Разорвать железное кольцо

Дата публикации: 02.12.2014 - 04:25
Автор:
Просмотров - 784

alt

Середина шестидесятых годов. Я, молодой и здоровый, вдруг попадаю на операционный стол городской больницы города Холмска Сахалинской области. Затем - палата, перевязки.

Соседом по койке с разными приспособлениями типа пружин, эспандеров, растягивающихся жгутов оказывается тридцатилетний мужчина, который утром, в обед, вечером занят, с помощью этих тренажеров, физическими упражнениями.

Поближе познакомившись, узнаю, что у него перелом позвоночника, ниже пояса тело ничего не чувствует. Но он не сдается, продолжает борьбу за здоровье:

- Сколько здесь таких, как я, «валялись»! Кто-то смирялся, впадал в панику и  уходил в мир иной. Я  полгода на вытяжке лежал, получились страшные пролежни, но вытерпел, - говорил он мне спокойным голосом, чуточку улыбаясь.

- Родные у тебя далеко?

- Мать в Белоруссии, написал, что на важном задании, долго писать не буду, пусть не беспокоится…

А перед самой выпиской  из больницы весенней ночью, когда полная луна заливала светом палату, меня разбудил голос Владимира:

- Смотри, пальцы на ногах шевелятся! Теперь живы будем - не помрем…

Я вспомнил эту историю пятидесятилетней давности, когда поближе познакомился с Алексеем Александровичем Лобановым, нашим пригорским сапожником, когда забирал на совесть починенные летние туфли.

У него обыкновенная судьба советского мальчишки. Родился в столице Хакасии в год полета Гагарина в космос. Хотя, надо сказать, эти годы были для нашего народа триумфальными не только в области техники, космонавтики, но и в искусстве, литературе. У всех на слуху имена поэтов Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулиной, Рождественского. Продолжают творить и мэтры советской литературы: Шолохов, Полевой, Катаев. Выходят фильмы «Судьба человека», «Летят журавли», простые люди впервые видят на экране фильмы  Г.Козинцева по трагедиям Шекспира «Гамлет», «Король Лир». Страна живет надеждой, что после жесточайшей войны советский народ будет «впереди планеты всей».

Именно в эти годы в черногорской школе №1 появился Алексей Лобанов, на уроках литературы школьники изучают творчество Николая Островского, в «Юности» появляются повесть бывшего шахтера В. Титова «Всем смертям назло», написанная после трагедии у трансформаторной будки, в которой автор потерял руки, но не потерял вкус к жизни.

Алексей, как и многие его друзья,  отправился на армейскую службу.  Попал в Бердск,  в войска связи. Вспоминает, что научился в мужском коллективе мужеству, выносливости, терпению.

После армии отправился устраиваться на шахту - на «Енисейскую», проходчиком. Затем трудился на «Хакасской». В семье рождаются два сына, в общем, все как у всех.

Через какое-то время стали побаливать ноги, - разумеется, труд проходчика не сахар. Пришлось обращаться к врачам.

Люди в белых халатах, выслушав и осмотрев достаточно молодого рабочего, видимо, решили, что шахтеру нужен всего-навсего больничный. Что ж, выдали синюю бумажку. А когда совсем припекло, Алексея направили в Красноярскую больницу.

В краевой клинике (Хакасия тогда еще входила в Красноярский край), врачи обрушились на больного: «Тянут, тянут, а когда уж прижмет, то оказывается поздно. Сосуды не восстановишь, придется резать».

Конечно же, это был гром среди ясного неба. Что творилось в душе у Алексея, он обыкновенными словами передать никому не мог. Нельзя предупредить землетрясение, но болезнь-то, наверное, было можно?

Прооперировали одну ногу. А когда очередь дошла  до второй и было проведено одиннадцать операций, долгими ночами, лежа с открытыми глазами, мужчина размышлял о дальнейшей судьбе.

Нужно было устраивать житьё-бытьё по-новому. Благо,  Алексей не проявил душевного излома, не кинулся тушить пожар души алкоголем. За помощью обратился к хорошим людям. Решил освоить новую профессию. Рассуждал, мол, голова соображает, руки помогут. Черногорские сапожники Сергей Заворин,  Владимир Плотин не отказывали, учили древнему искусству починки обуви.

С нулевых годов Алексей открыл мастерскую в здании бывшего ПТУ в Пригорске.

Сказать, что было трудно, - ни о чём не сказать. Для инвалида-колясочника любая мелочь была огромной проблемой. Слава Богу, на свои деньги  удалось приобрести часть материала для строительства пандуса, чтобы можно было легко подниматься на коляске в здание администрации посёлка, где и расположена сапожная мастерская. Помогал тогда руководитель коммунального предприятия Р.Закиров. К слову, хлопотал Алексей об устройстве пандуса и в городской поликлинике - не только для себя, а ещё и для других инвалидов.

Сейчас Алексей с усмешкой вспоминает, что каждый год нужно было проходить комиссию на предмет назначения инвалидности в поликлинике. И тепло говорит о бывшем прокуроре Черногорска О.А. Бауэр, которой одного телефонного звонка в поликлинику было достаточно, чтобы решить проблему в пользу инвалида. Алексея, как и других обезноженных, признали пожизненно инвалидами. Это была хоть небольшая, но победа, избавление от вынужденного унижения.

Как-то Алексей задумался: работа работой, но он ведь может приносить пользу людям и в общественных делах. Если он, в силу обстоятельств, не может посещать людей, так люди идут к нему сами: общаются, говорят о наболевшем, учатся преодолевать трудности, не боятся отстаивать свою точку зрения.

В настоящее время Алексей является помощником депутата Верховного Совета РХ И.М.Ульянова. В личной жизни, как он сам говорит, полный порядок, есть тихое семейное счастье с молодой женой.

С июля 2014-го Алексей возглавляет общество инвалидов в Пригорске. Работы прибавилось, ну да ничего, интереснее жить!

…После долгого разговора с Алексеем рука потянулась к известной книге             Н.Островского, нашел вот такие слова: «Всё ли сделал ты, чтобы вырваться из железного кольца, чтобы вернуться в строй, сделать свою жизнь полезной?» Алексей сделал, сумел-таки разорвать то самое железное кольцо.

Леонид РОМАШКО, «ЧР» №115 от 2 декабря 2014 г.

  

Новости по теме: