А под капотом - табуны лошадей

Дата публикации: 21.05.2013 - 04:43
Автор:
Просмотров - 953

altВ декабре прошлого года наша газета писала о том, что на разрез «Черногорский» пришли первые 220-тонные БелАЗы. Уже тогда в автомобильном боксе корпус будущего самосвала поражал своими размерами. Некогда казавшимися гиганты «Терексы» и 130-тонные БелАЗы на его фоне просто терялись, выглядели достаточно миниатюрно. Но только когда по дороге в карьер мы встретили сразу два новых гиганта, пришло понимание – насколько же они огромны.
Надо сказать, что дороги в карьере весьма широки, пожалуй, сравнимы с четырехполосными в городе. А теперь представьте, на участке вдруг съезжаются два 220-тонника, между ними остается совсем небольшой просвет, и это при том, что правые борта машин идут у самой обочины. Наш «УАЗ» рядом с ними смотрелся простой букашкой. Чтобы увидеть, кто сидит в кабине автосамосвала, приходится изрядно задрать голову.
Сегодня на «Черногорском» трудятся четыре великолепные машины, своего рода мамонты современной техники. Не потому, что древние, а потому что очень уж большие и мощные. Между прочим, таких автосамосвалов нет больше нигде не только в Хакасии, но и на юге Красноярского края и в Туве. Поэтому, когда первые БелАЗы поступили на разрез, разговоров было немало – как себя поведет машина, насколько удобна и послушна будет в управлении, как скоро смогут водители освоиться со столь габаритной техникой. Впрочем, довольно скоро практика показала – самосвалы хороши, надежны, удобны, экономичны. Да и разницы особой между их «меньшими братьями» нет: разве что электроники в 220-тоннике побольше да двигатель более мощный.
- Когда наши водители со 130-тонных автосамосвалов сели в кабины 220-тонных машин, их немного испугали габариты автосамосвала, – поделился начальник технологической колонны Андрей Попеляев, - ведь машина очень высокая, широкая, ну представьте, только одно колесо диаметром почти четыре метра и весом около четырех тонн. Так что было опасение, как долго водители будут привыкать к габаритам новой машины. Но все прошло «как по маслу» - быстро освоились. Помню, как автомобиль-тягач отбуксировал с монтажной площадки в авторемонтные мастерские первый автосамосвал. Ни кузова, ни кабины не было. И когда произвели монтаж передних колес, капота, кабины - БелАЗ просто на глазах стал вырастать, становился громадным. После того как наладчики провели пуско-наладочные работы, а на монтажной площадке установили кузов, начали пробовать автосамосвал в эксплуатации.
С особым уважением водители и механики отмечают отличные свойства двигателя Cummins QSK-60 С. Представьте, после долгого пути на железнодорожной платформе, через полконтинента, в непростых погодных условиях, пришел-то он зимой, стоило мастерам только нажать пуск, как движок сразу же завелся Да, нам бы на легковушки такие двигатели, чтоб зимой часами не мучиться!
- Машина понравилась, - рассказывает старший экипажа Петр Потеряев, - конечно, сначала несколько настораживали габариты, но быстро привыкли и я сам, и другие наши водители. Условия работы очень комфортные, на мониторах вижу сразу всю информацию. Если раньше приходилось выходить из кабины, спускаться, осматривать машину, то теперь все данные получаю с помощью электроники. Еще одна отличительная особенность 220-тонника, у него очень мягкий, плавный ход, особенно когда идешь загруженным. Вес-то большой, вот и прижимает к земле осторожно.
Хотя на «Черногорском» работают опытные, высококлассные водители, все же прежде чем пустить за руль 220-тонника, рулевым пришлось посидеть за партой. Специально с завода-изготовителя БелАЗов приезжали представители, проводили обучение, результатом стала выдача допусков на новую модель.
Кабина автосамосвала скорее напоминает небольшой вычислительный центр, повсюду электронные табло, мониторы. На них в режиме реального времени поступает вся необходимая водителю информация о состоянии тех или иных агрегатов БелАЗа. И что очень важно, в машине имеется собственный компрессор. А это значит, что как только водитель увидит – давление в каком-то колесе вдруг начинает падать, он может не останавливаться на ремонт, не ждать бригаду, а сам подкачать шину.
16-цилиндровый двигатель, мощностью 1715 кВт, позволяет БелАЗу с легкостью перемещать 220 тонн груза – почти четыре железнодорожных полувагона! Впрочем, когда слышишь, сколько лошадок запрятано под капотом, удивление становится несколько меньше, ведь там ни много ни мало, а две тысячи триста пятьдесят мустангов. Конечно, расход горюче-смазочных материалов из-за этого маленьким не назовешь: только для системы смазки двигателя требуется 290 литров масла, почти полторы бочки. Для системы охлаждения двигателя – 720 литров охлаждающей жидкости. Расход дизельного топлива – почти три тысячи литров в сутки.
А между тем, несмотря на такие крупные цифры, в итоге оказывается, что именно этот гигант наиболее экономичен из всего парка БелАЗов. Удельный расход топлива у него меньше, чем у 130-тонника. Это было весьма приятным открытием для сотрудников разреза. Ведь они ориентировались на норму потребления топлива в 100 граммов на тонно-километр, а на практике оказалось всего 80 граммов на тонно-километр. Правда, это на простых маршрутах, какие показатели будут на сложных – еще предстоит выяснить.
- Производительность 220-тонного БелАЗа выше в два раза, по сравнению со 130-тонными, - говорит старший начальник смены Олег Еремеев. – Если производительность 130-тонных автосамосвалов в месяц составляет порядка 300-350 тысяч тонно-километров, то 220-тонные автосамосвалы в месяц выполняют транспортной работы - 700-800 тысяч тонно-километров. Более того, для данной модели имеется резерв по повышению производительности – при применении более производительной погрузочной техники значительно сократятся интервалы времени на погрузку данных автосамосвалов.
Так что опыт приобретения 220-тонников оказался успешным. Мощные, красивые и, несмотря на размеры, маневренные машины отлично вписались в технологическую цепочку на разрезе.
Валентина СОСНОВСКАЯ, «ЧР» №56 от 21 мая 2013 г.

Новости по теме: