Посмотри, какие облака!

Дата публикации: 04.02.2013 - 06:20
Автор:
Просмотров - 845

Когда становится плохо и жить, вроде, уже невозможно, ко мне приходит мама – Людмила Константиновна Третьяк. Правда, теперь только во снах, её нет уже несколько лет.

Мы всегда жили «за ней», за ее опытом, за ее жизненной позицией, учились у неё радоваться жизни. Мне она всегда говорила: «Господи, ну что же ты так боишься! Все будет хорошо, поверь мне, все наладится!» И действительно, утрясались страсти, решались проблемы.

В 1990-м умер отец. Тогда я поняла, что значит это выражение: «вторая половинка». Мама без половинки этой угасала на глазах – стала таять, отказывалась жить. Она не хотела есть, не могла спать, забывалась иногда, сидя в кресле. Проснувшись, открывала совершенно бесцветные глаза.

Я забрала её к себе, жить одной семьей. Дома все были этому рады, но тоску победить не могли. Однажды сестра, которая живёт в Шушенском, предложила: «Мам, попробуй писать, может быть, получится».

В то время она читала Генриха Гейне, так что подумала: а почему бы не прочесть запавшего в душу автора в оригинале? В доме появились учебники немецкого. Судя по всему, обучение далось без особого труда - мама полжизни преподавала в институте. Правда, она была инженером и предмет, который вела, назывался «Водоснабжение и канализация». Не в этом суть, главное, что она захотела научиться новому. И вскоре в старенькую тетрадь легли строчки переведённого ею стихотворения:

Сияет жемчуг в море,

сияют звезды в небе,

В моем же сердце,

В сердце

Сияет лишь любовь.

Огромны небо, море,

Но сердце мое больше,

И в нем, красивей звезд

и жемчугов,

Сияет и блестит моя любовь.

Потом мама переводила и других немецких авторов .

Господь, пришла пора,

Прошло большое лето,

Вот тень его

на солнечных часах,

Оставлены поля

на волю ветра,

Последние плоды

убрали второпях.

Дай им еще два южных,

жарких дня,

Они спешат туда,

где можно им дозреть,

Добавить сладкий сок

в тяжелое вино.

Это Райнер Мария Рильке о колорите осенних полей.

Начали рождаться и свои стихи.

Березовые сумерки.

Над рощами сырыми

Встает огромная,

туманная луна,

И на небе вечернем

тени стылые,

И слабым светом

ночь озарена.

Мне в жизни редко

было так легко.

Я радуюсь всему:

ветрам прохожим,

Холодным этим сумеркам

погожим,

Похожим на снятое молоко…..

Или вот такое четверостишие:

А к утру на деревья

валился

Величаво-торжественный

снег,

И рассвет за окном

теплился,

Как ребенка серебряный смех.

Конечно, не одни стихи держали ее на плаву. Мама пошла «в люди», в совет ветеранов Пригорска. Мы тогда только приехали в Россию из русскоязычного Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области и обосновались поначалу в городке «при горах». Мама возглавляла культмассовый сектор, вела литературную рубрику. Сначала это были просто общие тематические мероприятия, но вскоре был создан интеллектуально-познавательный клуб по интересам, в котором она стала вести секцию «Мир вокруг нас». Темы брали - от монографии М.Ломоносова до лекции по нанотехнологиям. При этом слушателям всё было ясно и понятно. Позже брали темы о тайнах мирового океана, о земных и внеземных цивилизациях. О том, почему рождаются близнецы, что мы знаем о Сибири, о происхождении человека, о тайнах сна, астрономии и астрологии, тайнах Тибета, генофонде человечества. Маме было интересно все, она умела видеть и замечать вокруг себя прекрасное. Этому же учила и нас, и своих внуков. Гуляем, к примеру, а она говорит: «Посмотри, какие облака, какой рисунок!» Звала то на озеро, то в горы, то на останки древнего города недалеко от Мохово.

Мама говорила: «Детство берет, а зрелость отдает». И она старалась отдать все, что только можно, внукам, чтобы выросли они творческими, а главное - способными радоваться людьми. А самое сокровенное по-прежнему доверяла тетрадке со стихами.

«Пристегните ремни!» -

говорят нам в полёте,

Пристегните ремни,

чтоб потом не жалеть,

Чтоб не плакать потом,

если вы попадёте

В неожиданную круговерть.

«Пристегните ремни!» -

говорю я сегодня,

Говорила вчера,

говорю так всегда.

Двадцать лет протекло,

как обрушились сходни

И пошла нескончаемая

чехарда.

Лишь недавно «ремни» были

– близких заботы,

И улыбки детей, и сиянье реки.

Но сегодня «ремни» -

это только работа,

Как спасенья залог,

пусть судьбе вопреки.

Пристегните ремни

и надейтесь, что вскоре

К вам и жизнь,

и судьба повернутся лицом.

Труд нужду победит

в затянувшемся споре

И рассвет заалеет

над вашим крыльцом.

Она часто вспоминала детство и сказочную Одессу, где она росла среди книг. Родители жили напряженной жизнью строек – Днепрогэс, Волховстрой, Боксангэс, Иртышгэс, мотались по стране, заражённые романтикой. А она всю жизнь пронесла свет, счастье, которыми ее зарядила Одесса, бабушка с дедушкой и родители. И имела талант в каждом разглядеть что-нибудь хорошее.

За три месяца до маминой кончины вышел в свет сборник ее стихов «Предзимье». В этой книжице – стихи, мысли, чувства, которые помогли ей зажечь взгляд, и подарили много долгих интересных дней. Дней без любимого.

София Сёмочкина, «ЧР» №12 от 2 февраля 2013 г.

Новости по теме: