Огонь на Чыл Пазы покормил глава республики

Дата публикации: 27.03.2014 - 03:45
Автор:
Просмотров - 889

alt

Жителям Хакасии повезло - Новый год у нас в республике можно отпраздновать дважды:вместе со всей страной 31 декабря и по хакасскому календарю - в день весеннего равноденствия. В субботу в республике встретили Новый год по национальному календарю.

«Голова года» - Чыл Пазы - относится ко дню весеннего равноденствия 22 марта. Хакасский календарь называется «мучел» (двенадцатилетний цикл). Каждый «мучел» соответствует одной из пяти стихий и обозначается определенным цветом: небу (синий), огню (красный), земле (черный), воде (белый), растительному покрову (зеленый). Пять «мучел» составляют 60 лет или один век - «пукул».

Праздник нынче провели в новом формате.

Глава республики Виктор Зимин, возглавивший делегацию из руководителей всех районов и городов Хакасии, после обрядов кормления огня и повязывания чалома на священную березу, вплел в гриву белоснежного священного коня голубые ленточки. После чего началось театрализованное действо, собравшее множество зрителей.

Артисты театра «Читиген» представили постановку «Колесо времени» (ставшую первой изюминкой дня), в которой четыре божества - времена года - читали Книгу судеб, предсказывая хакасскому народу холодные и теплые годы. Холодные - это трудные годы коровы, лисицы, зайца, человека (обезьяны), овцы, а к теплым, благоприятным относятся годы мыши, ящерицы (дракона), змеи, курицы. Одиннадцатый год этнические группы хакасов именовали по-разному. Качинцы считали его годом собаки - годом недостатка молочных продуктов, а сагайцы хорошим, теплым годом журавля.

Замыкал двенадцатилетний цикл у качинцев трудный год свиньи, а у сагайцев хороший год козы.

Нынешний год седьмой в 12-летнем цикле - год лошади, считается теплым годом.

Узнали зрители и о том, как возник хакасский календарь.

Случилось это, согласно легенде, благодаря Немеет-хану, который и создал 12-летний животный цикл. Открывает его год Мыши. И вот почему. Однажды Немеет-хан со своими приближенными стоял на берегу реки и наблюдал, как на другом берегу полыхал пожар от небесного жара и животные, спасаясь от огня, бросались в реку, пытаясь переплыть ее. И хан решил: в какой последовательности животные будут выходить на его берег, именем тех животных и будут называться года. Первым, как показалось людям, на берег выбрался лось, однако мышь, перебравшаяся через реку на его рогах, успела спрыгнуть на землю раньше,  вот и идет год Мыши перед годом Быка… Кстати, стоит отметить, что когда в 611 году первые послы хакасов прибыли в Китай, то китайский хронист, записывавший обычаи прибывших к ним, с удивлением писал, что китайский год под символом «цин» у хакасов называется годом Коровы, и так другие года именами всяких тварей…

На основе этого документа даже высказывается мнение, что именно хакасы подарили восточному миру 12-летний животный календарь, которым в Китае и Японии пользуются до сих пор.

Второй изюминкой стало оформление праздничной площади. Каждый район или город республики раскинул собственные юрты с накрытыми столами и декорациями, символизирующими один из месяцев. Сорск, например, представил три спаса в августе. Таштыпский район - урожайный сентябрь, а Усть-Абаканский район интересно обыграл березку в октябре, каждый листок которой напоминал о памятной дате месяца. Делегации Черногорска достался студеный ноябрь.

Гости праздника с интересом посещали экспозиции, фотографировались. Еще на площади, кроме привычных шашлыков и сладкой ваты, можно было отведать национальные блюда, поиграть в традиционные хакасские игры.

Кстати, в этом году Чыл Пазы отмечался в республике в 21-й раз после возрождения народной традиции, ведь в течение ХУIII-ХIХ вв. хакасский календарь был полностью вытеснен православным. Но благодаря тому, что руководство республики сегодня уделяет много внимания возрождению культуры и языка коренного народа, в Хакасии национальные праздники вызывают живой интерес. Наиболее популярные - Чыл Пазы и Тун Пайрам. Оба были возрождены в недавнее время: Тун Пайрам - в 1980-х годах, Чыл Пазы - в 1990-х. Сегодня эти праздники собирают тысячи жителей республики.

Марина ЗАДОРОЖНАЯ, «ЧР» №34 от 27 марта 2014 г.

Новости по теме: