Под шофёрской звездой

Дата публикации: 02.09.2013 - 10:06
Автор:
Просмотров - 828

alt

Приходишь, бывает, к незнакомому человеку и говоришь: расскажите жизнь, а! Ничего так задачка, правда? Столько вёрст отмахано,  смеха и слёз выплеснуто, дум днями-ночами передумано, шутка ли дело! Но вот ведь что интересно: в этой экстремальной для собеседника ситуации он, как правило, начинает вспоминать, как клубок раскручивать, что-то самое важное, какие-то действительно значимые вешки судьбы своей. И от того, какие они, эти «столбики» на житейской дороге, составляешь картинку, представление о том, кто отвечает на твои вопросы.

Так было и в этот раз. Ярким августовским днём зарулила я в шиномонтажку, что на улице Мира. Слышала, мастеровой мужичок там делами рулит, мол, в годах уже, а рука-сты-ы-ый, сообразительный - на удивленье. И вот гляжу в глаза семидесятилетнему Юрию Васильевичу Рекосону, а они временем не особо тронуты. Спокойные такие, молодые, въедливые: «Каким ветром занесло, барышня?»

Вешка первая

Городок наш небольшой, сразу заговорили об общих знакомых, в частности, о тех, кто со «Скорой помощи», где Юрий Васильевич шоферил какое-то время лет двадцать назад. Он добрым словом фельдшеров вспомнил, с которыми по городским улицам колесил, спасая людей да от приключений той поры уворачиваясь, а я - отзывы об этом трудяге, который из-за руля - не на диван, а за отвёртку, за стамеску. Было дело, чего он только в старом здании «Скорой» ни чинил. Это теперь там ремонт новомодный красуется, а раньше как могли, так и обихаживали старинные стены. Только намекни - Юра тут как тут. Петли на дверях поправит, ножку у кушетки на место приколотит, одно смажет, другое прикрутит...

 

Вешка вторая

Почему мы начали говорить о работе? Потому что о людях хороших вспомнили, которые рядом трудились и не уходят из памяти, хоть иных давно уж нет. А что ещё  в сердце близко лежит?

- Так свадьба же! - напоминает пробегающая мимо дочь Ирина. - Помнишь, рассказывал, как солому в колёса пихал, чтоб до маминой деревни добраться?

Надежда Трофимовна, которая во время разговора неторопливо курсирует по маршруту огород - летняя кухня, в Черногорск в 60-х приехала с девчонками из Гальджи - тогда деревенских агитировали учиться на текстильщиц, заманивали в Черногорск из окрестностей. Вот и Надя решилась, переехала. Благо, родственники приютили. К ним как-то и заявился мимоходом Юра. Как говорится, нарисовался - не сотрёшь. В валенках огромного размера… и в длинном немодном пальто. Кто-то обмолвился было: «Юр, ну ты и нарядился!» А он в ответ: «А чё, влюбляться мне здесь, что ль?»

Оказалось - как раз-таки влюбляться. От этого визита до разговоров о свадьбе с Надеждой не так уж много времени прошло. Решили с роднёй сделать так: и в Гальдже на свадьбе погулять (а как же, свадьба в деревне - дело святое!), и в Черногорске. Собрались в путь-дорогу на 401-м «Москвиче» и на 965-м «Запорожце». Выехали в 10 утра, и расстояние в сотню километров преодолели… к шести вечера, тогда как сегодня на это требуется минут сорок. Сначала лобовое стекло вдребезги разлетелось - асфальта не было, а на гравийке из-за камней такие сюрпризы, увы, не редкость. Дальше - смешнее. У «Москвича» спустило колесо, а запаски не было - откуда такое богатство в 65-м году? Набили пробитую шину соломой с ближайшего поля да покатили дальше. Но солома, увы, вмиг превратилась в труху и ручейком посыпалась из покрышки. Пришлось идти попрошайничать в деревню, что была на пути. Повезло: дали люди добрые старую телогрейку и суконное одеяло. Забили парни это богатство в многострадальную покрышку, а чтоб она не задымилась, останавливались у каждого водоёма, охлаждали в воде. И ведь потихоньку-помаленьку, а добрались!

Назад, после гулянки, ехали практически как короли - вместо телогрейки в колесо затолкали (еле-еле!) камеру от трактора «Беларусь», а для гостей, хоть в деревне уже началась горячая уборочная пора, из уважения к отцу невесты выделили грузовик.

- Не зря на соломе на свадьбу добирались?

- Так… 48 лет уже вместе!

- Я думала, что выходила замуж за шахтёра, - подхватывает Надежда Трофимовна. Ещё подначивала его: какой ты шофёр? Шахтёр! А он одно твердил: «Да пойми, я шофёром родился!» Хотя и шахтером тоже поработал.

Вешка третья

Когда Юре исполнилось 16, отец «протащил» его на литейно-механический (завод располагался напротив сегодняшней ГАИ). Устроиться было непросто, задействовали даже отцовского знакомого фронтовика. Мальчишка не подвёл. Слушал наставников, мгновенно вникал в суть слесарной работы. Появились первые трудовые деньги - купил мечту - мотоцикл К-55. Притарахтит на нём по-модному на работу… и разберёт в перерывах до винтиков. Мужики кругами ходят, ухмыляются: «Давай-давай, только на чём домой-то поедешь?» А на нём же и уезжал, всё успевал «скидать» обратно.

Однако, как и все «путные» черногорские мужики, задумался после армии Юрий о шахте, и устроился, по советам знакомых, на «Хакасскую». Здесь хороший коллектив подобрался, так что отработал горнорабочим 15 лет. Медаль заслужил, друзей проверенных обрёл… и нашёл душевное успокоение, только когда вернулся ближе к запчастям, железкам, шестерёнкам, когда разложил своё богатство по стеллажам и вдоль стенок в гараже да начал чинить, латать, ремонтировать технику.

Жена вспоминает, как мать Юры рассказывала о его деде. Он шорником был, деревенским мастером. Всё к нему несли, если надо было наладить, - от сковородок и утюгов до крупнокалиберной утвари. Так вот мама, присматриваясь к мальчишке, вынесла вердикт: «В деда пошёл!»

- Что самое заковыристое удалось сделать, такое, что сам удивился?

- Да всё удаётся, без всякого удивления.

К слову, вслед за мотоциклом Юрий Васильевич приобрёл мотороллер. А когда тот отъездил своё, придумал сделать на его базе… мотоблок. Друзья оценили, так он и для них такие же смастерил, штук семь в итоге получилось. Свой по сей день работает - в огороде, на даче (как без неё? Картошка-то обязательно своя нужна, доморощенная), цены ему нет.

И ещё

У Юрия Васильевича в друзьях много молодёжи. Он их не только делу учит, но и на рыбалку, по грибы, ягоды зовёт. Надежда Трофимовна одно время ворчала, но родные успокоили: «Стоит ли переживать, если знаешь, что ребята знакомые, хорошие? К тому же известно ведь, что молодые неспроста к старожилам тянутся - чтоб научиться чему-то, впитать опыт. Да и от них энергией, силой, идеями только так подпитываться можно!»

- А отдыхать, как сегодня принято, когда просто животы греют, мы не умеем,- продолжает супруга. Вот на днях за сырыми груздями съездили (таких красавчиков нашли - высший класс), чуть раньше - за клубникой, черемшой.

- Далась вам эта черемша в клещах! - хмурится дочь.

- Между прочим, нынче ни одного не сняли. Зато как отдохнули, а!

После отдыха мой новый знакомый снова отправился на рабочее место. То есть к людям, которым хочется помочь и которые, конечно же, помогают ему - жить, быть нужным, не поддаваться годам.

 Марина Кремлякова, «ЧР» №103-104 от 31 августа 2013 г.

 

Новости по теме: