Охота на опят

Дата публикации: 03.09.2015 - 03:22
Автор:
Просмотров - 725

alt

Вот и лето прошло. Как-то незаметно убавился день, по утрам прохладно, днем солнце еще пытается пожарить, но зноя и духоты уже нет. С улыбкой вспоминаешь, как весной, сажая картошку, шутливо говорили: «Вот посадили, а не успеешь и глазом моргнуть, как второй хлеб и копать надо, а там и Новый год».

Действительно, жизнь наша быстротечна, как вода в реке…

Наступившей осенью мне не надо идти на работу - свое уже отработал, гостюю у племянницы в деревне. Нынче худо-бедно, но грибы были, нарезали груздей - рыжиков, в сентябре, говорят, пошли опята.

Встаю рано, за окнами пасмурно, накрапывает мелкий дождь. Выпиваю кружку парного молока, собираю вещмешок с перекусом и термосом, кладу обыкновенный мешок для опят (если найду) и успокаиваю племянницу, говоря, что не хочу на машине, а хочу пройтись пешком по тем местам, где мои ноги не ступали почти три десятка лет. Тогда, работая в школе, я полкал на мотоцикле.

зобравшись на гору, глянув с высоты, вижу всю деревню, особенно поражают деревья в палисадниках с золотым отливом пожелтевших листьев. А вот и бор. Пересекаю одну за другой лесные тропки, подмокшая листва и пожухлая трава еле шуршат под ногами. Поднимаюсь с одного ложка и опускаюсь в другой, высокий папоротник замочил мои брюки.

«Так ли я иду?» - задаю себе вопрос.

«Так, конечно, так», - успокаиваю себя и иду по заброшенной дороге. И вдруг в чаще кто-то с шумом тяжело взлетает. От неожиданности я слегка пугаюсь, а потом в мозгу проносится: «Э, да это глухарь!» Сто лет я не видал этой птицы. И тут нахлынули воспоминания. Мальчишками мы ходили в этот лес, да не просто так ходили, с ружьем, переломкой 16 калибра. У Лехи Стрельникова отец был лесником, и он давал ему ружье, а может, Леха сам брал? Надо позвонить и спросить. Он тоже пенсионерит в Черногорске. Так вот, мы, мальчишки, стреляли с этой переломки, иногда подстреливали белок, не говоря даже о сусликах. Обдирали и варили с тушками белок, сусликов похлебку.

Да что-то сейчас белок не вижу. Да, разумеется, без собаки Дружка, который был у меня в детстве, и не увижу. Бывало, встанет Дружок на задние лапы, а передние упрет в ствол сосны и начинает охотничий лай, значит, там в ветвях - белка!

И тут снова раздалось прямо с дороги мощное хлопанье крыльев глухаря. Взлетел и тяжело поднимается в небо. Эх, жаль, что я не охотник, иду за другой добычей.

И вот папоротник давно исчез, стали попадаться пеньки давней вырубки сосняка. Вот они милые опенушки! Да как дружно, по-семейному они облюбовали пеньки! В бору никого нет, поэтому не спеша снимаю рюкзак, выкладываю из него поклажу и начинаю срезать грибные гроздья опят. Через некоторое время понимаю, что я молодец, не зря взял мешок. Грибная добыча основательна. Можно теперь и насушить, и намариновать лесных деликатесов!

Дождик давно перестал, но в лесу сумрачно. «А не попить ли нам чайку?» Раскладываю свой «перекус», из термоса наливаю в стаканчик горячего чаю и начинаю трапезничать. Ага, а день-то уже клонится к вечеру, пора отправляться до дому, до хаты. Пристраиваю к углам мешка тесемки, и большущий рюкзак готов, а настоящий зеленый рюкзачок придется тащить в руке.

Шагаю торопливо, не останавливаясь. Опять пошел дождик. Что-то мне кажется, я тут не шел, никаких знакомых примет не попадается - вокруг, насколько хватает глаз, только лес и серое небо.

«Не надо торописа, не надо волноваса», - говорят японцы по-русски, так и мы будем действовать. А уже и смеркается. Вот беда! Спокойно и странно: ни в руках и ногах нет никакой усталости, словно я и не бродил целый день по лесу.

И вдруг где-то справа зазвучал мотор автомобиля, а затем послышались автомобильные гудки.

И тут мои ноги начали сдавать нормы ГТО. «Эге-ге..!» - человечий голос словно пронзил сгущающающиеся сумерки. Я ответил радостным воплем и скоро выбрался на торную дорогу.

- Ты гдей-то бродишь? - спросил Андрей, муж племянницы.

- Да природой любуюсь и озоном дышу, - ответил я, погрузив грибы в багажник и садясь в машину.

После бани за чашкой чая я рассказал о своем хождении по бору.

- Да тут и блудить-то негде, - сказал Андрей.

- Да он же отвык от пеших прогулок, - рассмеялась племянница. - Ладно, что ты поехал, а то ночевал бы в бору.

Спал я хорошо, правда, снились глухари, говорящие грибы, что-то еще гротескное. А утро было солнечным, светлым, ласковым. И от радостного утра на душе тоже было покойно и хорошо. Охота удалась!

Леонид РОМАШКО, «ЧР» №69 от 3 сентября 2015 г.

Новости по теме: