Поспорим о милостыне?

Дата публикации: 07.08.2013 - 09:36
Автор:
Просмотров - 869

ПОДТОЛКНИ ПАДАЮЩЕГО

Не хочу вдаваться в долгие разговоры о том, что же такое доброта, это тема скорее для журнала философии, но отмечу, что главная составляющая, на мой взгляд, в этом понятии – желание сделать другого человека лучше. И вот в эти-то рамки никак не вписывается распространенное мнение, мол, подавать милостыню нищим и попрошайкам - это значит творить добро.

Нет уж, уважаемые, хотите творить добро – идите работать в социальные приюты, помогите реально хоть одному нищему вылезти из черной ямы, в которую он попал. А кидать рубли стоящим на паперти или потакать желаниям малолеток, которые хотят купить на ваши подаяния очередную банку алкоголя, – это не настоящая помощь, скорее уж напротив, подталкивание его во все большую яму.

Как показывает опыт, привычка к халяве отнюдь не сподвигает человека на то, чтобы заниматься трудом. Зачем? Ведь если к вечеру в кармане вполне хватает на поесть и попить, к чему напрягаться в поисках работы, горбатиться в поле или на стройке?

А уж  что касается подачек подросткам, то это и вовсе, на мой взгляд, преступление. Ведь таким образом «добрый дяденька» приучает малолетку, что главное - научиться жалобно глядеть на прохожих да сочинять сентиментальные истории, мол, папа-мама болеют, дедушка пьет, в общем – подайте, люди добрые!

Кстати, вспомните, а не было ли у вас историй, аналогичных моей, когда вы поддавшись жалости, решили облагодетельствовать чумазого сорванца. Ведь как не накормить бедного ребенка, который, судя по его словам, не ел уже неделю. Как вы шли в магазин, покупали хлеб, колбасу, вручали все это в руки подростка, в душе гордясь собственным великодушием, а малолетка швырял ваш подарок на землю и матом объяснял – куда пойти и чем там заняться. Что не нужны ему ваши продукты, а только деньги, которым он и сам найдет хорошее применение.

Так что, как видите, ваши благие помыслы оборачиваются против вас.

Однако я отнюдь не утверждаю, что вообще помогать не надо людям, попавшим в беду. Напротив, надо! Но иначе. Того же ребенка отвести в центр социальной защиты, пусть там разберутся в ситуации, и если на самом деле в его доме шаром покати, то найдут возможность помочь несовершеннолетнему. Благо, для этого у нас сегодня предостаточно различных институтов – начиная от центров реабилитации, заканчивая детскими домами.

Еще один случай, когда обвиняют в жадности, – это ваше стремление взять билет в автобусе, а не отдав деньги, оставить бумажку контролеру. «Ну как же, – восклицают иные сограждане, - у них такая низкая зарплата, а хозяин жирует, пусть уж чуть-чуть попользуются его деньгами!» При этом почему-то говорящий не думает о тех трудностях, с которыми сталкивается предприниматель-перевозчик.

Ведь ему надо и за бензин платить, и техобслуживание регулярно проводить, и технику ремонтировать. А сколько различных налогов и отчислений он должен уплатить! В том числе, кстати, и для того, чтобы контролер с водителем имели медстраховку, получали «белую» зарплату и так далее. В противном случае он будет вынужден передавать заработанные деньги в конверте, и тогда уже невесело его же сотрудникам, когда, выйдя на пенсию, они обнаружат, что получают мизер, хотя могли бы иметь больше.

 Словом, когда возникает ситуация – помочь или не помочь другому человеку, сначала стоит подумать, а не сделаешь ли ты хуже.

   Игорь САМИРИН

ПОДАЙ, ТЕБЕ ЗАЧТЕТСЯ

Трудно ли протянуть руку за милостыней? Думаю, да. Когда это происходит впервые, то означает, что человек дошел до крайности и ему пришлось что-то сломать в себе.

Однако подаю не всем, например, никогда не открою кошелек для цыган, потому что они просто бездельники. Работать не хотят, ищут легкой наживы, а то и просто мошенничают!  А вот мимо бабушек и дедушек стараюсь не проходить. Бывает, выходишь из магазина довольный, набрав вкусненького для семьи, а рядом бабушка сидит в стареньком потертом пальтишке и ладошку протягивает. Ну как пройти мимо? Ведь многие совсем не виноваты в том, что остались без средств к существованию.

Помню, частенько у магазина «Черногорский» в инвалидном кресле сидела сухонькая как тростиночка старушка. Она ни у кого ничего не просила, только смотрела печально. А на коленях держала шапочку с копейками. Разве можно не помочь человеку, так обиженному жизнью? Да и для бомжеватого вида мужчин и женщин тоже не жалею несколько рублей. Понятно, что в большинстве случаев таким способом они заработывают деньги на выпивку. Но должно ли меня это останавливать?

По этому поводу прочитала однажды, что среди нищих есть такие, которые впали в нищету через легкомыслие и беспорядочную жизнь, и получив милостыню, пропивают ее. А есть и те, кто имеет заработок, но собирает деньги для обогащения. Но ведь легкомыслие и беспорядочная жизнь, в большей или меньшей степени, присущи многим из нас; следовательно, отказывая в помощи таким, мы осуждаем их, а в них и самих себя.

Да и как отличить или узнать в толпе, кто истинно бедный и нищий? И еще: если и подадим милостыню в руки недостойного, она не пропадет. Отцы церкви говорят, что Спаситель смотрит в сердце подающего, а не того, кому подано.

Тем более, вдруг среди обманщиков окажется тот, кому это действительно нужно?

Однажды со мной случилась история. Выдался неудачный день, и на душе, что называется,  кошки скребли. Выйдя из магазина, увидела старушку, которая просила о помощи Христа ради. Достала из кошелька последнюю пятисотку и подала бабушке, пусть, думаю, хоть она жизни порадуется. Бабулька рассыпалась в благодарностях, я пошла домой. Но отойдя метров на десять, обнаружила в кармане еще полтинник, решила и его отдать. Повернулась и позвала старушку. Она же, видимо, подумала, что я хочу деньги вернуть, и как сиганет с крейсерской скоростью за угол магазина! Ситуация была совершенно комичная, так что всю дорогу домой я смеялась, и на душе стало легко. 

А вот к детям-попрошайкам у меня особое отношение. Им, считаю, не нужно давать деньги. Милостыня - это ведь не только наличность. Можно завести ребенка в магазин и купить мороженое, сок или йогурт.

Кстати, в автобусе тоже без сожаления плачу за проезд, но отказываюсь от билета. Работа у кондукторов – не позавидуешь. Вставать надо раным-рано, весь день трястись в дороге, да и люди всякие попадаются. А зарплата, думаете, у них большая? Вряд ли. Так что мои тринадцать рублей пусть будут им маленькой премией на чашку кофе к обеду.

    Мария ПОСПЕЛОВА, «ЧР» №93 от 8 августа 2013 г.

 

Новости по теме: