Пластиковые города крепче бетонных

Дата публикации: 28.05.2013 - 02:05
Автор:
Просмотров - 766

alt

Пластиковые города крепче бетонных

Впервые громко о проблеме китайских теплиц в республике заговорили лет восемь назад. После того, как каждое утро тысячи автомобилистов продирались к столице Хакасии сквозь густой дым, как по этой причине было даже отменено приземление самолета, к властям пришло понимание – надо что-то делать. Ведь, что ни рейд милиции, так десятки гастарбайтеров без документов и разрешения на работу. Жители сел возмущались крайне безобразным поведением «южных гостей» на наших землях – после их теплиц на почве отказывались расти даже ко всему привычные сорняки. А уж о «качестве» продукции и вовсе шел отдельный разговор.

Спору нет, по сравнению с овощами местных производителей, китайские изрядно выигрывали, да и сейчас выигрывают, по цене – в несколько раз ниже. Но вот вопрос, чем достигалось такое удешевление? Помню, в 2005 году я брала интервью у тогдашнего начальника УФСБ по РХ Александра Щукина, и в беседе, в частности, был затронут «китайско-овощной» вопрос. Глава республиканского УФСБ отметил, «сейчас опасность в том, что продукция, которую они производят, содержит полтора десятка различных химикатов. На то, чтобы быстро поднялась зелень, чтобы быстро появились завязи, чтобы был объем, чтобы этот объем быстро превратился во внешне спелый, и так далее. И вся хитрость в том, что на стадии вегетации очень много недопустимых для пищевого продукта химикатов, но на стадии созревания они исчезают. Вопрос: вот исчезают ли они на самом деле или мы не научились их распознавать? Может, просто у нас нет таких технологий, которые бы позволили их выявить». .»

В конечном итоге тогда констатировали факт – увы, но обозначить все химические ингредиенты питательного бульона для растений не представляется возможным.

Между тем, тепличная экспансия нарастала, все громче звучали возмущения жителей Хакасии, в результате, значительные массивы полиэтиленовых городов в буквальном смысле слова, оказались под ножом бульдозера.

С одной стороны, вроде бы мы могли вздохнуть с облегчением – теплицы уже не загрязняют наши землю и воздух, подозрительная продукция больше не будет на рынках смущать своей дешевизной. На практике оказалось, что, во-первых, китайские помидоры и огурцы никуда не делись, более того, их состав по-прежнему был таинственен и непостижим.. По крайней мере, после того, как однажды пришлось срочно уехать на полторы недели, по приезде в холодильнике меня встретила странная субстанция, некогда бывшая огурцом. Глядя на нее, так и хотелось воззвать к помощи, мол, она на меня смотрит, она живая!

Во-вторых, на полях, куда бульдозеры попросту закопали тепличные хозяйства, пышным цветом стали «цвести» обрывки полиэтилена, труб, проволоки и прочего инвентаря, который никак не тянул на удобрения. Более того, многие местные жители стали в меру своих сил и способностей помогать в дальнейшем замусоривании и без того многострадальной земли. Проедьте мимо дач на «Опытном», посмотрите, какая масштабная свалка образовалась там по другую сторону дороги. И тут уж, как ни крути, не к китайцам претензии адресовывать, а к родным соотечественникам, действующим по принципу: а что такого, все кидают, ну и я!

Впрочем, основной раздражитель – теплицы, в те годы все же исчез из поля зрения. Однако нынешней весной жалобы вспыхнули с новой силой.

На минувшей неделе в редакцию позвонил житель Девятого поселка, он возмущался бездействием властей, не замечающих китайские тепличные комплексы, в которых регулярно топят свои печки, а дым идет в сторону горожан.

Признаться, мы несколько удивились звонку – спрашивали знакомых, специалистов, пытаясь понять, где же расположены теплицы. В конце концов, нам указали предполагаемый адрес: за село Зеленое в сторону бывшего совхоза «Заря».

И, правда, в нескольких километрах от Зеленого в степи вольготно раскинулись крытые полиэтиленом конструкции. Несколько десятков полуоборванных теплиц, но видно, рабочих – там штабеля новых ящиков под овощи, в другом месте груды бревен и труб, прокопанный арык. Да, оказывается, и в самом деле никуда китайские гости не делись от нас. На всякий случай проезжаем вперед еще несколько километров, и вдруг, за очередным поворотом натыкаемся на настоящий овощной город: в сотнях строений кипит работа. А вокруг груды ящиков, мусора, топлива.

Как выяснилось, эти комплексы хорошо знакомы и прокуратуре Усть-Абаканского района, и специалистам Россельхознадзора.

Весной этого года совместная группа проводила проверку, сотрудники выписали предписания об устранении нарушений и административные штрафы. Как выяснилось, более суровые меры они не имеют права применять.

- Дело в том, что данные земли принадлежат гражданам, которые сдают их в аренду китайцам, - прокомментировала помощник прокурора Усть-Абаканского района Марина Ридзель, - прокуратура не имеет полномочий предъявлять претензии к физическим лицам. Если бы речь шла о юридических, то мы бы уже с ними разобрались.

Снести тепличные города, как это было в прошлом десятилетии, нынче, увы, невозможно – в 2009 году изменилась судебная практика. Словом, вся надежда на Россельхознадзор по РХ. Ведь, кто как ни они стоят на страже земельных интересов, отвечают за грамотное пользование почвой, чтобы и ныне живущим хватило, и потомкам досталось в хорошем состоянии.

Однако после беседы с начальником отдела земельного надзора Россельхознадзора по РХ Ольгой Федоровой, ясности становится еще меньше. Из каких-то особых соображений контроль за состоянием почвы у оставлен весьма выборочно. Специалисты могут заниматься вопросами плодородия, но не имеют права касаться вредных выбросов в атмосферный воздух – эта прерогатива передана Росприроднадзору, нет возможности контролировать внесение ядохимикатов в землю – оно в ведении Роспотребнадзора. Да и сам контроль за землепользованием у Россельхознадзора, весьма не внятен.

- По закону сегодня разрешено на землях сельхозназначения рыть оросительные каналы, - говорит Ольга Федорова, - и пока туда ни зароют мусор, привлечь к ответственности владельца нельзя. Что касается захламления территории, мы выдавали предписание, предприниматель убрал часть мусора.

Во многом сложности с решением проблемы теплиц заключаются в том, что фактический владелец земли – житель Хакасии, сдающий в аренду свою территорию, арендатор же, как правило, живет в КНР, здесь только работают его гастарбайтеры. В итоге, к физическому лицу у нас законы лояльны, да и не все уровни власти имеют право привлечь его к ответственности. По мнению специалистов, непосредственно заниматься решением этих вопросов должны власти районов, но они почему-то этого не делают.

- Я считаю, что в разрешении ситуации больше всего заинтересованы органы местного самоуправления, - продолжает Ольга Анатольевна, - ведь на их землях безобразие творится, они должны обращаться с исками в суд. Между тем, эта проблема сегодня очень актуальная. Китайские теплицы есть в Бейском, Аскизском районах. Теплицы строятся уже на Урале, в Самарской области, это общероссийская проблема, но решения до сих пор нет.

И вот это-то странно. На первый взгляд, в стране существует огромное количество всевозможных структур, которым, кажется, под силу решение любой задачи. Тем более – в области экологии, ведь о приоритетности этой проблемы говорят на самых высоких уровнях власти. Да что далеко ходить – нынешний год объявлен Годом охраны окружающей среды. Но по факту мы получаем совершенно иной результат, в полном соответствии с принципом о семи няньках, у которых единственный ребенок и тот без глаза остался.

В частности, возникают вопросы в отношении таможенных служб. Ведь не под землей пробираются жители Китая в Россию, следуют обыкновенными рейсами – так почему на границе не могут отсечь тех, кто проникает на территорию незаконно, без разрешения на работу? С другой стороны, каким образом опять же таможня пропускает в страну тонны неизвестных ядохимикатов?

На днях на канале РТС вышла программа «Резонанс», посвященная проблеме китайских теплиц (видно, и впрямь, назрело, раз одновременно разные СМИ занялись вопросом), и в ней крайне любопытную информацию озвучил заместитель руководителя управления миграционной службы по РХ Дмитрий Тамаровский. В частности, он отметил, что сегодня около двадцати ведомств заняты решением этой задачи, вы только представьте – около двадцати! Каждое что-то делает по своей линии, но в целом – толку не видно. Единственное, что обнадежило в его выступлении, это заверение о создании в ближайшее время межведомственной группы, которая будет уполномочена решать весь комплекс вопросов, связанных с китайскими теплицами.

Что ж, хочется надеяться, на этот раз сложная, и по сути, тупиковая на сегодня ситуация, будет разрешена. Только бы не опоздали. Это лишь, кажется, что земли у нас много, на века хватит, как показывает практика, при таком варварском отношении, почва очень быстро приходит в негодность, а сколько времени займет восстановление после полиэтиленового отравления – не подскажет ни один ученый.

Валентина СОСНОВСКАЯ, «ЧР» №60 от 28 мая 2013 г.

Новости по теме: