- Ещё как! Похвалюсь – представители Сибирского федерального университета на протяжении многих лет отмечают неизменно качественную, фирменную подготовку наших ребят. Они слывут одними из самых сильных студентов благодаря углубленной подготовке по ряду основных дисциплин. В последнее время нтерес и желание сотрудничать с нами выразили Сибирская государственная геодезическая академия (г.Новосибирск), Хакасский госуниверситет.

- А ещё позвольте вопрос «с галёрки». Одарённые, талантливые ребята – они везде в цене, им справедливо уделяется особое внимание. А как быть с остальными?

- Это наша особая забота – подтянуть до хорошего, добротного уровня всех. Знаете, что делаем? К примеру, готовим научно-исследовательскую конференцию. Привлекаем не только одарённых, а всех! По интересам, хотя темы и непростые. Хочется углубиться, к примеру, в методы энергоэффективного строительства, познакомиться с перспективами развития военизированных горноспасательных частей, узнать о самонесущих изолированных проводах - пожалуйста! Опыт показывает, как зажигаются ребята, какие любопытные работы готовят. У некоторых меняется отношение к делу, а нам того и надо!


Слово первокурсникам

Мы пришли сюда, потому что

Арина Арбиева:

- Мой папа – бригадир строительной бригады, сейчас он в Кызыле. Так что и я хочу быть строителем, тем более что мы с отцом летом баню вместе построили – мне понравилось!

Данил Шабаев:

- Решил идти по стопам деда Дмитрия Дмитриевича – он у меня строитель, великий человек. Многое рассказывал, говорил, что это мирная, необходимая людям профессия. Что надо хорошие знания получить, и тогда вместе будем работать.

Нелля Коврижных:

- Мои родители горняки, вся семья – шахтёры. Я поступила в техникум, чтобы работать на экономику.

Дмитрий Игошин:

- Пошёл по стопам отца, его профессия – строительство, эксплуатация зданий. Буду заниматься перспективным, мужским делом, благодаря которому можно хорошо зарабатывать.

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора, «ЧР» № 70 от 8 сентября 2015г.


Новости по теме: