Почему не пришел льготный автобус

Дата публикации: 13.08.2014 - 07:03
Автор:
Просмотров - 1028

alt

Ждем час, ждем два. И пешочком…

- Алло, редакция? Помогите! Льготная «семерка» почти перестала ходить! Уже несколько дней по часу ждем автобус, хотя по графику льготных должно быть пять! Что ж это такое делается!

Такие звонки в редакции нашей газеты - не редкость. Пассажиры жалуются на отсутствие льготных автобусов, на то, что, по их мнению, кондукторы самовольно превращают льготный рейс в обычный, попросту снимая табличку. На то, что график постоянно срывается, и по времени, и по фактическим приездам на конечные остановки. Да что говорить, мы точно так же ежедневно пользуемся городским транспортом, и сами видим, сколько с ним связано проблем. Этому сегодня посвящена наша «Актуальная тема».

На улице уже который час уныло моросил дождик, то разгораясь, то стихая, но все равно погода была крайне неуютной, к прогулкам совершенно не располагала, и единственная мечта – это побыстрей сесть в салон автобуса и добраться до дома ли, до работы. Однако нам с экспертом управления социальной поддержки населения Черногорска Евгенией Донцовой не до мыслей об уюте, дежурим на улице, сегодня мы вышли в рейд по льготным автобусам.

На остановке ПКСО можно передохнуть, огромная крытая площадка спасает и от дождя, и от пронзительного ветра. Наша задача - посмотреть, по графику ли отойдет автобус, в наличии ли у него положенные таблички, извещающие о том, что рейс льготный.

Пока время отправки не подошло, фотографирую: автобусы, людей, проходящие машины.

- А что это вы тут снимаете? – слышу из-за спины женский голос, в интонации явная подозрительность.

- Да вот смотрим, как автобусы льготные ходят, я из «Черногорского рабочего»…

- А вот это очень хорошо! Вы напишите, напишите про них! - тут же добреют по отношению ко мне глаза женщин, но начинают хмуро смотреть в сторону стоящего автобуса. – Вы знаете, что они творят! Сейчас дачный сезон, а маршрутки не дождешься! На кээсковских-то дачах еще ничего, а вот у сестры до участка нужно на «шестерке» добираться, так автобус постоянно не доходит до конечной, и люди пешком топают до города, чтобы сесть. А представляете, как это «здорово» с урожаем тащиться!

- Да и тут тоже постоянно проблемы, - внесла свою лепту другая женщина. – До пожарной части надо было съездить, так сначала замучилась ждать, пока туда маршрутка пойдет, а обратно так и вовсе не дождалась, час простояла, потом «плюнула» и пошла пешком. А смотрю, «семерка» на остановке треста столовых загорает. И ведь так постоянно! У меня зять на «Искоже» работает, часто жалуется на общественный транспорт.

В это время ожидавший в стороне автобус завел мотор и двинулся к остановке. Женщины подхватили свои сумки - и бодро на посадку.

- Но вы обязательно напишите, что они творят! – донеслось на прощанье.

Ну что ж, эта конкретная «семерка» ушла вовремя, положенная табличка «льготный» на месте, как говорится – претензий никаких. Пришла пора проверить, что на конечной «Искожа». По графику через 7 минут оттуда должен отойти еще один автобус маршрута №7. Приезжаем – никого. Ни на остановке, ни на старой площадке. Подождали, но – тишина. Что ж, очередной рейс до конечной сорван, благо, что сейчас там нет пассажиров. Хотя уже выезжая на дорогу возле пожарной части, видим, как к трассе уныло подходит женщина, явно – ждала автобуса, да не дождалась.

Что ж, такую картину и следовало ожидать. По собственному опыту знаю, крайне редко приходится слышать в автобусе на вопрос пассажира, идет ли он до «Искожа», утвердительный ответ. Как правило: «Нет». Причем даже в тех случаях, когда в графике заявлено прибытие на окраину города.

- Проверки проводим довольно часто, - говорит эксперт управления социальной поддержки Евгения Донцова, - специалисты распределяются по маршрутам. Мы смотрим, откуда отходит автобус, доходит ли он до конечной, соблюдает ли график. Есть ли положенные таблички, оповещающие пассажиров о том, что автобус льготный, а они должны быть на лобовом и боковом стеклах. В салоне автобуса мы проверяем наличие талонов для льготной категории граждан у кондуктора, смотрим, выдает ли она билеты. И в специальной таблице ведем учет, сколько льготников и какой категории проехали, ведь есть те, у кого бесплатный проезд на 100 процентов, есть те, у кого - на 50.

Прерываем на время наш рейд и возвращаемся в управление социальной поддержки.

- Итак, график девятый маршрут автобуса №7, время отправления 13.26 – он вышел? – слышим, как по телефону разговаривает с диспетчером начальник управления Ольга Шепель. - Не было. А почему? В чем причина невыхода? Сломался, понятно. И как часто у вас ломаются автобусы?

Передо мной лист бумаги, на нем отмечены все даты невыходов маршрутных автобусов на рейсы в июле. Надо сказать, картина впечатляющая. Глядя на таблицу, понимаешь – неудивительно, что порой приходится ждать автобус чуть ли не час, причем обычный, не льготный. Единственное, прилично выглядит на общем фоне маршрут №10. За весь месяц лишь один невыход. Согласитесь, это можно и простить. 6 «а» тоже «вела себя прилично», только три невыхода. Но «семерка»… Ох, «семерка»…

По второму и девятому графикам за месяц 53 сорванных рейса! По графику 7 – 15. В основном срывы происходят среди машин предпринимателя Семенова, у Горина меньше. Кстати, звонившие нам пожилые женщины, жаловавшиеся на пропавшие льготные автобусы, особо отмечали, что «горинские» ходят по графику, а вот «семеновских» отчего-то нет. Да и мы сами, пока стояли на улице, отмечали, то один не прошел, то другой.

- Если честно, нам хоть специалиста выделяй, который бы только и занимался отслеживанием того, как ходят автобусы, - возмущенно говорит Ольга Шепель. - А ведь деньги они берут большие! Я вообще считаю, что льготу надо изменить, как это сделано в крупных городах. Скажем, на месяц выдается проездной на 20 поездок, и все – человек едет, когда ему удобно, а не вынужден стоять и ждать льготный автобус. У него есть бесплатное право на проезд, и должен идти и садиться в любой автобус. Сейчас же сложная ситуация – никто толком не знает, сколько льготников перевозят автобусы, а деньги выделяются на это большие. Более того, сумма компенсации перевозчикам постоянно растет.

К примеру, по маршруту Абакан-Черногорск в день ходят два льготных автобуса, каждый совершает по семь рейсов. Если взять для сравнения шесть месяцев 2013-го года и аналогичный период нынешнего, то сумма компенсации выросла с 300 до 319 тысяч рублей (ежемесячно), при том, что количество льготников не увеличилось.

А ведь деньги идут из нашего общего кармана. Думается, что в республике можно было бы найти им более полезное применение, хотя бы для того, чтоб подлатать дороги.Â

Да и расчеты по количеству перевезенных льготников туманны. Ведь нередко люди едут не до Абакана, выходят раньше, или, напротив, по дороге в Черногорск садятся в поселках. А ведь это уже иная стоимость проезда. И рачительным хозяевам все же следует задуматься – стоит ли так дотировать перевозчиков.

НЕНУЖНЫЕ ОКРАИНЫ

Впрочем, и помимо льготных рейсов проблем с автобусами много. Попробуйте вечером, я даже не говорю о позднем, просто вечером уехать, скажем, от Треста до поликлиники. Порой приходится ждать и час, и полтора! Это еще ладно летом, а вот зимой стоять на остановке совсем не шоколадно.

А причина – в графике. Даже согласно ему автобусы ходят редко, а с учетом сходов с рейса количество маршруток и вовсе катастрофически падает.

Другая проблема, с которой сталкиваются жители окраин, нерегулярное появление автобуса на конечных остановках. Сколько жалоб приходит в редакцию на «единичку»! Каждую неделю получаем по несколько жалоб, мол, опять не пришел автобус на Гоголя.

И, наконец, в-третьих, это, собственно, география маршрутов. По сути, сегодня в Черногорске более-менее нормально можно проехать лишь по Советской и Космонавтов. Жители Майского, Аэродромного, «Крепости», Мира и прочих окраинных улиц вынуждены значительную часть пути топать пешком. Пара «единиц» и столько же «десяток» не в состоянии обеспечить быструю доставку. Еще хорошо, если знаешь график и можешь подгадать время, чтоб не ждать лишнего, а если не знаешь?

Ведь ввели в свое время хорошие маршруты 7 «а» и 7 «к». Пассажиры уже привыкли к ним, они были востребованы, но, в конечном итоге, вновь остались без этих рейсов. Да, понятно, что есть невыгодные маршруты, невыгодные рейсы. Вечером ездит меньше людей, к окраинам города тоже пассажирский поток мельчает. Но разве это повод вовсе оставить жителей без транспорта?

Ведь нужно помнить о социальной значимости вопроса.

Валентина СОСНОВСКАЯ, «ЧР» №84 от 12 августа 2014 г.

А ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОЧАЩЕ

Дина Концеренко:

- Чтобы долго не ждать льготный автобус, нужно просто вовремя выходить. А для этого необходимо лишь расписание маршрутов, которое всегда должно быть под рукой. С ним и время свое экономишь, и нервы. Бывает, конечно, автобус задерживается, но ничего страшного. Пара-тройка минут ожидания настроения не портят. Зато порой портят его кондукторы. Тяжелые люди попадаются. Одна, например, вызывающим тоном всегда требует не просто показать удостоверение, а обязательно открыть. Хотя я давно езжу и, думаю, тут хочешь-не хочешь, а все равно запомнишь лицо пассажира…

Владимир Быстров:

- Редко на автобусах езжу, но как-то раз нужно было добраться до шахтерской больницы, что на Девятом поселке. «Единицу» ждал-ждал – не смог дождаться. И ведь дело было днем, а не вечером! Позже узнал, что она, оказывается, в принципе редко ходит. Но чтоб настолько… В конце концов, пришлось идти до остановки, где ходит «семерка». Та появилась в считанные минуты. Получается, в центре города у нас без проблем можно уехать, а вот окраины – раз в час, и не чаще.

Наталья Шевченко:

- Я ветеран труда, часто езжу на льготных автобусах. На мой взгляд, они ходят нормально, даже в Абакан легко уехать. Расписание соблюдают. Бывают технические неполадки, когда ломается транспорт, но к этому относимся с пониманием. В последнее время мне не попадались грязные или неухоженные салоны. Скорее, наоборот, в некоторых автобусах даже мини-телевизоры есть, где крутят объявления. Удобно. А если где-то и бывает порванное сидение, то кого в этом винить? Не перевозчиков, а людей, которые то поцарапают, то разрежут мягкую обивку. Это вопрос культуры и воспитания.

Подготовила Вера ГЕРАСИМЕНКО, «ЧР» №84 от 12 августа 2014 г.

Автобус что-то припозднился...

Частенько черногорцы жалуются либо на опоздание автобуса (особенно льготного), либо вообще на его отсутствие, мол, расписание сказало: «Приедет!», а в реальности этого не случилось. Жалоба номер два - автобусы не доезжают до своих конечных остановок. Почему так бывает? С этим вопросом мы обратились к предпринимателю Александру Семенову.

- Наверное, больше всего вопросов касается именно моих автобусов потому, что моих - больше. У других перевозчиков льготного транспорта или нет вообще, или один-два. А у меня аж пять - и «семерки» есть, и «десятка», и «единица», и межгород.

Перебои из-за технических неполадок, которые рано или поздно постигают любую технику. Бывает, что автобус не приходит вовсе, но очень редко. Если возникает серьезная поломка, то в любом случае снимем автобус с другого, коммерческого маршрута, чтобы в расписании льготного транспорта пробела не было.

Что касается остановок, то в начале года действительно поступали вопросы о том, почему автобусы не доезжают до конечной остановки? Например, нужно на «Искож», а он останавливается у КСК. Такая заминка возникла в связи с тем, что расписание было не согласовано с администрацией города. Его поменяли, маршруты выстроили таким образом, чтобы транспорт до «Искожа» и КСК ходил через один. После этого жалобы исчезли.

Подготовила Анна ВЕЙТ, «ЧР» №84 от 12 августа 2014 г.

«Летят голуби над нашей зоной»...

Слов нет, хочется, чтобы автобусы ходили как часы, не бренчали запчастями как паралитики, но еще хочется, чтобы не превращались они в подобие зэковских авто. Почему-то водители маршруток и автобусов - горячие поклонники тюремного шансона. При этом они напрочь забывают, что автобус - это все же общественный транспорт, а не их личная машина.

Вот представьте, едете вы в утренний час пик на работу - народу битком, а тут еще на ухо какая-нибудь безголосая дива под нехитрую блатную мелодийку рыдает про судьбу-злодейку, как она воровала-воровала...

Ну в общем, перечислять, о чем поют в этих песнях, думаю, не нужно. Только вот хотят ли это слушать пассажиры, тем более маленькие? Я не против шансона, есть на самом деле трогающие за душу произведения и сильные исполнители, и глубокий смысл. Но в автобусах нам выдают какие-то низкосортные песенки в исполнении певцов и певичек. И еще. В некоторые автобусы зайти приятно, в других - пыль коромыслом, лобовое стекло «украшено» выцветшими букетами искусственных цветов (прямо как могилки) или болтаются грязные мягкие игрушки. Видно, какие работники - такое и рабочее место...

С уважением Татьяна Николаевна, «ЧР» №84 от 12 августа 2014 г.

НА НЕТ И МАРШРУТА НЕТ

 На вопросы по организации работы пассажирского автотранспорта ответил Владимир Сергеевич Ефремов, заместитель начальника коммунального отдела администрации Черногорска.

- Участвуя в конкурсе на обслуживание городских маршрутов, перевозчики, конечно же, стараются подать свои услуги в лучшем свете. Но вот договоры заключены, и начинаются рабочие будни, а вместе с ними и различные жалобы на работу пассажирского транспорта. Каков механизм контроля предпринимателей со стороны администрации?

- Все автобусы идут через муниципальный диспетчерский пункт, где следят за соответствием графика движения. Но администрация взаимодействует с предпринимателями и к ним применяет методы административного воздействия. По жалобам отправляем письменные запросы с требованием устранить нарушения. А разобраться с водителями и кондукторами – это уже дело владельцев автобусов, так сказать, внутренний вопрос предприятия.

- Отрицательные моменты в работе перевозчиков будете учитывать во время проведения следующего тендера?

- Он состоится в 2016 году. И конечно, если предприниматель не очень хорошо зарекомендовал себя, это нужно учитывать, чтобы было как можно меньше нареканий на работу общественного транспорта.

- В городе за последние годы стремительно вырос частный сектор, и большие жилые массивы не имеют автобусного сообщения. Например, так называемый «кедровник», который значительно шагнул в сторону Пригорска, районы ГОВД, РОЦ им. А.Лебедя, поселок за «Бастионом» в сторону трассы «Енисей». Каковы перспективы открытия в этих направлениях новых автобусных маршрутов?

- Перспектива такова – будут пассажиры, можно открывать новые маршруты. Если не будет экономически выгодного пассажиропотока, то предпринимателям нет резона обслуживать новый или измененный старый маршрут. Сегодня условия диктует рынок. Он регулирует спрос и предложение. Если было бы муниципальное автотранспортное предприятие как в прежние времена, то можно было бы все это организовывать, содержать. Но сейчас работают только частники, и себе в убыток обслуживать маршруты они не станут. Так получилось с маршрутами №7 «а» и №7 «к». В том районе автобус ждали единицы. Не выгодно стало перевозчику, он отказался.

- Не секрет, что график самого выгодного маршрута №7 построен так, что утром автобусы идут через 5-10 минут, а вечером, после 18-00 – гораздо реже. Иногда на остановках приходится томиться и по часу. Нельзя ли составить более удобный график для пассажиров, тем более – впереди зима, морозы.

- Новый график можно изменить только с января следующего года, тогда постараемся учесть пожелания и пассажиров, и перевозчиков.

Подготовила Марина ЗАДОРОЖНАЯ, «ЧР» №84 от 12 августа 2014 г.

Открой, шеф, я успел!

«Автобусная тема» - как бездонный колодец, сколько в него ни смотри, все равно дна не видно. Меня не перестает мучить вопрос: как на площади, размером в десяток квадратных метров, может разыгрываться столько драм? Только на моей памяти несколько случаев, когда пассажира то придавливала дверь, то, как обухом по голове, ударяло невежество кондуктора, а про скандалы «а-ля уступите бабушке место» вообще молчу. А вот свеженький пример, прямо, так сказать, из радиатора отопления.

Маленькое предисловие: маршрут №10 постоянно удивляет. Это относится и к водителям (или мне попадается один и тот же? Тогда это бы все объяснило), и к кондукторам. Первый либо гоняет по кривым улицам окраин так, что людям остается только подскакивать и ощущать себя дровами, то скандалит с пассажирами, крича что-то вроде: «Да хоть Путину жалуйся!». Кондуктор то элементарно отсутствует на своем месте (много раз приходилось проезжать от «Треста» до «Тридцатого магазина» лишь с водителем и ему же отдавать деньги за проезд), то слепо молчит, не отвечая на безобидные вопросы пенсионеров. Но последний случай потряс больше, чем все вышесказанное.

…«Десятка» тихо-мирно двигалась по своему маршруту. Автобус не полный, но большинство сидячих мест заняты. Остановка «Гостиница». Двери открылись, впустив нескольких пассажиров, и так же плавно закрылись. Автобус чуть двинулся, намереваясь выехать из «кармана», и тут же остановился – пропустить поток транспорта. В закрытую заднюю дверь что-то стукнуло. Все как по команде обернулись. За стеклом маячила палочка – кто-то, с трудом передвигаясь, все-таки сумел добежать до автобуса и сейчас легким стуком своей «третьей ноги» попытался сказать, мол, шеф, открой дверь, я успел!

Водитель нажал на газ, автобус дернулся вперед. Палка ударила чуть более настойчиво и чуть глуше – опоздавший из последних сил дотягивался до транспорта, пытаясь подать сигнал.

- Там инвалид, откройте двери! – громко сказала молодая женщина. Еще пять секунд. Автобус по-прежнему не мог выехать из «кармана». Снова стук в стекло – бедняга во второй раз «догнал» злополучный автобус.

- Да вы что, не видите, там человек с палочкой! – в голос закричали сразу несколько пассажиров. Народ, возмущаясь, переглядывался, искренне не понимая, почему водитель не открывает двери, ведь автобус все еще стоит у остановки, и по всем правилам (в том числе, моральным) должен впустить человека.

Дорога опустела. Автобус двинулся, так и не открыв двери. За стеклом в последний раз мелькнули палочка и поднятая вверх рука. Люди гомонили еще долго. Всех безумно возмутило не только поведение водителя, но и кондуктора, которая ни единым словечком не вступилась за больного человека.

…«Автобусная тема» - как бездонный колодец, сколько в него ни смотри, все равно дна не видно. А еще не видно элементарной вежливости, человечности и доброты.

Вера ГЕРАСИМЕНКО, «ЧР» №84 от 12 августа 2014 г.

Новости по теме: