«Пусть эта смерть вас не ослабит…»

Дата публикации: 10.11.2015 - 03:14
Автор:
Просмотров - 651

alt

Продолжаем рассказывать о выпускниках черногорского аэроклуба, который в годы войны готовил курсантов. Они, окончив учебу в летных училищах соседних городов, направлялись на фронт громить врага.

Сергей Бурбан после окончания в 1938 году черногорского аэроклуба остался работать в нём лётчиком-инструктором. В сорок первом он вместе с другими аэроклубовцами уехал на Карельский фронт. Когда его одноклубники были откомандированы в 828-й штурмовой полк, он со своим боевым товарищем, бывшим красноярским аэроклубовцем Петриком попросился из 679-го авиаполка в соседнюю истребительную часть. На своих «Чайках» они сопровождали товарищей, летавших на штурмовиках в тыл противника. Сражались в небе с фашистскими «мессершмиттами», «юнкерсами». В августе 1943 года Бурбана и Петрика, как опытных лётчиков, направили в военно-тактическую школу воздушного боя осваивать новые грозные машины ЯК-9. После окончания учёбы друзья-истребители попали на 2-й Белорусский фронт.

К лету 1944 года наши войска вели крупное наступление в Белоруссии. Вместе с другими лётчиками своего авиаполка Бурбан и Петрик делали ежедневно по несколько вылетов. Часто завязывались жестокие бои. Фашистская авиация была ещё сильна. В одном из боёв погиб Петрик. Так Сергей потерял фронтового друга. К тому времени он возглавлял звено истребителей. Через несколько дней Бурбан поднял в воздух четвёртку истребителей. Они должны были прикрыть нашу, вырвавшуюся далеко вперёд танковую часть. Только что миновали передний край, как Бурбан услышал в шлемофоне голос лётчика Повягина:

- Мотор нагрелся до предела, дальше идти не могу.

- Возвращайся на аэродром, - приказал командир звена и добавил: - уходите вдвоём, одному лететь опасно.

В воздухе остались двое - Бурбан и его прикрывающий. Набрав высоту, они шли к переднему краю обороны. Яркие лучи солнца резали глаза, снижали видимость. Всмотревшись вдаль, Бурбан увидел три группы самолётов противника, по восемь бомбардировщиков в каждой. Что делать? Силы неравные: двое против двадцати четырёх. Сергей всё же решил атаковать. Задание надо выполнять.

- Следуй за мной! - приказал напарнику.

Сделав вираж, неожиданно атаковал переднюю восьмёрку. Внезапность атаки посеяла панику среди немецких лётчиков, расстроила их боевые порядки. Сбрасывая бомбы на свои войска, они стали покидать поле боя. Со второго захода Бурбан настиг отставший «фокке-вульф», и тот, объятый пламенем, рухнул на землю. Была подбита вторая фашистская машина. Остальные немецкие пилоты тоже повернули восвояси. Только вражеские самолёты, освободившись от груза бомб, пытались вступить в бой. Но и им вскоре пришлись ретироваться. За мужество и отвагу оба пилота были награждены орденами Красного Знамени.

Сколько ещё раз приходилось сопровождать бомбардировщик, прикрывать наземные войска, сражаться с «мессершмиттами»…Но из всех боев Бурбан выходил победителем. Однажды он вылетел на боевое задание с лётчиком Жигулиным, который его прикрывал. Шли над территорией, занятой врагом. Немецкие зенитки открыли огонь. Кругом рвались снаряды. Сергей оглянулся назад, машина прикрывавшего, объятая пламенем, быстро падала и вскоре взорвалась. Сергей написал письмо матери Жигулина о гибели её сына. И получил ответ: «Дорогие дети! Пусть смерть моего сына не ослабит вашей энергии. Мстите за сына». И лётчики мстили до самого Берлина.

После войны Сергей Дмитриевич, уже на гражданских самолётах, осваивал северные просторы. А когда ушёл на пенсию, передал штурвал по наследству своему младшему брату - Василию. Династия лётчиков продолжилась.

Валерий ЧУБРИКОВ, «ЧР» № 88 от 10 ноября 2015г.

Новости по теме: