Опережая время

Дата публикации: 05.04.2016 - 07:37
Автор:
Просмотров - 611

alt

…На исходе рабочего дня в дверях редакции вдруг раздалось громкое: «Здравствуйте!».

На пороге стоял седовласый мужчина. В годах, но по-бравому подтянутый, энергичный.

- Хочу рассказать о том, как 60 лет назад наша горно-проходческая бригада совершила скоростную проходку, - начал он. - Мало того, мы даже установили всесоюзный рекорд!

Об истории города, о людях, которые эту самую историю творили, мы стараемся писать как можно чаще. Обидно, что уже далеко не всегда можно найти очевидцев событий, произошедших 40, 50, 60 лет назад - кого-то уже нет в живых, а у кого-то здоровье настолько пошатнулось, что, как говорится, не до разговоров. Оттого вдвойне приятным оказался визит человека, который сам захотел поделиться своей историей.

…В первый раз Александр Клейн спустился под землю на семнадцатой шахте еще будучи студентом. Штрек, в котором оказались парни, был укреплен деревянными балками определенной толщины, - часто использовали лиственницу и пихту. Все выглядело надежно, да и может ли быть иначе? Оттого, когда балки вдруг затрещали, все рванули на поверхность с такой скоростью - пуля бы позавидовала.

- Для мужиков, давно там работающих, это было делом обычным. Все же понятно - увеличивается горное давление, земля давит на балки сильнее, оттого дерево «плачет» и начинает потрескивать. Но для нас это было в новинку. Я тогда даже подумал: видно, в первый и последний раз спускаюсь под землю - страшно! - улыбаясь, вспоминает Сан Саныч.

Но после окончания горного училища вновь вернулся на шахту, уже на седьмую, выбор, куда идти трудиться, был невелик. Молодой парень быстро освоил одну из основных шахтных специальностей, стал проходчиком. Кто знаком с их трудом, знает, что легким его назвать никак нельзя: проходчик прокладывает путь в недра, проводя подготовительные горные выработки для последующей добычи угля. Обязанностей немало: проходчик обуривает забой, чтобы подготовить шпуры (углубления в породе) для закладки взрывчатки, убирает обваленную взрывом породу, устанавливает крепи, прокладывает рельсовые пути.

Понятно, что здесь требуются, прежде всего, сила и выносливость, а также наблюдательность и быстрая реакция на аварийные сигналы. Последнее как-то раз пригодилось особо. Проходчикам нужно было вытащить на поверхность тяжеленную каретку - это передвижная установка для бурения скважин. К работе подойти основательно - подтащить, погрузить на вагон и выдать на-гора. Только взялись, и… увеличилось горное давление, затрещали стойки… Мужики вытащили эту каретку за несколько минут! Горный мастер страшно удивился, мол, вот так скорость!

Именно эта самая скорость и помогла бригаде проходчиков А.Черноморцева совершить проходку по 28-му конвейерному штреку. Ее на уровне страны назвали одной из самых быстрых. Команда из лучших работников в течение месяца совершила проходку длиной 419 погонных метров. И это при норме 150-160 метров. Тем самым они подготовили очистной фронт для 29-й лавы. С большим успехом шахта тогда вырвалась вперед, на рекорды.

Многих за это наградили, в том числе и Александра Клейна - орденом «Знак Почета». Сегодня в его копилке много наград, имеет звание «Почетный шахтер», нагрудные знаки "Шахтерская слава" всех степеней, медаль «За трудовую доблесть» и многие другие. Но шахтерские награды до сих пор являются самыми ценными.

- На шахте ничто не делается просто, - говорит Сан Саныч, - там ты всегда в напряжении, потому что опасности находятся на расстоянии вытянутой руки. Оттого каждый раз на работу мы шли, как в бой, скидывали куртки и, голые по пояс, брались за сверло… После того, как взрывник заложил взрывчатку и привел ее в действие, мы слушали: а прогремел ли взрыв в соседнем забое? Обогнала нас соседняя бригада или нет? Вот так соревновались!

К работе подходили со всей ответственностью, себя не жалели. В среднем за смену проходчик лопатой выкидывал на поверхность 22 тонны угля. А в бригаде Сан Саныча трудились так, что это было куда весомее - 30 и даже 40 тонн. Порой глянешь на огромную кучу и усомнишься: а правда все это человек перекидал? Неужели так велики его возможности? Плюс к этому таскали лес, которым укрепляли стены и потолок штрека. Там, вверху, при свете солнца казалось, что такие огромные бревна даже сильный мужчина поднять не сможет, а внизу проходчики просто брали и делали это.

- Многие политики сейчас называют то время застойным, а нам так не казалось вовсе, - вспоминает Сан Саныч. - Застоев у нас никогда не было, мы трудились в полную силу, так быстро, как могли. Конечно, техника помогала: первыми появились скрепперы, это землеройно-транспортные машины для копания, перевозки и укладки грунта. Хорошая, долго мы на ней работали. Потом уже другие машины, мощнее…

За рекордами по проходке он наблюдает уже несколько десятков лет. Говорит, вроде и техника за это время сделала большой скачок вперед, а такого рекорда, как тогда удалось поставить его бригаде, не встречал.

- Наверное, мы опередили свое время! А если серьезно, то это заслуга сразу нескольких факторов. Во-первых, была жесточайшая дисциплина, ни у кого и в мыслях не было увиливать от работы, халтурить. А во-вторых, тогдашний директор шахты Пилипчук сам лично приходил в забой, спрашивал, что нужно. Отношение было хорошим, дружественным. Оттого и перебоев не было.

Тяжелый труд не может не изматывать. Но молодость имела свои плюсы. Сан Саныч, приходя с работы в пятом часу дня (тогда был восьмичасовой рабочий день), частенько ложился спать - организм требовал отдыха. Будильник ставил в ведро - чтоб звенел громче, иначе не разбудить! Пара часов - и исчезала усталость, и снова хотелось куда-то бежать, что-то делать.

И он делал - занимался спортом. Привел к этому случай.

- Как-то повздорил с одним парнем-тяжеловесом. Не прав был он. Я не смог смолчать - раз! скрутил его за руки и уложил на лопатки. Это увидел тренер Владимир Лукин, оценил, да и поманил к себе в секцию по боксу. «Дозанимался» до чемпиона Красноярского края по борьбе. Может, и дальше бы пошел, да получил травму на шахте. Борьбу пришлось отодвинуть на второй план.

…Накопленный опыт пригодился и когда Сан Саныч стал заместителем директора по производству на шахте №17. В общей сложности под землей он провел 45 лет, в 2003 году ушел на заслуженный отдых, да и то лишь когда стало побаливать сердце.

Оно тревожится до сих пор, очень хочется увидеть коллег, вместе с которыми они когда-то установили громкий рекорд, поговорить. Конечно, многих уже нет в живых, но, возможно, кто-то еще прочтет, захочет встретиться, вспомнить. Если что, телефон Сан Саныча у нас в редакции.

Вера ДАНИЛЕНКО,

фото автора

Новости по теме: