Прививки от варварства

Дата публикации: 06.06.2013 - 02:36
Автор:
Просмотров - 856

alt

Когда в 2007 году 5 июня в России вдруг стали отмечать как День эколога, многие недоумевали – что это за праздник такой, вон сколько всяческих «дней» в году, зачем еще один? Впрочем, достаточно людей, считающих, что незачем и собственный день рождения праздновать – родился, ну и слава Богу, да родителям. Для других же памятная дата повод подвести итоги минувших лет, посмотреть, правильно ли жил, не нужно ли что изменить. И мне думается, что нелишним будет в День эколога свежим взглядом окинуть окружающий мир, попытаться понять – все ли мы делаем для того, чтобы сохранить природу для будущих поколений. Немалая заслуга в сбережении флоры и фауны принадлежит системе заповедников, ведь, где, как ни там не только поддерживают существующее экологическое равновесие, но и изучают возможности наиболее эффективной работы в этом направлении.

ОТКРЫТАЯ ТЕРРИТОРИЯ

История заповедников в России молода, не насчитывает и сотни лет, первый был открыт всего лишь в январе 1917 года. Вскоре установившаяся  молодая советская республика учредила еще несколько особо охраняемых территорий. Заповедник «Хакасский» - один из самых молодых, основан в 90-е годы, и как не сложно догадаться, «новорожденный» сразу же попал в непростые условия: кризис неплатежей, экономическая разруха – до охраны природы ли тут!

И все же энтузиасты отдавали все силы, чтобы поддержать природу. Не допустить браконьеров на запретные для охоты территории, не дать лесным пожарам уничтожить заросли эндемичных растений, погубить редкие, да и не только, виды животных. Прямо скажем, нелегко им пришлось. Особенно когда на помощь таежным и степным грабителям, равнодушным властям пришли толпы туристов – они вытаптывали краснокнижные растения, ловили рыбу в заповедных озерах, бросали в лесах непотушенные костры. Всему этому противостояла маленькая армия сотрудников и инспекторов заповедника. Но хоть силы были неравны, все же удалось не допустить развития катастрофического сценария.

Прошли годы, и новое поколение чиновников уже более благожелательно смотрело на деятельность природоохранников. После долгих мытарств перестала угрожать уникальному озеру Иткуль мусорная свалка, понемногу выправлялось материальное положение «Хакасского».

- Сегодня можно уверенно заявить, что власти делают очень много и для заповедника, и для сохранения природы республики, - говорит директор заповедника «Хакасский» Виктор Непомнящий. – Мне есть с чем сравнивать, вижу большие изменения, произошедшие в последние годы. Мы чувствуем на себе реальную заботу, это и повышение зарплаты инспекторам, и финансирование мероприятий, и приобретение новой техники. У нас появились хороший транспорт, обмундирование. Раньше никогда на борьбу с пожарами не выделялись такие средства. Только в прошлом году закупили две пожарные машины, тракторы, средства связи. Сегодня не просто говорят о необходимости сохранения экологического равновесия, но и прилагают конкретные усилия в этом направлении. Я являюсь членом совета по экономическому развитию Хакасии. На последнем заседании было очень приятно слушать, когда крупные предприниматели, говоря о реализации серьезных проектов, много внимания уделяют экологическим проблемам. Конечно, проблемы в работе есть, и в первую очередь они связаны с низкой экологической культурой населения.

Увы, для того, чтобы убедиться в верности последнего замечания, не нужно ехать далеко – достаточно выйти на окраину города, добраться до ближайшего берега реки или лесочка – везде вас встретят груды мусора: банки и пакеты, бутылки и бумага, обрывки картона и обломки пластика. И все это «богатство» отнюдь не происк злых сил, а итог банального отдыха на природе, который так пришелся по нраву современным жителям России.

Порой от таких «отдыхающих» слышишь возмущенные заявления – то власти виноваты в замусоренной территории, то заповедники «совсем зажирели», честных людей в лес не пускают. Между тем, если человек идет на заповедную территорию с чистыми помыслами, то, как правило, пути для него открыты, главное, соблюдать определенные правила – не мешать животным, не вытаптывать траву, не мусорить и слушаться указаний сотрудников «Хакасского».

 

КАДРОВЫЙ ВОПРОС

Правда, проблема кадрового голода для заповедника весьма актуальна. Несмотря на увеличение зарплаты, материальное обеспечение инспекторов, людей не хватает. Регулярно «Хакасский» объявляет конкурсы на замещение вакантных должностей, а кандидатов почти нет. Молодежь крайне редко и неохотно решает посвятить себя борьбе за охрану природы. К сожалению, современные основополагающие принципы личной удачи во главу угла ставят два фактора: чтобы было много денег и мало работы. В заповеднике же требуются совершенно иные пристрастия.

- В нашей работе есть своя специфика, - продолжает Виктор Непомнящий, - в частности, если хотите, тяга к таежной романтике, не боязнь тяжелой работы, ведь в экспедициях, патрулировании приходится проходить десятки, сотни километров, нередко по труднодоступным местам. Современную же молодежь это пугает, они боятся серьезного труда. Мы связывались с вузами, искали себе сотрудников, но не нашли. Разговаривали с выпускниками охотничьего факультета, Мол, может, кто захочет к нам прийти, а они говорят: «Так у нас половина девушек на курсе!»

Не лучшим образом сегодня обстоит дело и с молодыми учеными. Престиж профессии пропал, и нынешние студенты все метят в топ-менеджеры крупных компаний, нежели в последователей Бремов и Морозовых.

Однако хоть и есть проблемы, но научная работа в «Хакасском» не только не замерла, а продолжается и крепнет. Сотрудники проводят регулярные мониторинги, по результатам которых можно создать объективную картину окружающего мира. И в отличие от доморощенных «экологов», которые то апокалипсис на следующей неделе предрекают, то перерождение людей в чешуйчатокрылых из-за потребления ГМО, у настоящих ученых картина получается более оптимистичной – территория республики, несмотря на мусорные очаги, в целом экологически чиста и благополучна.

К слову сказать, в скором будущем на базе нашего заповедника состоится конференция молодых ученых, изучающих северных оленей и белых медведей, мир редких кошек: леопардов и барсов, манулов и тигров. А раз так, то рано говорить о смерти зоологической науки в России. Другое дело, что стремление молодежи необходимо поддерживать, чем и занимается, в частности, Русское географическое общество.

 

ЖИВАЯ КНИГА ПРИРОДЫ

Итак, как можно убедиться, с охраной заповедной природы, ее изучением в Хакасии дело обстоит, в общем-то, неплохо. И могло бы еще лучше, если б не весьма низкий экологический уровень значительной части жителей не только городов, но и сел. Потребительское отношение выражается весьма разнообразно, начиная от хищнических сборов лесных даров, безграничной рыбалки и охоты, и заканчивая грудами мусора, остающимися от туристов, ядовитыми отходами предприятий, которые беззастенчиво выбрасываются в окружающую среду, будь то земля, вода или воздух.

Именно поэтому несколько лет назад в заповеднике вплотную приступили к реализации программ по экологическому воспитанию. В первую очередь речь идет о работе с детьми.

- Дело в том, что если не заниматься экопросвещением, то сами себе осложним работу, - говорит Виктор Непомнящий. - Дети, которые прошли эколагеря, уже не поджигают лес, вырастая, приводят своих малышей на природу уже воспитанными. Владимир Владимирович Путин говорил: «Невозможно научить любить природу по книжкам». И я совершенно согласен с этим. Очень радуюсь, когда мы проводим активные мероприятия. И если дети делают кормушки для птиц и зверей, то это замечательно.

Несколько лет уже действует проект «Покорми птиц зимой», школьники изготавливают всевозможные кормушки, вешают их на деревья, а затем подсыпают туда корм, помогая птицам пережить морозные зимы. Как отмечают организаторы, порой кормушки – настоящие произведения искусства, они не только функциональны, но и очень красивы. 

В советское время весьма хорошо понимали значимость воспитания уважения и любви к природе. Помните, в младших классах были различные природоведческие кружки, отличники в них получали заветный значок «Друг природы». Ребята постарше участвовали в «зеленых» и «голубых» патрулях. Ездили в различные туристические лагеря. Причем, в отличие от выхолощенных и скучных обычных пионерских лагерей, в тех было не просто интересно, но и очень свободно.

Мальчишки и девчонки ходили в походы, порой многодневные, разводили костры и сами варили еду. Учились слушать лес и изучали повадки животных. Все это лучше, чем сотни правильных слов, убеждало – природа живая, ранимая, но очень добрая, если быть добрым к ней.

К сожалению, сейчас все эти формы воспитания канули в прошлое. И даже не потому, что нет инструкторов-энтузиастов, способных повести группу детей в поход. Слишком уж строги и, на мой взгляд, безосновательно, стали правила к организации детских лагерей. Какая палатка, какой костер?! Тут же придет Роспотребнадзор, и небо начальнику покажется с овчинку. Чрезмерная подстраховка чиновников привела к практически полному уничтожению прекрасной школы СЮТуров. Путешествие на бумаге – никому не интересно. Как следствие, выросло поколение людей, не любящих, не уважающих природу.

- Экопросвещение – сложная работа, но главное в ней, что перевоспитываем потенциальных нарушителей, - делится размышлениями Виктор Владимирович. - Работая в заповеднике, видим, что люди нам почти не помогают. А ведь бывает иначе, мне есть с чем сравнить. Последние несколько лет много бывал в зарубежных национальных парках. Там гордятся своими нацпарками и теми, кто в них работает. Рейнджер в нацпарках США, это наш госинспектор, но у них конкурс на место неимоверный. Рейнджер горд своей работой, тогда как инспектора мало кто ценит. Там посетители сами делают замечания нарушителям. И мне очень хочется, чтоб и у нас было так же, для этого проводим мероприятия, воспитательные программы. По возможности, устраиваем для школьников экологические лагеря. И все же, уверен, главное в воспитании ребенка закладывают его родители.

По идее, в республике проводятся мероприятия, адресованные не только к юным жителям, но и взрослым. В частности, День Енисея, призванный напомнить о существовании прекрасной реки и того, как хрупка может быть даже такая махина. До сих пор Енисей переживает не лучшие времена. Последствия затопления огромных территорий не просто аукаются, но и приобретают качественное перерождение. В довершение ко всему далеко не все промышленные и сельскохозяйственные предприятия выполняют предписания об утилизации отходов и отправляют отработанный, а порой ядовитый материал в реку. Удастся ли Дню Енисея хоть немного решить эту проблему – покажет время. Но неплохо хотя бы уже то, что о проблеме вообще заговорили.

Кстати, в связи с царь-рекой у «Хакасского» есть свои планы. Например, организовать, так скажем, резонансные экоэкскурсии: сначала показать, как выглядит значительная часть берега, с привычными залежами пакетов, бутылок, банок и прочей дряни, а затем отвезти на заповедный плес – пусть оценят разницу. И думается, реализация принципа – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, сможет помочь достучаться и до самых глухих сердец.

Валентина СОСНОВСКАЯ, «ЧР», №64 от 6.06.2013 г.

Новости по теме: