С 25-летним Михаилом Гожиным познакомила председатель ТОС «Шахтёрский» Наталья Касьянова. Неугомонная, вся с головы до пят в идеях и задумках, прослышала о талантливом парне, который живёт по соседству, и помогла устроить его первую персональную выставку в филиале библиотеки на ул. Горького.
Вглядываюсь в сюжеты выставленных картин, ловлю неуловимые переходы цвета… а в это время за мной пристально наблюдают: «Ну, как думаете, что за техника?»
За плечами «художки» нет, но чутьё подсказывает – это что-то не из ряда. Выдыхаю, когда узнаю, что картины, с их динамикой и размашистостью штрихов, выполнены… из пластилина.
- Миш, почему краски не используешь, что за страсть к липучему материалу? Из детского возраста не вышел?
- Не в этом дело, просто не рисую красками. Пробовал, как-то не ложится, наверное, не моё. Первой пластилиновой была работа «Венеция», город на закате – тёмный рисунок с тайной, загадкой. Её у меня сразу украли, после этого долго не брал в руки пластилин.
А вскоре подвернулся случай удивить одноклассников знакомого парня из седьмой школы. Нарисовал пластилином деда Мороза и Санта Клауса, школьник сдал работу учителю. Потом были другие картинки, парня стали отправлять на конкурсы. В конце концов, нас разоблачили.
- Как Электроников?
- Примерно!
- Зачем прятался?
- С первыми местами обычно не везло, а тут был шанс. К тому же, когда всё вскрылось, со мной захотели познакомиться учитель рисования и директор школы. Итогом общения стали разрисованные стены в холле школы. Наталья Владимировна Киселёва (она очень хотела, чтобы школа была не просто новой, свежей, но и уютной) предложила на одной стене расположить композицию о физике, на другой – о музыке и биологии. Задача была понятной, но волнующей и довольно ответственной. Сначала договаривались, что набросаю эскизы, обозначу на выделенной площади контуры рисунков, а ребята помогут всё это раскрасить, однако, в конце концов, не выдержал, подключился сам, чтобы в полной мере выразить задуманное, отразить собственное понимание цветопередачи. Ребята всё это наблюдали, разглядывали, что и как получается… Кто-то заказал картины, а для одной из девочек разрисовал коридор квартиры в стиле мультфильмов.
- Тебе нравится перерисовывать. А собственные сюжеты изобразить не пробовал?
- Может быть, это впереди. Мысли есть, только делиться ими пока не хочется.
- Пластелиновая техника – трудное дело?
- Муторное. Наношу шарики или жгутики маленькими кусочками, в итоге должен получиться очень тонкий слой.
- Это делается на одном дыхании?
- Женщину со скрипкой рисовал 12 часов, трёх богатырей – 20, казаков – 18 часов.
- Боишься отвлечься и забросить полотно, охладеть к нему?
- Да, так бывает. Недавно убирал у шиншилл, нашёл рисунок, начатый два года назад.
- Твоё постоянное место работы?
- Зольщик на котельной «Южная». Во время физической работы голова может быть загружена какими угодно мыслями. Хоть новую картину замышляй, хоть над рассказом думай. Сплошные плюсы!
- Рассказом?
- Пишу его в течение 14 лет. Герой – безбашенный военный, который постоянно что-то придумывает, мастерит. Его так и зовут – то механиком, то изобретателем. Это рассказ всей моей жизни, который никак не могу дописать. Сам очень хотел служить в армии, но не вышло, теперь вот есть жизнь реальная, и та, что в рассказе, которая тоже могла бы состояться и уйти в другое русло. Кстати, мой герой страсть как обожает форму и кирзачи. Я тоже люблю рабочую одежду и грубые сапоги. Только благодаря матушке сегодня – в обычной одежде, в честь открытия выставки. А так – именно в робе чувствую себя человеком.
- Может быть, когда-нибудь всё-таки захочется выпрыгнуть из кирзачей? Сверстники, небось, об офисах, туфлях лаковых мечтают?
- А я об армии мечтал. Теперь хоть так отрываюсь.
- Твои работы украшают стены одного из новых стильных кафе в Абакане. Как они туда попали?
- Есть девушка-друг, через неё. Подсказала, что в кафе «Ван Гог» проводится выставка работ в стиле экспрессионизма, и часть работ «поехала» туда.
- На выставке – ещё и маски. Что за идея?
- Красивые, нравятся?
- Интересные.
- И делать интересно. В основе – слепки с моего лица. Гипсовую форму оборачиваю целлофаном, наношу пластелин, после – папье-маше. В прошлом году пробовал раскрутить бизнес, продавать маски, картины. В итоге, по большей части, всё раздал, раздарил.
Миша, о чём ни спроси, отвечает, будто заглядывает в колодец – глубокий и холодный. Не отводит карих глаз, выдаёт, по всему видно, думанное-передуманное, будто слепленное из пластелина… и замороженное.
О маме с девичьей фигурой, которая всегда рада откликнуться на призывы коллег-общественников, говорит: «матушка». И пластелин на картинах будто становится чуть мягче.
Спрашиваю Инну Гожину, Мишину маму, которая, к слову, тоже рисует, как и многие в родне: мол, иные родители не поддерживают творческие порывы детей.
- Я наоборот! – спешит с ответом. – Миша и в художественной школе учился, и частные уроки брал. Я старалась помогать развить его способности, не идти наперекор желаниям и таланту.
Теперь хлеб насущный зарабатывает сам, и занятие для души имеет. А что будет дальше, жизнь покажет. Человеку всегда даётся шанс, и если он стремится к цели, непременно добьётся задуманного.
А значит, есть надежда, что парень допишет-таки рассказ всей своей жизни. И картины нарисует – те, что пока лишь в воображении. Не исключено, что не только любимым пластелином, но и традиционным маслом, как мечтает мама – она не сомневается, что всё получится как нельзя лучше.
Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора. «ЧР» №44 от 2 июня 2016 г.