Преступность... впала в детство

Дата публикации: 16.04.2014 - 06:35
Автор:
Просмотров - 722

alt

Ира росла милой и послушной девчушкой. Умные книжки, выглаженные юбочки, пятерки в дневнике. «Правильное воспитание, и через 15 лет у вас тоже будет вот такой чудо-ребенок!» - любила повторять ее мама при любом удобном случае. Только вот однажды ни с того ни с сего «чудо-ребенок» вытащил из чужого кошелька приличную сумму денег. Пропажу обнаружили, вора быстро нашли. Ира сначала отрицала свою вину, а когда аргументы стали слишком сильны, призналась в краже. Психолог на раз-два выяснил причину такого поступка.

Оказалось, что все дело в классе, расположение которого девочка хотела завоевать с помощью накупленных гор сладостей.

Эту историю рассказала психолог отделения профилактики детской безнадзорности Центра социальной поддержки населения Черногорска Юлия Стародубцева в контексте беседы на тему «подростковая преступность». Сегодня это особенно актуально. Стоит открыть новостную ленту, и, как говорится, понеслось: «Трое подростков убили пятилетнего мальчика в Курганской области», «Пятнадцатилетнего школьника признали виновным в пяти изнасилованиях», «В подмосковном Селятино восемь девушек избили инвалида». Это заголовки абсолютно реальных новостей, не верите - наберите в поисковике.

- Юлия Леонидовна, вы работаете непосредственно с теми, из-за кого новости пестрят такой информацией. Скажите, снизился ли в нашем городе рост подростковой преступности?

- Объем работы точно не уменьшился, остается надеяться, чтобы не увеличивался. Психологи всех школ в этом плане работают сообща – советуются, перенимают опыт. Когда нужна помощь со стороны – обращаются и ко мне в том числе. Недавно, например, обратились из одной школы в связи с тем, что ребята в классе стали драться друг с другом. Сейчас выстраиваю способ устранения проблемы. Скорее всего, это будет тренинг для учащихся. Вполне возможно, что и родителей нужно будет привлечь. Кроме того, довольно часто приходится сталкиваться с употреблением психоактивных веществ, т.е. алкоголь, наркотики – сейчас очень актуальная проблема среди подростков. Приходится работать  и с кражами, и с порчей чужого имущества, и с хулиганством, и множеством других нарушений. Наряду со всем этим подростки часто совершают самовольные уходы из дома.

- Профессор Янченко в своем исследовании говорит о том, что в середине 80-х объектом внимания были 16-18-летние молодые люди. Во второй половине 90-х – 14-15-летние подростки. Сегодня речь идет уже о детях 8-10 лет.  Планка действительно снижается? Почему?

- Я бы не сказала, что самый проблемный сегодня возраст – 8-10, еще слишком маленькие.  Больше всего нарушителей подросткового возраста - они ориентируются не столько на родителей, сколько на окружающих сверстников. А возрастная планка преступности среди несовершеннолетних действительно снижается. Почему? Этот вопрос родом из социальной психологии, здесь следует учесть отношение современного общества к своей жизни. А отношение, нужно признаться, потребительское. Дети слишком рано стали понимать, что такое деньги, понимать разницу между богатыми и бедными. Многие с раннего детства ошибочно считают, что без денег в этой жизни сам из себя человек ничего не представляет, если не богат, не стоит у власти, то неудачник. 

Все начинается с родителей, и мне отчасти понятно их желание обеспечить семью. Именно это ошибочно становится главным правилом мам и пап. И начинается – работа, две подработки, три приработка. При этом как-то само собой забывается, что дети все видят немного под другим углом. И если параллельно не давать ребенку правильные установки, то итоги могут быть разными. Кто-то начнет стесняться своих родителей-работяг, забывая о семейных ценностях. Кто-то скажет, мол, я так горбатиться всю жизнь не хочу! И в первый раз украдет в магазине шоколадку. Мелочь, но начало будет положено. Да родители и сами порой не замечают, как ставят детей не на ту дорогу: «Вот вырастешь, Маша, надо тебе будет замуж удачно выйти, чтоб было много денег!». Или: «Иди учись, Максим, на того-то, чтоб потом на работу по блату взяли, потому что там у папы связи».

- Обмолвились про неправильные установки, которые родители, пусть неосознанно, но прививают чуть ли не с пеленок – это раз. А что еще может повлиять на то, что ребенок пойдет не по правильному пути?

- Ситуацию усугубляет, как бы до тошноты банально это ни звучало, та самая сигарета, которой мама любит затянуться на балконе, и рюмка, которую папа не прочь опрокинуть по вечерам. Ведь почти 90% преступлений совершается подростками в состоянии алкогольного опьянения. Их вылавливают в комендантский час. Особенно сейчас, когда весна, тепло, когда можно сидеть на скамейках в парке, возле кафешек с бутылкой пива. Зачастую это не потребность напиться. Бутылка и сигарета – знак, атрибут. Чего? Уверенности, самостоятельности, взрослости. Это как крутая машина, как новомодный планшет. Если у тебя это есть – ты вроде как в теме. Снова провал в воспитании и неправильная установка в голове: даже если я этого не хочу,  буду делать, потому что так поступают все.

- А ведь в последнее время часто говорят о том,  что «подростки уже давно не пьют, читают книжки и уступают бабушкам место в автобусах». Хотя вон они, по вечерам встречаются на каждом углу «целыми пачками» с бутылками в руках…

- Все-таки отчасти можно так сказать. Сама замечала, что в нашем городском парке теперь можно встретить ребят с книжками. С книжками! Хотя последние лет 10 я вообще редко видела, чтобы человек сидел где-то на улице и что-то читал. Тем более молодежь. А еще куда-то пропали отъявленные меломаны с огромными колонками и девочки с этими депрессивными челками, которые закрывают глаза… Нужно отметить, что все-таки есть огромная категория школьников, которая ориентирована на правильные жизненные ценности.

- А есть категория, которая «ведет за собой», - лидеры. Часто ли причиной преступлений становится ориентация на сверстника, желание не прослыть трусом и так далее?

 - Очень: «Пойдем туда, куда нельзя, в промзону, например». «Свистни жвачку в магазине, слабо, что ли?». «Завтра не принесешь деньги – пеняй на себя». И эти примеры можно приводить до бесконечности, потому что в школах много таких историй. Лидеры зачастую подминают под себя более слабых, тех, кто не может ответить. Они очень авантюрные, любят приключения, у них часто отсутствует чувство страха, поэтому и суют свою голову куда не следует.  За компанию зовут друзей. Недавно две девочки в «АЛПИ» решили украсть  одежду, пару месяцев назад два подростка изрезали колеса на чужой машине из чувства мести. Вообще для этого возраста характерна групповая преступность. То машину компанией угонят покататься, то побьют кого-нибудь тоже компанией.

- А что чаще служит причиной того, когда хорошие дети вдруг совершают плохие поступки? Как в той истории с девочкой, которая украла деньги?

- Там причина была в том,  что школьница хотела стать центром внимания. Но это не единственный фактор. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Это я к тому, что часто дети идут на преступления, как я уже сказала, «за компанию». Или это обычное стремление самоутвердиться. Словом, не стоит думать, что переступить черту закона могут только отъявленные хулиганы. Правильные дети тоже на это способны - и по своей воле, и по чьему-то принуждению.

- Со-о-овсем неутешительные слова для родителей, надо признаться. Получается, даже отличное воспитание - не всегда есть залог законопослушности. Можно ли как-то заранее разглядеть первые намеки, звоночки, которые скажут: «Внимание! Есть риск того, что ваш ребенок вот-вот из категории «хороших» попадет в категорию «плохих»?

- Во-первых, семья может сказать о многом.  Ведь обычно ребенок заимствует то, чем живут его родители. Например, если мама употребляет алкоголь, деньги тратит на безделушки, вместо реально  нужных вещей, бурно устраивает свою личную жизнь, ищет легкие пути для жизнеустройства, то, скорее всего, ее дочь будет поступать так же.  Если один родитель - из мест лишения свободы, то у него определенный круг друзей, которые приходят в гости, несут свои не всегда правильные установки, общаются с помощью жаргона. Подросток впитает это как губка.  Когда приходится проводить работу с детьми, которые стоят на учете в отделении для несовершеннолетних, зачастую узнаю, что у них кто-то из семьи успел посидеть в тюрьме.

- Уголовный Кодекс говорит, что несовершеннолетними преступниками признаются лица, которым ко времени исполнения преступления «стукнуло» 14 лет, но они не достигли 18-ти. Но в 14 лет подросток уже знаком с моральными принципами, правовыми запретами, словом, знает, что такое «хорошо» и что такое «плохо»…

- «Я несовершеннолетний, мне до 18-ти ничего не будет». Так они думают и ничего не боятся. Не боятся по собственному желанию или науськиванию старших «товарищей» стянуть телефон, который торчит из кармана зазевавшегося прохожего. Не боятся «дыхнуть пару раз из пакетика» где-нибудь в подворотне. Я бы добавила личные впечатления. Подросток систематически совершал правонарушения. Инспекция по делам несовершеннолетних принимала возможно допустимые меры, но их мальчик не воспринимал как наказание. И продолжал «веселую жизнь». Стукнуло 18, и он оказался за решеткой. Забылся, заигрался. Здесь важно вовремя и правильно донести, что так не будет бесконечно, вроде как поговорили и забыли. Придет время, причем очень скоро, и за свои поступки придется отвечать.

- ...отвечать в 18 лет, за некоторые преступления - в 16. Не завышена ли  возрастная планка? Этот вопрос, к слову, активно обсуждается. Член Думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Поневежский недавно высказался за то, чтобы уголовная ответственность за тяжкие преступления наступала с 12 лет, по прочим уголовным составам - с 14. А то, мол, сегодня 13-летние подростки, совершавшие преступления, вообще не несут никакой ответственности.

- Действительно, тут много споров. Бывают из ряда вон  выходящие случаи, когда видно, что и умысел налицо, и жестокость, подросток прекрасно осознает последствия. На мой взгляд, в 16 лет психика, можно сказать, «дозрела» до способности на умышленное преступление. Т.е. ребенок, при определенном стечении обстоятельств, вполне  способен запланировать и совершить преступление. Но, в отличие от взрослых, у него нет социального, житейского опыта, он не может заранее четко представить, как  изменится его жизнь после наказания, что такое лишение свободы, какие оно несет последствия. Поэтому подростки легко и безрассудно идут на преступление, не думая о будущем. Но все-таки не стоит забывать, что это дети. Сейчас по закону из возможных мер к несовершеннолетним от 14 до 18 лет существуют такие как ограничение и лишение свободы, штраф, исправительные и обязательные работы. Посадить ребенка в 12 лет в тюрьму - все-таки, на мой взгляд, жестоко. Я не юрист, но считаю, что выход должен быть не в бесконечных изменениях законодательства, и не в ужесточении мер путем снижения возраста уголовной ответственности, а в грамотном, в каждом конкретном случае, применении санкций. 

- А еще лучше  - более эффективной системе профилактики правонарушений. Тут огромную роль, конечно же, играет школа. Кстати, статистика говорит, что каждое четвертое общественно опасное преступление совершается в образовательном учреждении…

- Таких случаев в последнее время много, но каждый нужно рассматривать отдельно. Нельзя сказать, мол, этот начал стрелять по такой-то причине, а этот - по такой. Но точно можно сказать, что психически уравновешенная личность без причины ни на кого пистолет направлять не будет (я не говорю сейчас о самообороне). Еще всегда есть родительский фактор. Поясню на реальном примере, который произошел в Черногорске. Однажды обычный мальчик принес в школу пистолет. Ни в кого стрелять не собирался, так, похвастаться. Дети начали играть, и оружие выстрелило. Пуля в кого-то попала, но, слава Богу, все остались живы. Возбудили уголовное дело. Я разговаривала с родителями, пыталась понять, откуда, как говорится, ноги растут. Почему вообще ребенку пришло в голову взять эту опасную вещь в школу? Оказалось, что причина в папе, который совершенно не прятал оружие, мало того - выставлял напоказ. Мол, настоящий мужчина должен уметь защищаться, и все такое. Его сын был перепичкан такими установками. Возможно, если бы не этот случай, то все продолжалась бы как обычно, и в один совсем не прекрасный день мальчик взял бы пистолет специально, с какой-то небезобидной целью.

Наверное, не зря последнее время все чаще стали говорить о подростках, которые переступают черту закона. О мерах профилактики, о наказании, о том, что только лишь погрозить пальцем - мало, и пора поднимать штрафы за проступки до кругленьких сумм, выплачивать которые придется родителям. А может быть, начинать эти разговоры нужно было гораздо раньше, когда еще новостные ленты не шокировали информациями, вроде «Школьник изнасиловал…» и «Подростки убили…».

Вера ГЕРАСИМЕНКО, «ЧР» №42 от 15 апреля 2014 г.

Новости по теме: