Осколки архитектуры

Дата публикации: 12.10.2012 - 07:28
Автор:
Просмотров - 921

alt

Архитектура каждого из городов совершенно уникальна и обязательно поразит приезжего неожиданным образом или строением, а вот в городе, где родился или вырос, живешь и работаешь, ничего удивительного вроде и нет. Все просто, привычно и заурядно - город и город. Но в то же время такой он один. Не верите? Так прогуляйтесь как-нибудь по знакомым улицам и внимательней рассмотрите старые дома.

Стиль застройки черногорского центра - знаменитый сталинский классицизм, изобилующий греческими элементами: знал вождь толк в архитектуре. Говорят, мог самолично черкануть на эскизе какую-нибудь загогулину, которую потом проектировщики доводили до совершенства, а приезжавшие в Москву иностранцы присматривались и гадали, что ж они там такое взгромоздили на греческие портики, эти русские?

Сталинские постройки можно встретить в любом городе. Возводились они с 30-х по 60-е годы прошлого столетия, и судьба их сегодня сложилась по-разному. В Абакане, например, «сталинки» стоят раскрашенные, по-новомодному отремонтированные. В Сорске и Абазе - рушатся и приходят в негодность. Пожалуй, только в Черногорске можно еще полюбоваться всем разнообразием сталинской застройки в его первоначальном, хоть и обветшавшем за последние десятилетия, великолепии.

Кварталы у «Спутника»

Самый презентабельный вид в советской архитектуре имели номенклатурные «сталинки» послевоенной застройки. Квартиры были в них в основном 3-4-комнатные, с потолками более 3 метров, высокими межкомнатными дверьми и настоящей лепниной. Планировка предусматривала рабочие кабинеты, детские, гостиные, полезная площадь некоторых помещений могла достигать 30 кв.м. Строились такие дома для партийной элиты, директоров предприятий и приближенной к «эшелонам власти» творческой интеллигенции. В Черногорске «директорские» дома расположены на улицах Советская и Ленина в районе их пересечения с улицами Дзержинского и Мира. Пара таких домов сохранилась на улице Бограда и в центре Девятого поселка. Они на пару этажей выше соседних кварталов, со стройными эркерами, многоскатными крышами, бельэтажами. Несколько таких домиков, выстроенных по соседству друг с дружкой, составляют единый ансамбль. Конечно, потемнели их карнизы, давно не ремонтировались пожарные лестницы и водостоки, но стиль и строгие формы сохранились. Так же стремятся куда-то вверх, а штукатурка окрашена в цвета светлого будущего - бледно-золотистый и слабо-розовый.

Одним словом, квартал «Спутника» - самый стильный уголок Черногорска. Сплошь нетронутые улучшениями «номенклатурки». Они куда скромнее, чем «директорские» дома того времени в Кемерово или Новосибирске, чуть ниже в высоту, менее размашисты по площадям. В то же время, это более поздняя жилая застройка, оттого и планировка лаконичней. Высокие окна и вертикальные линии настойчиво требуют себе модных интерьеров, вот и пользуется спросом у риэлторов этот уголок Черногорска в последние десятилетия.

 

Скромное обаяние социализма

Для простых тружеников в те времена строили не только длинные низенькие бараки со шлако-засыпными стенами, саманными (это из глины вперемешку с соломой) и из просмоленной шпалы. В Черногорске сохранилось много двухэтажных жилых домов для рабочих. Такие же кирпичные, также оштукатурены и покрашены, но поскромней, пониже, покоренастей номенклатурных, с деревянными лестницами и междуэтажным перекрытием. Ни лепнины, ни другого украшательства. Зато стены толстые, дворы просторные с лавочками, качелями и сараями. В 90-е годы, помнится, когда так называемые «элитки» были редкостью, квартиры в таких домах уходили как горячие пирожки. Сейчас почти все сталинские двухэтажки в Черногорске обзавелись пластиковыми окнами. А некоторые из них еще и обшиты сайдингом - пластиковыми панелями для наружной отделки. Оттого стали такими непохожими на себя, странными и нелепыми, хоть и предельно облагороженными.

Самые старые бараки со шлако-засыпными стенами в Черногорске давно снесли и на их месте построены настоящие дома, но существуют еще райончики, где сохранились послевоенные сталинские бараки. Такие же толстостенные, кирпичные (порой - саманные) оштукатуренные и покрашенные, только одноэтажные, с деревянными скособоченными ставнями на заржавевших петлях. Двускатная крыша и несколько входов с крылечками. Со стороны улицы - полисадник с петуньями, со стороны двора - крохотный огородик и длинный ряд так называемых «углярок». Внутри таких квартир - две комнатки и маленькая кухня с крохотной печкой. Настоящие хоромы после голодных послевоенных лет!

Интересно, как в те давние времена, когда в стране еще не было ни денег, ни коррупции, решали, кто из трудящихся - лучший строитель коммунизма, достойный проживать в комфортабельной двухэтажке, кто - совсем никудышный, и место ему в приземистой, похожей на землянку халупе, а кто - достойный претендент на квартирку в бараке с печным отоплением? Вот хотя бы и в этом, по улице Богдана Хмельницкого, дожившем до нынешних времен. Во дворике по осени увядает клен. Сам барак с одного боку разрушен, с другого - радует взгляд обновленной окраской и пластиковыми окнами. До сих пор служит людям и весьма живописно выглядит.

Близится эра

«Сталинский ампир» наиболее наряден в общественных постройках - дворцах съездов, домах культуры, спортивных комплексах. Почти в каждом крупном российском городе можно найти застроенные подобным образом площади, проспекты и парки. В Нижнем Новгороде, например, обширный комплекс Дворца культуры Горьковского автозавода пышно украшен советской геральдикой и фигурами строителей коммунизма. Ткачихи с мотками пряжи, шахтеры с отбойными молотками, ученые с тубусами, учительницы с транспортирами... Все такие огромные, сильные, молодые, одухотворенные - невероятное по эмоциональному воздействию зрелище! Герб Советского Союза с выпуклыми зернышками пшеницы, увитой лентами, на земном шаре с маниакально-географической точностью изображены очертания континентов! Красотища неописуемая!

В Черногорске масштабы не те. Однако нет-нет, да и встретится какая-нибудь символика на фронтоне. Как, например, на здании управления городского образования. Много геральдических композиций и изображений трудящихся на центральной улице Девятого поселка. Отколовшихся, потемневших. Надо сказать, что участь сталинских общественных построек в Черногорске весьма печальна. В отличие от используемого по назначению жилья, наша эпоха все никак не найдет им достойного применения.

Взять хотя бы здание бывшего черногорского Дворца пионеров. Пионеров уже нет, а дворец стоит. И пионеры гипсовые, в галстуках, до сих пор водят хоровод на баллюстраде здания и поют, наверное: «Взвейтесь кострами, синие ночи». У них даже костер есть - гипсовый. Настоящая музыка, застывшая в камне! Это теперь он такой неприглядный с жалкой вывеской «продается», а в конце 70-х внутри были просторный холл , выложенный шахматной плиткой, и лестница в две стороны с гипсовыми пузатенькими перилами, похожими на кегли, как в настоящем дворце. Хорошее место было. Наверное, рухнет скоро.

Или бывший кинотеатр «Россия»... О нем сейчас и писать не хочется... А вот в прежние годы тут было на что посмотреть: классический греческий ордер - вот база, вот капитель, вот стилобат совершенно гладкий, без излишеств. На двух рядах колонн покоится антаблемент, словно в каком-то афинском храме, а лепнина из скрещенных знамен с кистями раньше напоминала, что ни о каких Афинах и греческих храмах не может быть и речи. Черногорск здесь, город угольщиков! Сейчас она куда-то исчезла без следа. На ее месте, на уцелевшем фронтоне - попытка графитти. В центре этого безумия - Владимир Ильич Ленин, стоит и все не может понять, куда катится мир.

Между тем мир не стоит на месте. Сносятся старые здания, строятся новые. Современные люди, как все люди, во все времена, хотят жить красиво, иметь комфортабельные дома, посещать модные заведения. Только, думается, и старое надо беречь. Зачем его рушить-то «до основания» - вон ведь как все тут очаровательно, на улице Советская! Чуть-чуть бы побольше цветов и порядка, а воздуха и тепла не на одно поколение черногорцев хватит.

Татьяна Корнева, «ЧР» №119 от 13 октября 2012 г.

 

Новости по теме: