По любому случаю – хоровац

Дата публикации: 18.08.2015 - 07:28
Автор:
Просмотров - 985

alt

Семья Нерсисян – Роберт, Карина, их тогда «пелёночная» дочь в Черногорск переехали в 93-м из Еревана. В «розовом городе» босоногого солнечного детства крепко-накрепко держали стены домов из шероховатого вулканического камня «туф», яркие, как молнии, юношеские впечатления, школьные друзья, знакомые, родственники. Жизнь вроде была на взлёте, только полёт не получался – всё вокруг разваливалось, теряло смысл, средства к существованию добывать было негде. Из окон многоэтажек торчали трубы буржуек - выживали, как могли.

Чашу терпения переполнили… роды, которые у Карины случились в январе, при полном отсутствии в родном городе отопления и электричества.

В больнице мужа попросили принести свечки. Одну поставили у головы будущей мамы, другую – в ногах. А в самые ответственные моменты доктор включал фонарь типа шахтёрского, укреплённый на голове. Теперь в семье есть фирменная шутка: вот, мол, какая красавица при свечке родилась! Так говорят о дочери Татевик - и вправду заметной - не раз доводилось встречаться на концертах, фестивалях, в библиотеке. Такое впечатление, что едва научилась девчонка ходить – сразу «в люди» - танцевать, петь, что-нибудь рассказывать. Они с мамой, как нитка с иголкой.

- Говорят, где родился, там и пригодился, а вам пришлось с грудным ребёнком кочевать в неизвестность, - травлю душу Карине.

- Муж с двоюродным братом и другими родственниками раньше бывали в этих краях – возили сюда собственноручно изготовленную обувь. Шили качественно, на совесть, из натуральной кожи, с учётом сурового климата. Людям нравилось - покупали. Для переезда, когда вопрос об этом «встал ребром», приглянулся Черногорск из-за относительно недорого жилья, приемлемых цен на продукты, доброжелательных людей. Так что мы (несколько семей) не в неизвестность отправлялись. Заранее были арендованы квартиры, главы наших семей знали, чем будут заниматься, как зарабатывать. К тому же грела мысль, что это ведь временно!

Прилетели в Хакасию в конце октября. Перед выходом из самолёта в аэропорту Абакана нас предупредили, чтобы одевались теплее. Ночь и вправду была студёной, хорошо, что нас встречали. Когда машина начала двигаться по кольцу от порта, вдалеке замаячило много огней. У меня от радости всё в душе всколыхнулось: ничего себе – ночью на улицах горят фонари! Но нас вдруг повезли в противоположную от электрического счастья сторону. Двадцать минут дороги до Черногорска показались вечностью.

- Утро всегда мудренее вечера…

- Да! Поселились в Северном районе. Включу кран – надо же, и холодная, и горячая вода. Гуляю с ребёнком – люди улыбаются. Тревога постепенно ушла.

- Как первую зиму пережили?

- Только и думала, когда же она закончится. Не хватало тепла, солнышка. Выйду во двор, укутавшись, как капуста, - соседи подшучивают: «Карина, на улице такая жара, а тебе холодно!» Теперь-то уже знаю, насколько затяжными бывают морозы, как долго приходится ждать весну.

- Дела у мужчин не сложились, раз пришлось оставить обувной бизнес и развернуться в совершенно другую сторону?

- В ту пору начался массовый завоз дешёвой китайской обуви, наши усилия по производству добротных туфель, ботинок, сапог из натуральной кожи утратили смысл. Попробовали открыть в Абакане шашлычную точку, но вскоре сошлись на том, что это как-то несерьёзно. И вскоре «нащупали» своё. Роберт по профессии – повар, в Армении работал по специальности. А здесь решил с братом открыть пекарню. Подвернулось помещение при угасающем заводе, и понемногу, с одного-двух мешков муки, начали печь хлеб. Вообще для армян хлеб, лаваш – это не только продукт, что-то большее!

- А слышали, что лаваш, ни больше ни меньше, признан одной из четырёх ценностей Армении в списке нематериального культурного наследия человечества? Недавно, благодаря сайту nazaccent.ru, узнала, что по этому поводу были серьёзнейшие баталии, в итоге участники очередной сессии ЮНЕСКО одобрили заявку. К слову, другими ценностями ранее были названы - искусство, символика и мастерство изготовления армянских камней-крестов — хачкаров, дудук и его музыка и исполнение армянского эпоса «Давид Сасунский».

- Интересная новость. Лаваш всегда на нашем столе – и в будни, и когда накрываешь праздничный стол.

- А в чём загадка?

- Это исконный армянский хлеб, с очень сложной технологией изготовления и долгим сроком хранения (исторически так сложилось – армян часто теснили с насиженных мест, поэтому в национальной кухне много блюд, которые долго не портятся). В деревнях пекли лаваш на зиму. Когда надо, доставали, сбрызгивали водой, ели. Делали его сообща: кто-то замешивал тесто, другие катали шарики, третьи раскатывали платы, другие надевали их на круги. Достанешь готовый хрустящий лист – запах не только аппетит, душу будит. Так что, естественно, наряду с обычным хлебом мы начали в пекарне массово выпекать и лаваш. Черногорцы давно его распробовали.

- Что до меня, если самой печь некогда (есть такая слабость – замесить тесто для бездрожжевых чёрных буханок с отрубями и кориандром), ищу в торговых точках ваши. Обязательно обращаю внимание – а, вот она, «моя» фамилия производителя. Можно брать – здесь хлеб вкус имеет: нужную кислинку, аромат.

- Нравится, да? Как для себя печём, сами его едим, детям даём. Слышала, как кто-то при разгрузке машины со свежей выпечкой остановился со словами: «Запах детства!» А о новомодных хлебопёках видели сюжет? Надо же додуматься – химию, консерванты в хлеб подмешивать! Нет, у нас принципиальная позиция – всё должно быть натуральным, чтоб не стыдиться людей.

- В вашей семье бизнес – мужское дело?

- Да, у мужа и брата теперь свои пекарни.

- А вы?

- Слежу за очагом, могу за пять минут накрыть красивый стол, так гостей встретить, что они на всю жизнь запомнят. Но! Моей энергии хватило бы или на преподавание (я в Армении в школе работала), или на собственное дело. Дочь теперь ругает – мол, не надо было замыкаться на доме, успевала бы и то, и другое, и третье! А у меня – слёзы на глазах. Вот и вчера снова об этом дома говорили. Вышло как? В Черногорске сын Размик родился, житейские заботы взяли в плен. Вместе с детьми рисовали, лепили, участвовали в конкурсах, концертах, шили костюмы, ходили в кружки, на секции. Меня, то ли в шутку, то ли всерьёз, даже работать в детский сад звали.

- Говорят, чтобы вырастить хороших детей, много денег не надо, а надо уделять им много времени. Похоже, вы как раз следовали этому правилу. Как думаете, проще было бы воспитывать ребятню в Армении?

- Думаю, проще. Потому что в этом деле не столько слова важны, сколько пример. Там бы они на каждом шагу видели, как должно быть. Здесь же приходится триста раз повторять, чтоб поняли, на мой взгляд, прописные истины. К примеру, об уважении к старшим. О том, что нельзя ругаться матом. В Армении, если у кого выскочит дурное слово, все – оп, ты что сказал? Не стыдно? Здесь пожилые и дети!

Об уважении к младшим. Дочь едва сдерживала эмоции, когда ей в Ереване в автобусе парни уступали место – впервые в жизни с таким столкнулась.

Или, к примеру, сыну разрешалось гулять дольше, чем дочери. Она мне: «Он твой ребёнок и я твой ребёнок. Почему ему можно больше, чем мне?»

Гости пришли – надо вместо удобной позы на диване принять приличную. Дочь возражает: «Я у себя дома сижу! Могу себе позволить!» Отвечаю: «Нет, не можешь!» Мне, в своё время, достаточно было взгляда, чтобы понять, - что-то не то делаю, вольность допускаю. Впрочем, не исключаю, что со временем эти строгости уйдут на второй, десятый план.

- Учителя были помощниками или не повезло?

- Ещё как повезло! Умницы, строгие и душевные люди. Сын сейчас учится на юриста, дочь выбрала туристическое направление, уже окончила университет. Со школьными учителями переписываемся по сей день.

Между делом Карина, ответив на телефонный звонок, попросила кого-то привезти … свекольную ботву. Разговор развернулся на 180 градусов.

- Звонила лучшая подруга, с которой познакомились 22 года назад, едва перебрались сюда. Разговорились в том самом дворе, где я никак не могла согреться, зацепило, что она похожа на мою сестру. Теперь уже и её, исконно русских кровей, об армянских традициях расспрашивать можно. Иногда, правда, Наталья не выдержит: «Как же у вас шумно, громко!» Но вскоре сама себе ответит: «Зато весело, народу много, есть с кем пошутить, поговорить».

Теперь уже Наташа соревнуется со мной в приготовлении армянских блюд. Сегодня будем яичницу готовить. Ботву покрошим, в подсоленной воде отварим, кинем на дуршлаг, затем со специями обжарим и зальём яйцами. Вкусно получится.

- Но почему ботва?

- А мы многое используем из того, что другие выбрасывают. А ещё траву, специи любим добавить.

- Тогда записываю: что на даче следующей весной посадить, какую траву-мураву?

- Базилик – обязательно. У этого растения в свежем и сушёном виде – разные ароматы. В сырое мясо можно класть, если нужно шашлык замариновать, в готовые блюда тоже неплохо добавлять. Пробуйте! Или давайте к нам в выходной на хоровац (шашлык), а? Это наше любимое блюдо, оно в любое время, на любом празднике – к месту. Ещё посейте цитрон, тархун.

- Этой весной не раз отведали шашлыка в Армении?

- Как без этого? Но ездим туда, понятно, не из-за мяса. Открывается дверь самолёта, и сразу окутывает невыносимо сладкий запах. Каждое утро распахиваю окна – надышаться не могу. Какой он? Влажный, лесной, цветочный. В каждом переулке – розы, повсюду – фрукты, овощи, зелень. Кто меня давно не видел, спрашивают: «Карина, почему так поправилась, а?» Советую любопытным вместо овощей и фруктов чаще есть картошку с мясом. Мол, тогда и на вас поглядим!

А если серьёзно, тянет в эту суету, на проспекты и улочки с прижившимся, неистребимым ароматом натурального кофе, который можно заказать на каждом углу. Недавно поняла - годами притяжение сильней.

Но я прекрасно понимаю: мои поездки – это праздник, а кому на празднике бывает плохо? Между тем работу в Армении найти по-прежнему сложно, многие там, как и раньше, живут за счёт заработков тех, кто выезжает трудиться «на сторону». Хотя Ереван за последние годы сильно преобразился, похорошел, приобрёл европейские черты, принимает толпы туристов.

- Как ощущают себя «между небом и землёй», между розовым городом и Черногорском, Татевик и Размик?

- С детства учили с ними армянский алфавит, вместе читали книги на армянском, много разговаривали о Родине. На что Татевик заявляла: «А я люблю Какасию!

Хакасия нас приютила, накормила, напоила, приняла, как добрая мама, искренне говорю. Поэтому детей учу: раз мы здесь живём, должны так поступать, чтоб все говорили: «Ай, молодцы!» Чтобы понимали: наша семья много делает для того, чтобы город стал лучше, чтобы здесь было интереснее жить, чтобы люди узнавали армян с хорошей стороны, для меня это очень важно.

Нужен хлеб бедным, помощь городу – мы рядом. Приглашают на фестивали, концерты – с удовольствием. Ходят дети на кружки, в секции – должны не просто проводить время, а добиваться результатов. Так и было, к примеру, когда сын занялся боксом. Хорошие результаты показывал, за город выступал на соревнованиях.

- Помните, был момент, когда на государственном уровне приходилось вести речь, мол, тем, кто приехал в Россию, необходимо придерживаться существующих здесь правил. Эти разговоры стали следствием выстрелов на свадьбах, уличной лезгинки.

- Много думала об этом, и соглашалась, и нет. Моя семья всегда готова принять и поддержать хорошее. Но первыми мыслями после тех дискуссий были: мы видим много пьяных, курящих, иногда стыдно за девушек, теряющих облик, за беременных с бутылками. Принимать это? Нет, не будем. А для доброго всегда открыты. Что до выстрелов – это из-за того, что свадьбы принято отмечать громко, чтоб все знали, испокон веков так пошло. Но в современных условиях, на мой взгляд, это недопустимо.

- Фестивали национальных культур «Храни свои корни» - как хоровац за вашим столом – изюминка, вкуснотища. Мне нравится, когда горожане в национальных костюмах, встречаясь, «перемешиваются», будто хоровод водят. Многие друг друга уже хорошо знают, обмениваются новостями, радуются встречам.

- Это, действительно, находка организаторов из городской библиотеки. Они очень тёплые люди, правильное дело продвигают. Сначала, помню, какая-то напряжённость, настороженность присутствовала, а теперь собираемся, как друзья. Тем более, ни одна встреча не похожа на другую. Это необходимо ещё и для молодёжи, чтобы они видели, как надо общаться, кто есть кто, как важно беречь традиции, национальные языки, обычаи. Кстати, в честь Нового года обычно собираем «хакасских» армян на большой праздник. Девушки здесь с парнями знакомятся, молодёжь «подзаряжается» традициями, подпевает наши любимые песни.

- А русские напевы? Не вписываются в формат ваших встреч?

- «Ой, мороз-мороз» очень даже любим затянуть.

- А на свадьбу, с которой только что вернулись из Красноярска, кто пригласил?

- Знакомые. Их сына несколько лет назад призвали служить в Абакан, поэтому они как-то вышли на нас (многие запросто выходят). Мол, навестите, сладостей увезите, разузнайте, что и как. Мы всё сделали, а когда парню причитались увольнительные, привозили его к себе, принимали, как родного – как иначе? А свадьба была у его сестры. Традиционная, многолюдная, смотрите, как танцевали!

И мы с Кариной надолго уткнулись в её планшет – армянской музыке удивлялись, танцы смотрели, невестой любовались, дудук слушали. Размышляли, почему эти звуки так ранят, трогают? И отчего не только Карине – мне тоже не хотелось прерывать этот маленький концерт.

Марина КРЕМЛЯКОВА, «ЧР» №64 от 18 августа 2015 г.

Новости по теме: