Поэма о разбухшей мойке, или Как с нуля организовать бизнес

Дата публикации: 22.01.2014 - 09:35
Автор:
Просмотров - 919

alt

Та-а-а-к, вот он, большой длинный магазин на окраине города, где-то справа должен быть въезд в цех. Есть! Вижу высокие ворота, из которых выносят мебельные «запчасти». Значит, мне сюда.

Навстречу, прямо под ноги, метнулась светлая собачонка… с синим пятном на лбу. Всё понятно, нужный адрес я нашла.

- Ой, как деревом пахнет! – вырвалась фраза, которую, наверное, здесь с порога произносят многие.

- А мы уже этот запах не ощущаем, - привычно откликнулись владельцы мебельного производства Евгений Немков и Андрей Третьяков. – Кыш отсюда, Стрелка, пошла, не прыгай! Вон, залезла куда-то уже в краску, носит тебя!

Стрелка после такой строгости «прилипла» пуще прежнего и, перекладывая лапы на каждого из нас по очереди, вместе со мной принялась внимательно слушать, о чём говорят хозяева. А разговор был о вещах серьёзных – как, стартанув, в буквальном смысле слова, с нуля, без тыла, без маминых и папиных тугих кошельков, всё-таки чего-то в жизни добиться.

Гаражные старатели

- Предпринимателями сразу, вмиг не становятся, - рассказывает Евгений Немков 33-х лет от роду, - разве что в сказках такое может произойти! Я работал на крупном мебельном производстве, плюс колымил вечерами, в выходные. По правде сказать, пахал, не приземляясь. Мечтал как-то «прорваться», в гараже кое-что из мебелишки пробовал делать, по мелочи, в тёплое время года тротуарную плитку по заказам клал. И то, и другое получалось, какой-то азарт, интерес появился. Знакомые стали приводить своих знакомых, что-то ещё заказывать – у меня ведь дешевле было, чем где-то. В итоге стал замахиваться на более масштабные вещи, гаража и оборудования для их изготовления было уже явно недостаточно.

Тем временем в другом гараже, в другом районе города, тоже кипела жизнь. Здесь вспоминал всё, что умел делать с деревом в детстве, Андрей Третьяков. Он, по годам немного обогнавший Евгения, после училища поступил в институт, выучился на юриста, поработал во вневедомственной охране, в банках (начинал с кассового работника, дошагал до должности сотрудника отдела), да вот незадача, попал под сокращение. С тех пор понял: где бы ни трудился, в любой момент могут показать на дверь. Решил: «Лучше что-то своё!», и начал потихоньку подтягивать в гараж «тяжёлую артиллерию» - станки для работы с деревом.

- С третьего класса, - вспоминает Андрей, - увлёкся я геометрической резьбой – отчим научил. А в четвёртом уже такие чудеса вытворял, честно, – учитель труда в школе удивлялся – он так не мог. А у меня было ощущение, будто родился с инструментом в руках. Но когда не стало отчима, «детское» занятие забросил. Некому стало материал добывать, что-то новое показывать, интерес разжигать. Вернулся к любимому занятию лишь спустя годы, но уже как к возможности зарабатывать.

В день, когда решил положить во дворе дома тротуарную плитку и ждал укладчика, Андрей, как обычно, торчал в гараже – что-то строгал, выпиливал.

Так встретились будущие компаньоны. Слово за слово – молоток для укладки плитки был отложен в сторону, маленький гараж, может, за всю свою жизнь не слышал столько специфичных терминов, незнакомых слов, восклицаний вроде «да ты чё?», «и я тоже!». Пообщавшись после той встречи ещё, у парней возникла мысль: а может, замахнуться на «деревянное» дело вместе? Для каждого в отдельности мысль о собственном бизнесе была тревожной, утопичной, а вместе пойти в бой решились: сняли в аренду цех, оформили предпринимательские свидетельства.

Не для красного словца

Новоиспечённые предприниматели краем уха слышали, что вроде бы таким, как они, помогают в республике деньгами – чтоб на ноги встали, мал-мало чего-нибудь приобрели для начала. Не питая больших надежд (мало ли что и где у нас говорят, может, это всё лишь ради красного словца?), обратились в республиканский центр поддержки предпринимательства, это было в позапрошлом году. Оказалось, сделали это не зря, и как раз вовремя – по всем критериям подошли, от возраста до предпринимательского стажа. Подготовили бизнес-план, как начинающие и совершенно не оперившиеся, и получили грант в размере 300 тысяч рублей на организацию производства по изготовлению деревянной мебели. Купили на эти деньги ещё один станок, приободрились, в голове начали роиться новые идеи.

- Проходит несколько месяцев – узнаём, что хозяин помещения, которое мы арендуем, решил выставить его на продажу. Сначала цена была для нас неподъёмной, но сговорились, и теперь двести производственных квадратов – наши, собственные. Правда, ипотеку пришлось оформить, теперь рассчитываемся, возвращаем занятое.

- Но это скорее плюс, чем минус. Если б не было такой возможности, могли бы оказаться без кола и без двора, так ведь?

- Так, конечно. Свои стены добавили энтузиазма. И хоть из-за платежей за цех по итогам года сработали с нулевой прибылью, всё равно выровняем ситуацию – материалы закуплены, заказы есть, впереди – наш «высокий» весенне-летний сезон. Люди будут достраивать дома, завершать ремонты, им понадобится мебель.

- Как говорят искушённые бизнесмены, одно дело – что-то произвести или соорудить, другое – продать свою продукцию. Вот она, задача номер один!

- Точно! Звать народ в цех смотреть образцы – бред, никто не поедет искать нас в неудобное место. Потребитель нынче балованный, ему бы всё на блюдечке с голубой каёмочкой, да желательно товар показать там, где он часто бывает, где ему «по пути». Исходя из этих абсолютно логичных, с позиции обычного человека, требований, мы стали искать помещения для аренды магазина. Впрочем, это громко сказано. Сначала сняли закуток на улице Советской площадью 16 квадратов. Это было время, когда «паслись» у знакомых, которые держали пилорамы – собирали обрезки, радовались каждой деревяшке. Заказы-то из приличного материала делали, а параллельно практиковались в изготовлении деревянных картин, сувениров, магнитов, модных деревянно-тканевых панно. Следующая торговая точка уже была больше, а та, что сегодня арендуем, наконец-то позволяет, как говорится, показать товар лицом. На ста квадратах это вполне реально. Важно, что помещение находится в бойком месте, недалеко от сельхозрынка.

У каждого свой конёк

- Чем бьёте карту конкурентов? Мебельщиков-то в городе – что звёзд на небе!

- Ценами, качеством, индивидуальностью. Берёмся за любые заказы, даже те, от которых многие отказываются. К примеру, недавно обратился мужчина с просьбой переделать разбухшую мойку в квартире. Жаловался, что его повсюду футболили – мол, копеечная работа, а возни много. Выручили мы его, устранили проблему. Он был так благодарен, что именно нам заказал комплекты мебели для только что построенного коттеджа.

И ещё, к вопросу о конкуренции. Частенько бываем у родственников в небольшом посёлке Красноярского края, который размером с наш Усть-Абакан. Так вот там, можно сказать, на каждом шагу – столярные и мебельные цеха. Я удивился было: как выживаете? - делится Андрей. - Ответ был простым и понятным. Мол, у каждого – свой конёк в работе. Кто-то лестницы мастерски делает, другие – те же лестницы, но фигурные («это совсем другое дело!»). У третьих лучше кухонные гарнитуры удаются, а кто-то разделочные доски вырезает и штакетник выдаёт «на гора». Так и у нас в городе, и в республике. У производителей – свои клиенты, свои направления работы. Важно не халтурить, делать, за что бы ни взялся, как для себя. А то ведь молва о плохом разлетается не то что быстро – мгновенно!

- Сумели коллектив на такую волну настроить?

- Да, потому что людей (у нас работают шесть человек) подбирали «под себя» - все, как и мы, равнодушны к алкоголю, все рукастые, старательные. Занятие на производстве каждому ищем такое, к которому душа больше лежит. Кто-то корпусную мебель собирает (это сфера ответственности Евгения), другие с деревом занимаются, под началом Андрея. К слову, компаньоны, чтобы не было друг к другу претензий и поводов для конфликтов, разделили сферы интересов именно по направлениям работы, пересекаются лишь на крупных срочных заказах. К примеру, недавно занимались одним из таких для детского садика.

А табуретку сколотить сумеешь?

- Понятно, знакомых вы устроили, этот резерв исчерпан. Как будете действовать дальше, где искать для себя профессионалов?

- Это сложный вопрос. Недавно мы поставили цель взять парочку работников, объявили об этом. Потянулась вереница желающих. От кого перегаром разит, другие, как котята новорожденные, не знают, с какой стороны ножовку надо брать, третьи с разгона припечатывают вопросом «сколько платить будете» - и это прежде, чем расскажут, что они умеют делать. Один парень вовсе из колеи выбил. Мы так обрадовались, что у него подходящая специальность, которую он сначала в абаканском училище осваивал, а после ещё в институте учился. Краснодеревщик – называл он себя. Не знаем, как там у него с теорией, а практика показала – не умеет практически ничего. К станкам подойти боялся, кроить, пилить, строгать ему тоже было страшно. Спросили: табуретку сделать сумеешь? Набычился: - Нет!

- Между прочим, табуретку сделать не так уж и просто, одноклассники, когда приходили с уроков труда, рассказывали!

- Абсолютно согласны. Её покрутить, подолбить надо, чтоб крепкая была. Кровать собрать, пожалуй, проще, чем этот с виду нехитрый предмет. В другом дело. Если с пацанами с детства заниматься, в том числе на уроках труда, будет толк, до них дойдёт, что та же мебель не на деревьях в неведомых краях растёт, её самим делать можно. Но для этого надо заинтересовать, научить, за удачи похвалить. Я своим сыновьям (у Андрея двойняшки), когда просят, скажем, пистолеты, вручаю инструмент, оружие выпиливаем вместе. И корабли из фанеры собираем, и дома. Гараж они обожают. Конечно, глаз да глаз нужен в смысле техники безопасности, зато мужиками вырастут, будут уметь не только компьютерную мышку в руках держать. Хотелось бы, чтобы у них и в школе были хорошие уроки труда и по-настоящему мастеровой наставник. Это для жизни уже полдела. Научатся что-нибудь мастерить – не пропадут.

- Что из сделанного вам до того понравилось – себе бы оставили?

- Такие эмоции часто возникают, душу ведь вкладываем. Мне (Андрей подходит к заготовкам разных оттенков) приглянулся комод из сосны, который заказчик попросил сделать максимально приближенным к натуральному древесному цвету. Покрыли его современным лаком на водной основе, он получился просто сказочным.

- А мне мебель частенько снится, - удивляет Евгений. – Вот недавно увидел во сне подсвечник.

- Деревянный?

- Да! Пришёл в цех, сразу кинулся делать. Вот его основание, уже готово, ещё рожки для свечей будут.

- Всё это хорошо, но модно ли? Реклама пестрит блестящими мебельными фасадами, дразнит глянцевыми поверхностями.

- Кто-то предпочитает такой стиль, мы это делаем, пожалуйста. Другие ценят всё экологичное, натуральное. Многие «заражаются» этой темой, побывав на турбазах. Привлекает запах дерева, прочность, возможность заказать эксклюзивные вещи, «как на картинке». А столы и стулья в стиле древних викингов, с эффектом состаренного дерева? Да это сейчас на пике популярности, особенно для беседок, бань, дачных домов. Ещё одно весьма популярное направление, нащупанное нами в прошлом году – ландшафтные изделия для садов. Евгений как-то зажегся идеей сделать декоративный колодец. На славу получился, и понеслось! Колодцы, телеги, мельницы любители красивого берут с удовольствием.

Я спросил у ясеня

- Какой материал любите больше?

- Дуб, бук, ясень. Они плотные, не сказать, что податливые – шлифуются очень тяжело. Но вещи получаются качественные.

- Вы показываете не доски, а какие-то полуфабрикаты.

- Доски в чистом виде не используем, их может «повести», это недопустимо. Теперь есть так называемые перекрёстно-клееные мебельные щиты, которые смотрятся, как цельные. Они изготовлены так, чтобы сохраняли форму, не гнулись, не разбухали, не портили изделия.

- Какие-то тёмные, другие будто излучают свет.

- Смотрите, бук – он красноватый, с тёмными вкраплениями. Берёза сибирская светлая, дальневосточная – коричневатая, у неё нет ярко выраженных годичных колец. А сосна как раз этими кольцами, очень плотными, отличается. Многие в этом знают толк, выбирают, из чего сделать дверь, из чего – детскую кроватку или кухонный гарнитур.

- Зимой можно расслабиться, не спеша поджидать оттепель?

- Коне-е-е-чно! Надо, по пословице, приниматься за телеги, которые издавна готовят зимой, что-нибудь свеженькое придумаем для участия в республиканских выставках. Наша цель – в следующем году выйти на абаканский рынок сбыта.

- А там и дальше?

- Почему нет? Да, Стрелка? Разрешаешь? Хорошо, если ты не против… Только башмаки больше не грызи, имей совесть!

Марина Кремлякова, «ЧР» №8 от 23 января 2013 г.

Новости по теме: