Простые люди пусть подскажут, а проверят профи

Дата публикации: 15.01.2013 - 02:55
Автор:
Просмотров - 858

В одном из свежих номеров «Российской газеты» появилось обстоятельное интервью с главой Счетной палаты С. Степашиным. Зашла в нём речь и о коммуналке. В частности, была обнародована вот какая идея: «Недавно мы совместно с руководством Общественной палаты и Фонда содействия реформированию ЖКХ предложили президенту В. Путину создать пилотную систему общественно-государственного контроля использования как бюджетных средств, так и средств граждан в сфере ЖКХ. Эта инициатива лежит в русле поставленной им задачи усиления общественного контроля за решением социальных проблем. К проекту рассчитываем привлечь также структуры Общероссийского народного фронта. По сути, речь идет о новой форме взаимодействия гражданского общества и государства.

На федеральном уровне у нас, по замыслу, будет работать координационный совет из представителей всех организаций - участников проекта. Он займется разработкой стандартов и методик контроля реальных, а не «нарисованных» затрат коммунальных предприятий. В региональных столицах и крупных городах предлагаем учредить общественные инспекции. На них будет возложена работа напрямую с населением через сеть общественных приемных».

Об отношении к этой инициативе мы спросили нескольких собеседников.

 

В. Южаков, руководитель Государственной жилищной инспекции РХ:

 - Не давая оценок конкретным инициативам, думаю, нет смысла создавать новые структуры для контроля организаций, работающих в сфере ЖКХ. По большому счету, Сергей Степашин говорит о тех полномочиях, которые прописаны в Положении у жилищных инспекций регионов. Единственное, что невозможно проверить, поскольку не регламентировано ни одним из нормативно-правовых актов,  это финансово-хозяйственную деятельность предприятий, работающих в сфере ЖКХ, в частности, управляющих, обслуживающих компаний.  Но уже некоторое время о наделении такими полномочиями жилищные инспекции говорят и в Правительстве России и в Государственной Думе.

Я думаю, необходимо совершенствовать то, что уже есть, что уже работает.

О.Леонтьева, начальник отдела коммунального хозяйства администрации города:

- Людям и сегодня ничего не мешает контролировать коммуналку. Пожалуйста, создавайте советы многоквартирных домов во главе с председателями и работайте, вникайте в ситуацию. Такой контроль по действующему законодательству – в компетенции советов общественности.

Не нравится управляющая компания (плохо работает, не реагирует на звонки и обращения, услуги оказывает некачественно) – замените её. Выберите другую. Контролируйте качество работ, принимайте их по завершении, следите за отчётностью УК. Всё это разрешено и прописано законодательно, однако мало кто пользуется предоставленной возможностью, по сути, общественного контроля.

Я порой привожу людям пример с частными домами, где хозяева неусыпно следят за состоянием  домов, без вопросов убирают территорию, вовремя организуют необходимые работы с привлечением сторонних специалистов, что-то делают сами. Вот и за многоэтажками нужно так же ухаживать, по-хозяйски к ним относиться. С соседями, нравятся они или нет, надо находить общий язык, чтобы принимать определённые хозяйственные решения. Сложно? Действительно, нелегко, ситуации бывают разные. Поэтому, как правило, общественным контролем никто из жильцов многоэтажек заниматься не желает. И когда мы перестроимся – неизвестно.

А. Киселёва, председатель ТОС Девятого посёлка:

- Искренне говоря, идея хорошая. Но боюсь, что, во-первых, она быстро вспыхнет и столь же стремительно погаснет, как у нас многое обычно происходит в рамках тех или иных компаний. К примеру, объявят борьбу с неблагополучными, трудными подростками – все гурьбой на это дело. Всколыхнулись, отчитались… и надолго успокоились.

Во-вторых, если создавать систему контроля, то очень хорошую, крепкую, с опытными, знающими людьми. Что такое общественность? Обыкновенные люди без прав, знаний, профессионализма. Я сама «великая общественница», в том смысле, что готова поддерживать простых людей, где-то напролом идти, что-то доказывать, добиваться правды. Иногда это получается. Но если какой-нибудь теплотехник или электрик захотят обвести меня вокруг пальца, они без проблем запудрят мне мозги. Потому что я не специалист в их области. Что я пойму? Разве что на слово поверю. Так что проверки и общественность для меня не очень близкие понятия. В сфере проверок, а тем более, когда дело касается финансов, которые крутятся в ЖКХ, нужны очень компетентные, грамотные люди.

А вот с чем на двести процентов согласна, так это с тем, что коммуналку надо контролировать жёстче. Чего стоит только наш пример с перерасчётом по теплосчётчикам! Выяснилось, что сверх положенного с нас взяли оплату, ориентировочно, за пять месяцев! Благодаря нашей настырности эти деньги людям вернули. Именно благодаря настырности! А в городе многие пустили эту ситуацию на самотёк. И наверняка не потому, что люди согласны переплачивать лишнее за услуги. Просто они не знают, как добиться правды и, может быть, не готовы тратить личное время на решение вот таких хозяйственных проблем. Хотя заниматься этими вопросами надо. Нормативы завышены, фактически получается, что добропорядочные плательщики рассчитываются за нерадивых, за тех, кто ворует. Законодательно это закрепили в виде общедомовых расходов, но, опять же, как простой человек должен бороться с соседом-вором? Врываться к нему в квартиру? Превращать жилище, свой родной подъезд в поле битвы с соседями? Что-то с этим не так и что-то надо делать. Но очень сомневаюсь насчёт того, что главную скрипку в деле контроля над ЖКХ должна играть общественность. Вместе – да. Получается, механизмы нужны, продуманные и чёткие, понятные.

А. Волкова, пенсионерка:

- Иногда смотришь в платёжку и понимаешь, что происходит что-то не то. Или бьёшься - бьёшься, чтобы в квартире стало тепло, только эффект – такой же, как у рыбы, что головой об лёд. Надо бы сделать так, чтобы можно было беспрепятственно обратиться со своими сомнениями, вопросами. Скажите только куда! Чтобы там не отписывались, не отпинывались, а реально проверили, допустим, конкретную управляющую компанию. Что там она отремонтировала, а о чём из «сделанного» лишь в бумагах написала. Или проревизировали бы отопительную систему в доме. Почему в середине жарко, по краям – холодно? Если станет что-то меняться от наших обращений – будет толк. А пока такое впечатление, что в мутной водице что-то прячется. Но простой человек вряд ли сможет определить, что именно. На кого есть надежда – так это на прокуратуру. У них власть, они законы знают, имеют право наказывать. Куда тут общественности тягаться!

Что ж, поживём – увидим, будет ли принята новая инициатива. А если да - в какой форме. По крайней мере, направление мысли понятно: коммуналка, увы, остаётся непрозрачной, непонятной, затратной и малоэффективной, поэтому здесь что-то надо кардинально менять. Может быть, изменить потребуется и тот механизм, когда права по управлению многоэтажками отдали жильцам – собственникам. Ну не получается создавать дружные «колхозы» на базе отдельно взятых многоэтажек. Здесь кто в лес, кто по дрова, только бы не на собрания – подписания – голосования! Возможно, нужен более строгий контроль за управляющими компаниями. Только контроль профессиональный, компетентный, настоящий. А уж общественность обязательно подскажет, где и что не так.

Марина КРЕМЛЯКОВА, «ЧР» №4 от 15 января 2013 г.

Новости по теме: