Она владеет внеземной… и самою земною из профессий

Дата публикации: 14.07.2015 - 06:18
Автор:
Просмотров - 674

alt

Кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» Татьяна Зыкова – одна из немногих женщин-шахтеров, отмеченных высокой наградой.

Пять лет назад мне уже довелось писать о начальнике смены в очерке «Беспокойное хозяйство Татьяны Зыковой», и вот новая встреча. Ведь за это время прошло немало изменений на фабрике, вместо одного модуля теперь уголь перерабатывают два. Значительно модернизировалось оборудование, в цехах стало светлее, вот только шум от работающих грохотов никуда не исчез. Говорить в таком гуле просто невозможно, скорее голос сорвешь, чем побеседуешь, поэтому мы договорились встретиться в рабочем кабинете Татьяны Александровны.

Обстановка здесь простая – стол, несколько стульев, старенький сейф и монитор с телефоном, вот, пожалуй, и все. Но только мы успели поздороваться, как беседу прервал телефонный звонок:

- Ты какую секцию запустил? – обратилась по громкой связи к невидимому визави Татьяна Зыкова.

- Правую запускаю, но на сороковой проблемы. – Пока диспетчер отчитывается, начальник смены выбирает на экране монитора нужный квадрат, куда транслируется изображение участка в он-лайн режиме.

- Так ты запустила сороковую? Нет? Все понятно. Так шламы прокачивайте, пока с сороковой разбираются. И что с другой секцией? Что с левой? Модуль раскачали, все расшламовали? Хорошо. До связи.

- Вы теперь отсюда руководите рабочим процессом, из кабинета? – не могу не поинтересоваться. Ведь на первый взгляд все удобно – десятки камер видеонаблюдения передают в режиме прямой трансляции данные со всех участков фабрики, теперь начальник смены и по цехам не ходит, из своего кабинета направляет процесс!

- Нет, сюда я захожу нечасто, - с легким смехом и несколько снисходительно отвечает Татьяна Александровна. - Конечно, как прихожу на смену, сразу включаю монитор, смотрю данные с камер видеонаблюдения. Ну а потом в цеха, нужно все на месте видеть.

- Я понимаю, что начальник смены - это весьма ответственная должность, но все же, чем конкретно он занимается?

- Да всем! Полностью ведет процесс обогащения, на нем лежат все организационные вопросы: вагоны, поставка угля, вывоз концентрата с модуля, завозка продукции, погрузчики, БелАЗы, стабильная работа смены, ремонт, если мы остановились. Иначе говоря, пока идет моя смена, я отвечаю за работу всей фабрики. Включая качество продукции. Работаю совместно с ОТК, с начальником смены разреза «Черногорский», они мне дают шихту, и я смотрю – какой уголь возят, сколько породы, сразу же реагируем, если качество падает. Например, мол, вы везете такой-то пласт, с которым невозможно работать. Веду большую корреспонденцию.

- Сколько лет в общей сложности вы уже работаете на фабрике? И сколько из них - начальником смены?

- На фабрике 37 лет. А начальником смены чуть поменьше. Начинала работать аппаратчиком углеобогащения, 11 месяцев была в этой должности, затем перевели мастером, месяц им была, и с 1979 года стала начальником смены. Правда, не знаю, как это проходило по документам, но фактически я им была.

- Не устали от работы? Это же большая нагрузка, такой темп!

- Нет, не устала, я люблю свою работу. В этом году мне будет 61 год, и просто не представляю, как уйду на пенсию, как буду сидеть дома без своей фабрики, без своего коллектива, без этой кипучей деятельности. Ведь всю жизнь в этом. Конечно, не говорю, что как пройдет день рождения, так и уволюсь. Сколько смогу – я проработаю. Но ведь когда-нибудь все равно придется уходить, и мне уже сейчас страшно, как останусь без всего?.. Дети давно уже настаивают, чтоб ушла, но я им говорю, что дома просто захирею. А сейчас крайне редко хожу на больничный, пожалуй, по пальцам можно пересчитать. У меня даже карточки в поликлинике нет.

- А вариант перейти на более легкую работу не рассматривали?

- А где у нас на фабрике более легкая? У нас вся работа тяжелая. Сидеть же в диспетчерской я просто не смогу, быть на одном месте – не мое. Мне туда-сюда нужно бегать, все своими глазами видеть!

- Как изменилась ваша работа, когда добавился новый модуль?

- В основном, за работу того цеха отвечает свой начальник смены, но все равно контролируешь, регулируешь, советуешь. Конечно, нагрузка добавилась, но я считаю, что это не так много. Да, это отдельный корпус, другое оборудование, они обогащают класс угля 0.25, в этом отношении там сложнее. Могут и трубопроводы зашламоваться, если технология нарушается.

- Знаю, что, когда шло строительство нового модуля, старый цех тоже модернизировался. А насколько серьезным было перевооружение?

- Во-первых, везде поставили камеры видеонаблюдения, данные с них в он-лайн режиме мы теперь можем видеть на мониторах. Во-вторых, ввели новые весы. Раньше у нас были весы на 40 модуле, а сейчас на 24, 441, 442 модулях. Везде камеры, везде автоматика. Но я б не сказала, что это особо облегчило работы. Я прихожу с утра и час-полтора, если много бумажных дел, провожу в кабинете. Да, в это время контролирую процесс по монитору. А потом в цеха. Нужно видеть своими глазами, что происходит. Ведь автоматика может сбиться.

- Да, Марина. (беседу вновь прерывает телефонный звонок)

- Работают обе секции, левая тоже запущена.

- Мне нужно объяснение, кто дал распоряжение запустить насос 147 на стоящий модуль? Мне надо разобраться, в пять часов будет отчет. И еще, скажи, сколько БелАЗов у нас возят? 214-й в каком состоянии, отремонтировали экскаватор?

- В преддверии Дня Победы на всех предприятиях подводили итоги трудовой вахты памяти, и я помню, что вас тоже награждали как победителя. Скажите, в чем секрет того, что вы уже далеко не первый раз становитесь лидером различных профессиональных соревнований?

- Необходимо, в первую очередь, обладать организационными способностями, во вторую – надо уметь работать с людьми. Хотя, пожалуй, это тоже в первую очередь. Оба качества крайне важны для успешной работы начальника смены. Не каждый человек умеет работать с людьми, тем более с женским коллективом. С ними сложнее, чем с мужчинами. Нужно уметь ладить, где-то погладить, где-то строго спросить, где-то по душам поговорить, где-то пожурить.

- Я так понимаю, начальник смены должен уметь требовать. Как часто вам приходится этим заниматься?

- Безусловно, уметь настоять на своем, уметь потребовать выполнения задания начальник смены обязан. Без этого он просто не сможет работать. И этим я занимаюсь каждую смену. Если не будешь требовать, то работа начнет сбоить. Другое дело, что тружусь начальником уже очень давно, и все знают, что я за человек, поэтому особенно не вступают в споры, понимают, что лучше сделать так, как я сказала. Ведь не в своем огороде прошу картошку убрать! Вы пришли на работу, так что будьте любезны выполнять ее хорошо, а не сидеть и не смотреть на нарушение технологии, грязь и т.д. Больше всего не люблю в человеке враньё. Ошибиться может каждый, но натворил – скажи, мол, так и так, а не ври, не выкручивайся, не спихивай свою вину на другого.

- А в домашней жизни такой жесткий характер не мешает?

- Если честно, то мешает. Привычка командовать, она, конечно, за воротами фабрики не оставляет. Но стараюсь себя обуздать.

- Когда мы с вами встречались пять лет назад, вы как раз тогда были награждены СУЭК за отличную работу автомобилем и говорили, что обязательно научитесь водить. И как, реализовали задумку?

- Да. Не сразу, правда, времени все не хватало. Но в прошлом году пошла на курсы автолюбителей, окончила их, минувшей весной сдала на права и сейчас сама вожу машину. Правда, по Абакану еще не рискую ездить, слишком молодой водитель, но по Девятому поселку веду машину уверенно. Тут большую помощь мне оказал муж дочери, мой зять - отличный мужчина, всегда меня поддерживающий, и вот он, как бывало свободное время, уезжал со мной за город и где-нибудь на пустынной дороге я садилась за руль, училась. Еще очень сильно наставник помог. Молодой парень, но такой терпеливый, выдержанный, так объяснял хорошо.

- На 36 путь кто у нас будет грузить? Там выставлено 11 вагонов, – вновь нас прерывает звонок, и это на протяжении каких-то 20 минут! И впрямь, работа начальника смены очень напряженная. Но что делать, если без него многие вопросы не могут быть решены. Вот как этот – вагоны подали под погрузку, а погрузчика нет.

- Я сейчас перезвоню, может, горный 010 даст, но пока никого нет, – отвечает Татьяна Зыкова и немедленно набирает чей-то номер.

- Жень, привет, у меня на 36 путь выставили вагоны, а есть всего два погрузчика, ты не можешь меня выручить? 010 не дашь?

- Он сейчас работает, а потом у него ТО. Так что – грузи двумя, - звучит в ответ мужской голос.

- Да, видимо, так и будем – где-то остановим, пока на 36 грузить будем.

- Сейчас я Гореву позвоню, может, найдется еще погрузчик…

- Я помню, что в прошлую нашу встречу вы особо отмечали коллектив, много говорили о своих девчонках.

- Ну а как иначе? Говорят, что один в поле не воин, а на фабрике тем более. Здесь одному вообще нечего делать. Только вместе мы можем добиться правильной работы. Конечно, каждый вкладывает в общее дело. И аппаратчицы, и слесари, и инженерно-технические работники. С Владимиром Владимировичем Бойко мы уже за 30 лет, как вместе работаем, Дима Калистратов и Андрей Герасименко – мои ученики, итээровцы. Александр Иванович Горьков и Игорь Владимирович Пивоваров – с ними тоже много лет проработали. Конечно, сейчас приходит много молодежи, есть хорошая. Учу их не только выполнять распоряжение руководства, но и своей головой думать.

- И как, молодежь подает надежды?

- Нет не подающей надежды молодежи, есть плохие наставники, я так считаю. Конечно, многое зависит от их стремления, желания трудиться в выбранной профессии и к кому они попадают в руки, кто их обучает, наставляет.

- К слову, о наставничестве. Вы воспитали много работников, труд ваш отмечен наградами, а сколько всего их у вас?

- Ой, я даже и не помню. «Шахтерская слава» 2 и 3 степеней. Медаль ордена «За заслуги перед отечеством» 2 степени – эта главная награда. Ну и много грамот, благодарностей.

- Что значило для вас вручение медали ордена?

- Даже и словами передать сложно, что чувствовала! Для меня это было признание моей работы. Вот все говорят: «Ты его заслужила». А я поправляю – нет, я его заработала. Понимаете, ту же не скажешь, что, мол, было приятно и т.д. Эмоций гораздо больше, чем можно рассказать о них.

Для меня очень значимо и важно, что мои заслуги увидели другие люди. Что оценил работу Алексей Богданович Килин, я его очень уважаю. Конечно, ведомственные награды тоже важны, но здесь особо ценно то, что правительство страны обратило на меня внимание, как на шахтера, на женщину. В нашей же профессии женщин очень редко награждают, а тут такая оценка. Это, конечно, важно для меня!

Больше того – это заслуга всего нашего коллектива. Я никогда не устану повторять, что без коллектива мы бы ничего не смогли. Только в общей работе мы достигаем профессиональных высот. И моя медаль – она не только мне принадлежит, это заработал наш коллектив, наша фабрика, все вместе. И когда я получила медаль, то утром, после ночной смены, на отчете, прежде чем доложить, как прошла смена, я встала и сказала коллективу: «Спасибо!»

Беседовала Валентина СОСНОВСКАЯ, фото автора. "ЧР" №54 от 14 июля 3015 г.

Новости по теме: